Друзья, сегодня первое воскресенье апреля 2023 года… Нет! Это не вступление к игре «Что? Где? Когда?», и это не день сурка, спившегося хомячка, и запаренного офисного бурундучка!
Сегодня ДЕНЬ ГЕОЛОГА! С чем я ВАС и поздравляю!!!
Многоиллиардные экспортные доходы бюджета от продажи полезных ископаемых, наша сырьевая независимость от недружественных стран - ДА, это про геологов! Про тех, кто прошел по болотам, горам, степям. Кто замерзал в тундре или умирал от жары в пустынях. Кто нес огромный рюкзак за спиной, с ценным грузом образцов, из которых потом на карте России появлялись алмазные кимберлитовые трубки, золотоносные жилы, угольные пласты, железные магнитные горы…
Так как же стать ЧЕЛОВЕКОМ?
Стать геологом - один из путей к этой цели. Расскажу про свой опыт вхождения в геологию и учебу.
1999 год, 15 июля, мы с батей выезжаем на автобусе из маленького областного городка в Томск, казавшийся мне тогда огромным и неприветливым. Доля правды в этом была, на дворе лихие 90-ее, и Томск не являлся добрым и пушистым городом, все было, как и везде по стране. Ларьки, криминал, озлобленные люди, олимпийки. Но все же Томск выделялся тем, что имел 6 государственных университетов, и множество филиалов коммерческих вузов, и училищ. По статистике при населении 500 тысяч человек, каждый 5-6 человек в городе является студентом. Вот такая вечная молодость!
Цель нашей поездки – вступительные экзамены с целью поступления в 2 университета (Томский Государственный Архитектурно Строительный Университет – ТГАСУ, – дорожно-строительный факультет, и запасной вариант (кто же надоумил?!) Томский Государственный Университет – ТГУ, геолого-географический факультет). Устраиваемся в общагу ТГАСУ, в летнее время приезжающим абитуриентам выделяли комнаты, выехавших выпускников. На следующий день, подаем документы для сдачи экзаменов в оба универа. У отца повышается температура до 40 град (недавний укус энцефалитного клеща) и он вынужден уехать домой лечиться, оставив меня одного без моральной поддержки. Но в 17 лет уже пора становиться взрослым, не правда ли?
БОГ отвел, "лукавый" не помог, набрав и там и там по 9 баллов (2 экзамена с оценками 5 и 4 + зачет по русскому языку), в ТГАСУ я по конкурсу не прошел, а вот в ТГУ на геологию вполне приняли, учитывая наличие грамот за победы в областных олимпиадах по географии, что дало преимущество перед другими, набравшими 9 баллов.
На геолого-географическом факультете несколько отделений (геология, гидрология, метеорология, экология, география) и самый дикий конкурс был на географию – отделение «международный туризм». Звучит, конечно, очень солидно, складывается впечатление, что сразу после выпуска, перед тобой откроются все двери райских стран. Ага! Ждите! Не помню ни одного выпускника с нашего потока, этого направления, кто бы пошел работать в туризм, вот такая ирония судьбы. У экологов, тоже конкурс зашкаливал, быть и учиться на эколога, в то время считалось модным и престижным. А геология досталась тем, кто 10 проходных баллов не набрал, и барахтался со своими 9 баллами в общем конкурсе. И то взяли "далеко лишь не всех".
А тем, кто не прошел по конкурсу, дали шанс – начать учиться платно и затем ждать вылета (освобождения) мест на бесплатном отделении. В итоге набрали дополнительно группу платников по международному туризму и по геологии. По геологии, те платники, которые после 1-2 курса не были отчислены, в итоге все перешли на бюджетное обучение.
1999 год был необычный по количеству поступавших, следствие бэйби – бума начала 1980-хх, что создало сильный конкурс даже для поступления на геолого-географический факультет, который не считался престижным в универе и раньше туда можно было попасть без конкурса. Зато в чести были юрфак и эконом, если на наш ГГФ средний конкурс составил 3-4 чел/место, то на вышеуказанные -15-20 чел/место. Простым смертным путь был туда закрыт (ЕГЭ еще не было), либо семь пядей во лбу, либо мажоры на платной основе. Оплата за обучение на экономе и юрфаке по стоимости отличалась от нашего ГГФ в несколько раз. А кто-то из родителей ведь платил большие деньги за обучение своих ненаглядных на «престижных» факультетах, но лишь десятые доли процента из них стали работать экономистами или юристами после обучения. Слишком много их развелось в итоге, и ни кому они не стали нужны. Обычный экономист или юрист без блата, особенно в начале карьеры, получает куда меньше чем геолог. В наше время опять ценятся золото, платина, никель, алмазы, нефть, газ, и юристы с экономистами в этом деле не помощники.
А мы, окунулись в геологическую жизнь, лекции, минералы, кристаллы, интересные преподаватели, общага, дружные посиделки, песни, гитара, алкохол как полагается тоже присутствовал, но никого не довел до униженного состояния.
Всегда было интересно, особенно, когда преподаватели уделяли время не только теории, но и рассказывали случаи из жизни. Наш учитель динамической геологии поведал нам об одном выпускнике, который уехал в Израиль, и на основе полученных знаний на факультете вполне успешно занялся поиском и бурением скважин на воду, обеспеченный человек стал, однако. Кто был в Израиле или в Египте, знает и видел сплошные пустыни, пресная вода там на вес золота. Также поведал, как в одном из маршрутов, взбираясь на скалу в Крыму, не посмотрев, ухватился рукой за камушек, где сидела змея. Укус- больница, сыворотка, остался жив. У каждого из преподов были такие байки и случаи из жизни, что конечно увлекало предметом изучения.
Про посвящение в геологи, нужно будет написать отдельную статью, оно было суровым как и те времена. В темноте мы ходили по лесным оврагам за городом (общага расположена на окраине), на нас из леса нападали пьяные старшекурсники, нужно было сохранить и не отдать им пеньковый канат, который объединял всех нас, дрались за него и с честью выстояли, потом у горящего костра за общагой произносили (кричали) геологическую клятву, частью которой была почему то фраза, «унижающая» радиоэлектронщиков, общага которых была напротив нашей. После клятвы мужской половине полагалось пройти испытание живой стенкой, когда с первого этажа общаги по темной лестнице нужно было пролететь в столовую в подвале между рядов старшаков, кто-то ставил тебе печати зеленкой, кто-то откровенно бил по морде, и когда ты шокированный влетал (выпадал) в двери общажной столовки, перед тобой возникал наряженный БОГ геологии, давал полкружки спирта, клянись и пей!!! Дальше опять спирт, гулянка в столовке, туман и размытые в памяти события.
Учебная практика после первого курса, летом месяц копали динозавров в Кемеровской области, жили в палатках, дружили, дежурили на кухне, учились, отдыхали, прощальный огромный костер, ведро со спиртом и кружка по кругу, потом несколько дней сплавлялись на лодках по таежной реке в поисках стоянок древнего человека. Романтика!
Учебная практика после второго курса на базе в Хакасии, учились составлять геологические карты, определять породы под ногами, маршруты вдвоем и группами, лето, отдых, дружба, озера, пенсии, гитара…. Крутая романтика!
А уже после третьего курса, все и кто, куда разъехались на производственные практики. Мне довелось поработать:
- 4 месяца на поисках алмазов в Архангельской области, лоток, многокилометровые маршруты по тайге, палатки, сплав по рекам;
-2 месяца отсидеть в офисе в Тюмени у геофизиков (не самый лучший опыт), занимаясь работой не по профилю, единственным плюсом было то, что набрал материал для магистерской работы.
- 5 месяцев полевых работ на Чукотке, искали золото и работали в конторе, о которой написана книга О.Куваева и снят фильм «Территория», это самый обалденный опыт. Цикл увлекательных рассказов об этом публиковал ранее.
И возвращаясь к теме статьи, скажу, что геология, для нас оказалась не только увлекательной учебой, а жизненной школой (на других факультетах таких опытов не получишь), местом где нашлись настоящие друзья на долгие годы. Приятным приложением были поездки в интереснейшие места страны и масса впечатлений.
Из тех, кто осилил 5-6 курсов и получил дипломы специалистов и магистров, не все пошли работать по специальности, но вот уверен и знаю, что никто не жалеет, что поступил именно на геологию. Эта учеба и опыт, стали уверенной отправной базой для работы в любой профессии. Кто-то подался в нефтянку, в инженеры, экологи, менеджеры, кто-то остался на факультете преподавать, кто-то работает в МВД, и есть даже работник военкомата при звании и погонах, и многие конечно связали прямо или косвенно свою трудовую деятельность с геологией. Мы до сих пор собираемся вместе (кто остался в Томске) на дружеские геологические посиделки и никто не воротит морду или не задирает нос вне зависимости от текущей занимаемой им должности. У настоящих геологов как в бане – все равны.
И самое главное, за время учебы на геологов все мы стали взрослыми и ответственными, не спились, не скололись, не опустились.
Вот поэтому и говорю, если в голове у детишек в 11 классе ветер и выбор своего будущего не определен, а вам не хочется увидеть разочарование родного человека, отправившегося на учебу на вольные хлеба без родительского надзора, то расскажите ему про романтику геологии. В этом возрасте еще можно увлечься по настоящему.
И, уверен: ваше чадо не станет вас проклинать, что его отправили учиться на геолога, а не на какого-нибудь очередного программиста, юриста, экономиста. За геологию не проклинают, а благодарят!
Сначала нужно стать ЧЕЛОВЕКОМ, а остальное приложится!