Найти тему

Ухтомский волок - дневник экспедиции

Оглавление

Вперед - к Белому морю!

Путями предков - тащим лодку по реке Ухтомке.
Путями предков - тащим лодку по реке Ухтомке.

Дневник экспедиции - часть 3

начало этого путешествия можно почитать здесь (1 часть) и здесь (2 часть)

Проснулся от жары, на часах около 12 дня, Вовка спит неподалеку валяясь в траве. Постепенно приходим в себя, тихий солнечный день, глухомань, мобильной связи нет никакой, хотя до Липин Бора по прямой не более 30 км через бурелом. Завариваем сублиматы и отпиваемся кофе, умываемся под звуки Русского рока. Пришло окончательное понимание того, что мы добрались до того места, куда стремились все это время. Описывать подробно, что происходило следующие несколько часов нет смысла, просто есть видео, посмотрите как это было в живую, нас вымораживали постоянные завалы, при чем на этой речонке бобры как специально делали все, чтобы мы выбиваясь и сил перетаскивали лодку то по берегу, то пропуская лодку под деревьями.

Прошли пару бобровых плотин, навигатор показал, что неподалеку деревня. Решили остановится рядом с ней и пообщаться с местными, заодно выменять на деньги какой-нибудь топор. Деревня Переезд, человек пять жителей, узнали, что мы пришли на лодке из Белоозера, один мужичек даже вспомнил, что у них тут в древности был торговый путь и узнав о том, что мы аккурат занимаемся тем, что идем по нему, с радостью подарил нам небольшой топор! Я залез на какой-то полуразрушенный амбар и каким-то чудом смог отправить СМС в Москву – «у нас все отлично, связи нет!»

Попрощались с населением и поперли дальше, напутствие местных нас мягко сказать не обрадовало, помимо наших любимых бобров в тех лесах оказывается еще водятся медведи…. Сразу за деревней мост, река под ним скрыта в трех трубах, а перед трубами небольшая шивера. Кое-как протянули лодку против течения по шивере и я направил лодку в трубу, Володя потащил лодку внутри трубы, я смотрел на это с другого конца трубы на выходе и дико ржал. Нет, ну а что, он спал всю дорогу – пусть теперь и мучается! Сразу а деревней плотина, теперь сделанная людьми, в одном месте имеется открытый участок, там стоят верши, в вершах рыба.

Таким образом местные ее ловят в этих краях. Разобрали часть бревен, чтобы лодка смогла пройти по ширине, протащили лодку в щель, поставили верши обратно, а в качестве компенсации изъяли из нее пару лещей килограмма по полтора, на ужин. Снова завалы – каждые 200-300 метров завалы! Жалею, что не взял бензопилу! Периодически приходится перетаскивать лодку по берегу прямо через кусты. Глубина реки от 20 сантиметров до нескольких метров, периодически прыгаем с ходу через бревна, броня лодки держит на все 100%, уже не страшно наезжать на препятствие, мы уверены в нашей лодке! За поворотом опять засада, старинный деревянный мост… перетаскиваемся через него. Время около 6 вечера. Перед деревней Дурасово очередной мост, там не пройти, лодка не протискивается в щель – обнос. Силы на исходе, снова плотина и верши, прошли и эту засаду... Тарахтим дальше и наконец-то подошли к дороге А-119, река видимо за счет плотин достаточно глубока и полноводна, но ширина не более 10 метров, ныряем в трубу под трассой и движем вперед.

Удалились от дороги километра на полтора и очередная хатка бобров. До выхода в озеро Волоцкое около 4-х км, сил нет, время около 10 вечера. Именно в этот день мы наконец-то решили переночевать в палатке! Искупались, Вовка разводит костер и ставит палатку, я жарю рыбу отжатую у какого-то местного браконьера. Ребята, вы не представляете как вкусна была эта рыба! Сидели в глуши у костра и наслаждались свободо - мобильной связи все еще нет. Костер затухал и в ночи поползли в палатку и наконец-то улеглись в спальники и тут Вова решил вспомнить про медведей... В тот момент когда было уже невозможно просто шевелить руками и ногами. В общем проваливались в сон с мыслью, что все будет хорошо.

День 4

Проснулись около 6 утра, живые, медведи какие-то слабые пошли, всё на месте. Доели рыбу оставшуюся с вечера, заварили кофе, собрали лагерь, на все про все не больше часа – и снова вперед! Нам еще чуть-чуть до Волоцкого озера, прыгаем и тащимся, тащимся и прыгаем около 11 дня подошли к деревне Устье что на берегу озера Волоцкое, вот оно – счастье!

-5

В общем, так мы прошли первый этап нашего похода, теперь нужно думать как перебросить нас вместе с лодкой из бассейна рек Каспия в Бассейн рек Белого моря. Безусловно, для исторической справедливости нам бы следовало пройти по озеру Волоцкому еще с пару километров до заброшенной деревни Волок, откуда собственно в древности люди начали переброску своих судов через лес в озеро Долгое, там всего то 1,5 километра до воды по бурелому. Но после пройденной реки Ухтомки мы решили воспользоваться услугами местного населения, впрочем как в древности и делали путешественники в этих краях. Местное население и жило за счет того, что помогало в переброски судов из озеро в озеро.

Безусловно, наша лодка укомплектована транцевыми колесами, и дорога, которая связывает эти два озера позволяет нам вручную перетащить наш скарб самостоятельно, всего-то три-четыре километра. За световой день мы бы это осилили. Клянусь, в следующий раз я так и сделаю, когда наберется команда из 4-х человек. Но сейчас нам не до исторической справедливости, поэтому договариваемся с местными за дензаки о том, что при помощи какой-нибудь машинки нас довезут до озера Долгое. Через час у дороги появилась тентованная Газелька, закидали в нее нашу лодку, моторы и вещи и погремели по грунтовке к Долгому.

Надо отметить, что дорога вполне накатанная, не такая, как была в то время, когда мы приезжали сюда в 2013 году на разведку. Минут через 30 мы разгружались на берегу озера, из которого берет начало наш переход в реку Онега. Озеро Долгое и выход в реку Малая Ухтомица, вот первостепенная задача на этот день! Искупались, забросали вещи, поставили движки на свои места. Не стали отмывать и очищать нашу лодку, впереди еще несколько километров возможных завалов, решили выбросить ветки и мусор когда выйдем на открытую воду. Немного кофе и снова болотоход тащит нас по воде.

Около 4х часов дня мы нашли начало реки Малая Ухтомица. Тростник, кустики и отсутствие каких-либо деревьев первые пару километров, заболоченная местность - как-никак, нам сегодня везет! От свисающих кустов спасают очки, проходим сходу пригибаясь ниже ко дну лодки, река на удивление с минимумом препятствий! Да - повороты, да - есть трава, да - без болотохода тут делать нечего! Прошли под мостом в районе деревни Безменово, еще немного и снова мост в районе деревни Горка, его пришлось обнести по верху. Еще немного и река Малая Ухтомица впадает в реку Ухтомицу, которая заметно шире и полноводнее, болотоход рубит на максимально открытом дросселе, мы идем вниз по течению.

Появилась мобильная связь, виднеются деревни, проходим под мостом дороги с асфальтовым покрытием и решаем, что глубина воды и отсутствие топляков позволяет ставить основной мотор. Около 8 часов вечера в районе заброшенного населенного пункта с говорящим названием Погостище выскакиваем в реку Модлона! Да, видимо в этой деревне находили свой последний приют торговцы и паломники, именно здесь мы поняли, что мы реально вырвались из плена Ухтомского волока и теперь впереди только открытая вода!

Смеркалось, погода портилась и пошел небольшой дождь, но наша задача была до ночи успеть выйти в озеро Воже и причалить к берегу заброшенного города Чаронда, некогда стоявшему на великом торговом пути. В Чаронду пришли в темноте. Заброшенная церковь, покосившиеся деревянные избы, каменистый берег, прибой... Мы уставшие и мокрые стоим на берегу в бывшем городе Чаронда. Ни души вокруг! Расчаливаем лодку, ставим палатку и готовим ужин, сегодня костра не получится, идет дождь, готовим прямо в палатке – сублиматы наше все! Так прошел еще один день пути, нам требовалось отмыть и вычистить нашу лодку, но это все завтра – а сегодня отбой!

День 5

Очнулись около 10 утра, небольшой дождь бил по палатке, на озере шумела волна, вылезать из теплого спальника очень не хотелось. Но не для этого мы поперлись в эту даль что бы плющиться в палатке. Город встретил нас не очень гостеприимно, дождь, ветер и ни единой живой души. Решили прогуляться, зашли в церковь, отфотали еще не осыпавшиеся фрески и роспись стен, прогулялись на городское кладбище, - унылое место город Чаронда. Как бы нам не хотелось, но нужно было перетряхнуть лодку, чем пришлось заниматься под накрапывающим дождем. Ладони и пальцы рук были стерты и побиты, поэтому быстро справится с задачей не получилось, но тем не менее около трех часов дня, после небольшого перекуса мы двинули в сторону реки Свидь, которая вытекает из озера Воже. Небольшая встречная волна, низкая облачность, правым бортом прошли мимо острова Спасский или Спас. На нем некогда стоял Вожеозерский Спасский монастырь или как его еще иногда называют Чарондский, который был основан в 1427 г. Сейчас на острове ничего нет, осталась лишь красивая легенда про монаха, который решил покинуть обитель и утонул. Эту историю Вы при желании сможете нагуглить в инете. Встретили одну лодку с рыбаками, все-таки не мы одни в этом забытом всеми месте бултыхаемся!

Вошли в реку Свидь, по левой и правой стороне на входе в нее нагромождение самостроя в виде сараев и халуп рыбаков. Лодку расчалили под мостом, на котором еще некогда проходила узкоколейная железная дорога. Мост остался, а рельсы в 90е растащило местное население. Постояли под мостом около часа, подождали пока пройдет дождь, сделали пару видосов и фоток, да погнали дальше уже по реке Свидь вниз по течению. Усталость накрывала немилосердно, шел дождик, ветра не было вообще и около 8 часов вечера мы оказались на выходе в озеро Лача, за которым стоял город Каргополь, и начиналась река Онега.

Здесь я допустил ошибку, которая могла стоить нам слишком дорого: вместо того, чтобы продолжить движение и пересечь озеро Лача сейчас, я принял решение ставить палатку и отдохнуть от постоянного движения вперед. В общем нашли какой-то навес, который остался от туристов на берегу реки, поставили палатку, и под навесом, который спасал нас от дождя встречали ночь рассуждая о высших материях. С мыслями о высоком мы отправились спать, прошел очередной день нашего пути в Белое море.

День 6

Он начался от непонятного ощущения того, что на улице что-то не так. Ну то, что снаружи была ветреная погода это было слышно и так, но что-то еще непонятное ощущалось всем телом. Приоткрыв молнию стало ясно – палатка стоит в воде. Да, нас подтопило, река немного вышла из берегов и там, где еще вчера мы спокойно ходили в кроссовках, сегодня требовались сапоги. Нам повезло, что я не стал экономить при приобретении палатки, а взял реально хорошую вещь, мы, и наши вещи, которые были внутри спального отсека остались сухими! Кое-как вышли под навес и путем недолгих рассуждений выяснили следущее: ночью поднялся сильный северный ветер, который нагнал волну с озера Лача на исток реки, тем самым обеспечив подпор воды, и река Свидь, где мы собственно и разбили наш лагерь, вышла из берегов.

До выхода в озеро около километра, мы собираем вещи и укладываем их в лодку, нам понятно, что на озере шторм, но насколько он сильный не ясно, поэтому после быстрого завтрака стартуем и идем вперед. Перед выходом оказалось, что ночью ветер сдул из лодки мой спасательный жилет, поэтому я остался без индивидуального средства спасения, оптимизма это не прибавило, но что делать? Не звонить же в МЧС? Идем с подветренной стороны, берег реки прикрывает нас от ветра и вот выход в озеро, по которому нам нужно пройти всего то немногим более 30 км и войти в реку Онега, казалось бы – чего тут сложного. Перед выходом в озеро, по левому берегу замечаем рыбацкий самострой в виде нескольких домиков, одну кастрюльку, постройки времен дорогого и любимого, и пару человек живых людей.

Вышли из реки в озеро, встречный ветер и встречная волна. Как выяснилось чуть позже, в тот день в Каргополе были порывы ветра боле 20 м/с, поэтому в озере было реально нереальное волнение. Первые две волны захлестнули лодку и в ней сразу оказалось несколько ведер воды, мы сразу промокли, стало очевидно – мы не пройдем! Ширина озера в среднем 10 км, до ближайшего берега идти около 5 км, прикрыться берегом не получится – не дойдем. Разворачиваю лодку, и идем обратно в реку, нам необходимо переждать непогоду, иначе никак. Дождь, ветер, в лодке вода, в общем, настроение прямо скажем не очень. Становится понятно, что в такую погоду мы в палатке не отогреемся, поэтому решили попробовать попытать счастье у живых людей, которых мы видели на выходе. Мокрые и замерзшие причалили к импровизированному причалу с первого раза, ветер сдувал лодку в камыш, но мы справились, и по быстрому расчалили лодку по ветру. Подошли хозяева территории и сразу предложили свою помощь, кому как не им понимать погодные условия на водоеме и кроме того, они видели что мы выходили в шторм. Это были местные рыбаки, они предложили нам переждать непогоду в небольшом сарайчике, стоявшему недалеко от берега реки. Это было нашим спасением от дождя и диких порывов ветра, мы включили свой свет и развесили все мокрые вещи, дабы хоть как-то просохнуть. Интернета в тех краях нет, зато есть обрывки мобильной связи, при помощи которой мы связались с Москвой и у друзей запросили прогноз погоды на город Каргополь на ближайшее время. Прогноз не обещал ничего хорошего, на ближайшие двое суток ветер обещал быть не ниже 10-15 метров в секунду, да и местные ребята сразу сказали нам, что выходить на Каргополь на нашем подобии мотолодки как минимум самоубийственно. Надеюсь, Вы понимаете, что слова и выражения ребята подбирали совсем не литературные.

Время около часа дня, заняться абсолютно нечем, на улицу выходить просто не хочется. Нашли томик Есенина и поупражнялись в чтении классики вслух - надоело. Делать нечего, достали НЗ в виде литра бифитора и таким образом решили сгладить окружающую обстановку, по мере употребления в мою голову пришла гениальная идея, ведь у нас имелось абсолютно все для приготовления плова, вернее, его подобия. Банка бараньей тушенки, рис, лук, морква, зира, чеснок и вода, которая окружала нас со всех сторон. Не было только казана, вместо него использовали наш походный набор из кастрюлек. В общем, часа через три мы ели самый вкусный плов на свете, безусловно, в любое другое время его можно было бы назвать рисовой кашей с мясом, но в тех обстоятельствах это было деликатесом. Около пяти вечера нам позвонили из Москвы, сказали, что около 20 вечера в Каргополе ожидается снижение ветра до 10 метров в секунду. Это был наш шанс!

Пережидаем шторм в рыбацком сарае
Пережидаем шторм в рыбацком сарае

Выглянули за дверь, облачность поднялась и вдалеке было видно лучи солнца, которые вырывались из-под фронта облаков. Ветер реально стал потише, но тем не менее выходить было еще рискованно. Около 9 вечера стало понятно, что сидеть на одном месте просто невыносимо, нам всего-то нужно пройти 30 км по озеру и войти в Онегу. Выменяли за деньги у рыбаков старинный, но все еще крепкий жилет-черепаху взамен утерянного, ребята дали еще какой-то тулуп, так как наша одежда попросту была не рассчитана на эту погоду. В общем, в десятом часу вечера, еще раз как следует закрепив все вещи в лодке, пошли на штурм озера Лача.

Выходим на открытую воду, ветер хоть и стал потише и дождик перестал, и солнце виднелось за горизонтом но волна… Отошли от устья реки метров на 500 и снова нас накрывает встречная волна, причем накрывает прямо через нос, лодка сразу наполнилась неизмеримым количеством воды, открыл сливной клапан, а что толку, примерно раз в минуту нас накрывало волной. Мы сидели в лодке полной воды, сверху с нас стекала вода уже от брызг, лодку подбрасывало более чем немилосердно (про это есть видео). Идти галсами и лавировать между волнами просто не получалось, ветер и волна могла перевернуть нас, поэтому мы тупо шли носом на волну, по курсу на Каргополь. Удалились от устья реки километров на пять, до любого из берегов такое же расстояние, волна стала еще больше...

Волна перекатывает через нос лодки, заливает внутрь, и через верхний срез транца сливается назад, в лодке постоянный уровень воды под срез транца. Конструкция выбранной нами лодки спасала, дно высокого давления занимало определенный объем внутри, если бы мы пошли на пайольной лодке – наш мотор вряд ли справился с таким экстримом. Но мотор уверенно тащил нас вперед, на середине озера волна стала еще больше, порой появлялось желание сбросить в воду болтоход, который разболтавшись на посадочных местах заваливался на бок и грозил упасть на баллон лодки и прорвать его. Примерно в этом месте нам пришлось выбросить в воду топор, который так же грозил выпасть из своего места. Володя сидит впереди меня и прикрывает меня от брызг, холодно обоим. Все мокрые, ноги уже промерзли до костей, но мы все ближе и ближе к Каргополю. Километров в десяти, не доходя до Онеги, Вовка пытаясь подложить под вывалившийся болтоход какую-нибудь прокладку, до этого державший в руках кофр с моим Canon 600 не заметил, как фотоаппарат, подскочив на очередной волне выпал за борт лодки. Кофр я делал сам, он был влагозащитный и выдерживал поток воды сверху, но все же сразу стало понятно что фотику хана. Он плавал позади лодки в волнах, поворачивать назад было крайне опасно, подставлять борт волне было очень, очень опасно. Тем не менее спасать флешку с фотографиями было необходимо, иначе Вы бы не поверили в правдивость этих строк. Выбрал промежуток между валами, сброс газа, подворот и выжимаю все, что есть в 125 кубовом япошке на полную, лодка выдержала, с первого захода Вовка кидает кофр в лодку, снова разворот, с этим проще, разворот на волну. Идем дальше, настроение прямо скажем никакое, все -таки фотик и телеобъектив стоят не совсем дешево. Вокруг болтанка, и еще наш водоплавающий навигатор Гармин выдает ошибку, и он отсырел в этой передряге, куда идти не зная берегов и как искать вход в Онегу? В общем еще через какое-то время, с правого борта увидели выход в реку, ветер и волна стихли, за счет того, что мы поджались к берегу, лес прикрывал нас от непогоды. Примерно в 12 часов ночи мы вошли в реку Онега. Так заканчивался 6-й день нашей зарубы.

Озеро Лача - выход
Озеро Лача - выход

Продолжение следует...

Видеоотчет об этом путешествии можно посмотреть здесь