Найти тему

Колл-центр: составляем профиль должности оператора. Системный подход

Оглавление

На мой взгляд, стоит один раз потратить на него пару часов времени, но сэкономить много времени потом, когда вы будете более эффективно проводить собеседования, быстро закрывать вакансии, легче адаптировать людей и формировать правильную команду. Это ведь только в сказках можно пойти не знаю куда и найти не знаю что, а потом еще и принести это.

Итак, на что обращаем внимание. Действуем в указанном ниже порядке.

1. Смотрим на какой стадии наша организация

Например, по Адизесу или берем Бостонскую матрицу. На самом деле, для нашей цели достаточно более крупных "мазков" в картине. Если упростить, то организация проходит три стадии: рост, стагнация, угасание.

На стадии роста нужны более самостоятельные операторы, ориентированные на возможности. Скриптов и правил особо нет, нужно находить их опытом и тестами. Небольшой перевес в сторону внутренней референции, ориентации на результат и метапрограмма "стремление к " будут кстати. Нужны люди с опытом.

Метапрограммы выделены НЛП (нейро-лингвистическим программированием). Это некие паттерны нашего поведения. Надпрограммы. Фильтры, через которые мы пропускаем реальность и соответственно этому реагируем.
Метапрограмм много. Светлана Иванова в книге "Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час" использует 7:
Тип референции;
стремление-избегание;
процесс-результат; процедуры-возможности;
сходство-различие;
содержание-окружение;
активность-рефлективность.
Прелесть этого метода в том, что не надо проводить сложных тестов. Достаточно разговорить человека, задавать правильные вопросы и слушать, что и как он рассказывает. Просто внимательно слушать.
Как именно, посмотрите в конце статьи: есть ссылка на мой мастер-класс, где разбираю в том числе и это.

На стадии стагнации проще будет управлять людьми с перевесом внешней референции. Допустимы как программы стремления, так и избегания, смотря, что ближе лично вам. Опыт не особо важен. Важно предпочтение следовать процедурам, нежели искать новые возможности. У вас уже есть понимание, как делать результат и это понимание изложено на бумаге. Процессники или результатники - выбор определяют следующие пункты.

Со стадией угасания связываться, на мой взгляд, можно только в случае, если в команду пришел топ-менеджер, способный вытрясти пыль и нафталин из шкафов и снова завести двигатель развития. Но тогда нам нужны люди такие же, как и на этапе развития и роста.

2. На корпоративную культуру и стиль управления своего непосредственного начальника

-2

Демократические и авторитарные корпоративные культуры потребуют разных людей для одних и тех же задач.

Может быть такое, что на бумаге декларированы одни ценности, а на самом деле культивируются другие. Естественно, берем то, что есть в жизни. Если не прописываем в профиль должности, то имеем в виду на собеседовании.

Колл-центры бывают самостоятельной единицей, где от руководителя требуется результат, а как он его достигнет, его дело.

А бывают частью отдела продаж, когда руководитель отдела продаж (РОП) интересуется работой колл-центра более внимательно. Некоторые РОПы создают у себя активную атмосферу соревнования и операторы тоже варятся в этой кастрюльке. Такой стиль менеджмента приветствует только результатников. Процессники в нем выживают недолго.

В любое случае, колл-центр - важная, но все же часть общей системы. Главное, чтобы это все работало на цель всей организации. Поэтому смотрим не только внутрь подразделения, но и на его "окружающую среду".

3. На свой стиль управления

Фото с сайта rg.ru
Фото с сайта rg.ru

Мне кажется, это основной момент в данном вопросе. Кто я, с какими людьми мне комфортнее. Если колл-центр большой и у него возникает структура, есть хотя бы заместитель или старшие смены, то важно еще, а какие мои слабые стороны? Потому что их проще компенсировать сильными сторонами своих подчиненных, нежели самой себя без пользы ломать и перевоспитывать.

Я, например, не люблю заскриптованность. Мои сильные стороны: люблю людей, люблю и умею их учить, я ориентирована на возможности и сремление к великим целям. И мне интереснее из оператора-говорящей головы вырастить оператора-классного коммуникатора.

Гордость за успех учеников содержит в себе гораздо больше килоджоулей, чем гордость за свои успехи.

И люди мне нужны, которые не любят скрипты, хотят развиваться и достигать каких-то профессиональных высот. И нам с ними не место в организациях, где инициатива, творчество, готовность рисковать - нежелательное поведение.

При этом я не говорю, что это единственно правильный путь. Я знаю весьма успешные бизнесы, где сделали по-другому. Всё формализовали, написали сценарии действий всех, кто общается с клиентами и обязали всё выучить. Преимущества у этого подхода довольно сильные: все действуют по единому стандарту, новички быстрее входят в строй, обучения можно проводить гораздо реже. Хорошо прогнозируемый конечный результат - не это ли мечта любого собственника бизнеса?

Если посмотреть в глубину первого пункта этой статьи - определить стадию развития своей организации - то это еще и разные этапы жизни компании.

4. Определить, какой результат нужен от сотрудника

Есть в ТРИЗе (теории изобретательских задач) такое понятие как ИКР - идеальный конечный результат. Нам нужно четко понимать, что мы хотим от сотрудника. При этом, разумеется, это должен быть измеримый и достижимый результат, тот, на который сотрудник может влиять своими действиями. Что-то типа SMART для его описания вполне подходит.

5. И вот теперь ключевое - какими качествами должен обладать сотрудник, чтобы он мог обеспечить этот результат

Мне очень нравится фраза с картинки ниже

-4

И тут на сцену выходят soft-skills (личностные качества) и hard-skills (профессиональные навыки).

Причем надо взять себя в руки и во-первых, ограничить себя в количестве качеств, которые должны быть у сотрудника, 6-8. Иначе мы никогда не найдем подходящих операторов. Во-вторых, нужно тщательно проанализировать каждое определение, которое берем в работу.

Например, есть "коммуникативные навыки". Должен оператор ими обладать? Конечно! Ему за это и платят.
Но. Под этой фразой, если разбирать подробно, мы найдем минимум 7 навыков, среди которых будет и "умение публично выступать". Нужно ли оно оператору?
Поэтому берем нижнеуровневые качества: грамотная речь, умение быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми, вежливое и располагающее общение, умение убеждать.
Кстати, про грамотную речь. Например, речь грамотная, но с ярко-выраженными национальными особенностями. Допустимо это в вашем бизнесе? Или кто-то считает вполне допустимым, если оператор картавит. Как вы к этому относитесь? Напишите в коммментариях.

В-третьих, мы берем лишь те качества, которые можем выявить на собеседовании и оценить по принципу "есть/нет" или "ярко выражено/средне/слабо выражено".

Честность и порядочность - хорошие качества? Ага. Нужные? В большинстве случаев да.
Как вы их на собеседовании определите?
Нет, в теории можно. Например, создать ситуацию, когда порядочность проявится. Но....
Можно проще: позвонить предыдущему работодателю и спросить. Но...
Чаще всего, на это нет времени и я, например, действую исходя из презумпции невиновности. Справки навожу только в тех случаях, если есть сомнения и не могу принять решение. Вроде бы нравится кандидат, но что-то смущает.

Ведь если человек хоть чуточку умный, он к собеседованию подготовится и на все сложные вопросы будет готов дать социально-правильные ответы. То есть "красивые"

"Почему ушли с прошлого места работы?" - "Поменяли график, мне он не подошел"/"По зарплате обещали одно, а платили меньше"
Типичные красивые ответы.

Если он этого не сделает, то подумайте, нужен умный человек или без этого качества можно обойтись?

Не так давно я проводила мастер-класс, где разбирала основные метапрограммы, которые отслеживаю я, а самое главное поделилась одним из своих вопросов кандидату на собеседовании, на которые невозможно дать социально-правильный ответ, потому что его нет.

И это не "продай мне ручку" или "посчитай подъезды в городе".

Это простое задание, в результате которого человек неизбежно раскрывается, и мы можем увидеть, что он из себя представляет на самом деле, не тратя на это час своего времени.

Купить запись мастер-класса можно здесь. Надеюсь, вы попробуете этот инструмент, но не будете о нем рассказывать в широком доступе. Иначе нам всем придется искать что-то еще.

Вообщем, переходите по ссылке, смотрите и обязательно дайте обратную связь под видео.

-5