Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Между диагнозом и ребенком

Между диагнозом и ребенком

Уникальным детям, с которыми мне довелось работать:
Диме, Ване, Мише, Арслану, Вове, Максиму,
Маргарите, Никите, Илье, Кириллу, Тимофею,
Артёму, Лене, Милане, Коле и многим другим.

Хорошо запечатлелось в моей памяти то событие, из-за которого мне захотелось написать эту статью. Хотя это было достаточно давно, я до сих пор помню свои чувства и мысли в тот день. Это было во время детского утренника и все происходило, как обычно: стихи, танцы, хороводы, поздравления. Но мое внимание привлек один ребенок, поведение которого сильно отличалось от всех остальных детей. Не стану выдумывать другое имя, как делают в таких случаях, и описывать подробности его поведения – боюсь нарушить чужие границы и открыть не свои тайны даже намеками. Я наблюдала за реакцией других родителей на происходящее и за мамой того ребенка, который отличался от остальных. И тогда я впервые поняла и прочувствовала, что значит быть мамой особенного ребенка.

А вы замечали, какими глазами смотрят мамы особенных детей, когда их дети общаются (а некоторые только пытаются общаться) с другими детьми? Вы смогли бы определить по взгляду такой мамы, в чём заключается ее потребность? Пытались ли хоть однажды понять, для чего она прилагает такие усилия в борьбе за «адаптированное» будущее своего ребенка? Задумывались ли о том, как ощущает она себя рядом с другими родителями и в обществе, где так мало места для ее ребенка и так мало людей, способных его любить и принимать?

Мама особенного ребенка часто смотрит глазами, в которых отражаются надежда и отчаянье одновременно. В ее глазах едва заметны остановленные слезы, а ее улыбка иногда как будто извиняется. А еще мама особенного ребенка может смотреть с вызовом и недоверием. Ведь прежде чем попасть ко мне на консультацию она уже обошла многих специалистов, так и не решивших ее проблему. И я могу заметить про себя, что испытываю перед ней некое бессилие – это не то бессилие, когда не можешь ничем помочь, а скорее понимание того, что чаще всего будет невозможно полностью реализовать ожидания мамы. Но искры любви к особенным детям в моем сердце подсказывают, что недовольная сдержанность и недоверие на ее лице маскируют усталость, беспомощность и душевную боль. Ей приходится каждый день видеть, КАК многие люди смотрят на ее ребенка и как к нему относятся в коллективе. Часто люди делают вид, что не замечают такого ребенка, игнорируют его, что подразумевает пассивную агрессию, а за спиной скажут: «ребенок со странностями, неадекватный, он плохо влияет на остальных детей». Мама особенного ребенка очень сильно старается держаться и выглядеть как все другие мамы, у которых обычные дети. Те дети, которые участвуют в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах, а их родители с гордостью демонстрируют награды и достижения.

Хочу поделиться с вами, в каком образе я вижу маму с особенным ребенком. Мне кажется, что оба они похожи на двух выброшенных на берег дельфинов, отчаянно нуждающихся в спасении. Что я чувствую, когда общаюсь с ними? Объяснить это сложно, выразить словами практически невозможно. Считаю, что человеком рождаются не только для того, чтобы чувствовать, видеть и слышать, а и для того, чтобы уметь сопереживать и помогать тем, кто родился не таким, как ты. Специально обученные дельфины, с которыми плавают дети в дельфинариях, удивительным образом это точно умеют. Мамы особенных детей это не раз подтверждали. В моих беседах с ними всегда присутствует деликатная недосказанность, осторожность при выборе фраз и неловкие паузы. Казалось бы, что может их ранить еще сильнее того, что дано им, быть может, на всю оставшуюся жизнь. Но я всегда боюсь их ранить или обидеть неосторожным словом.

Бывает так, что к маме приходится очень долго «стучаться», прежде чем она сможет услышать, что за диагнозом я вижу уникальную личность ребенка, но в силу характерных для диагноза ограничений ее запрос ко мне невыполним. Невозможно из прирожденного художника сделать выдающегося математика или из профессионального боксера – пианиста-виртуоза. Не нужно пытаться исправить то, что не подлежит исправлению по своей природе. Поэтому я буду убеждать маму любить своего ребенка безусловной любовью, замечать его уникальность и способности, но при этом принимать ограничения. Не нужно ставить перед ним недостижимые цели. Кстати, эти рекомендации касаются и всех типично развивающихся детей.

Как замечательно, что многие мамы продолжают верить в чудо, бороться с ветряными мельницами, побеждать их или принимать все, как есть. Такие мамы всегда в постоянных поисках и в движении. И я восхищаюсь ими! Порою сложно согласиться с тем, что они говорят, а возразить стыдно и страшно. Но и осуждать их мнение я точно не имею права, их терпение и «стойкость вопреки» достойны только уважения. А для меня дороже всего – слова благодарности за наши занятия.

Я знаю, что, скорее всего, я не первая и не последняя на их пути поиска улучшения жизни детей. Но я рада стать фрагментом мозаики для создания положительных изменений в картине развития ребенка, и для этого важна именно комплексная помощь. Я имею в виду специалистов, которые готовы отдавать свои силы, время и любовь, и оказывать поддержку особенным детям: нейропсихологи, логопеды, дефектологи, неврологи, психиатры, коррекционные педагоги, музыкальные работники, учителя физкультуры, АВА-терапевты и АРТ-терапевты. Люди, работающие по призванию и зову сердца. Именно в них я верю!

Для чего я написала эту статью? Чтобы сказать мамам особенных детей спасибо за то, что они доверяют мне самое ценное! Что я могу для них сделать? Просто продолжать заниматься своим любимым и трудным делом. И мне кажется, что самым трудным нужно дорожить больше всего…

-2

02.04.2023, г.Симферополь

С заботой о вас и ваших детях,
Психолог Екатерина Рапопорт

Публикация статьи разрешена с указанием ссылки на оригинал статьи на сайте автора: Mежду диагнозом и ребенком

Другие статьи можно прочитать на моем сайте: https://katerapoport.ru

Автор: Рапопорт Екатерина Николаевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru