Аннотация: В статье рассматривается сущность экзистенциального кризиса, ее определение в современной психологии. Под экзистенциальным кризисом понимается такое состояние психики человека, при котором человек переосмысливает и переоценивает жизненные стратегии. Экзистенциальный кризис дает человеку возможность найти новый жизненный путь, который будет более конструктивным.
Ключевые слова: психология, экзистенциальная психология, кризис, экзистенциализм, экзистенциальный кризис, смысл жизни, переоценка ценностей
The concept of existential crisis in modern psychology
Abstract: The article examines the essence of the existential crisis, its definition in modern psychology. An existential crisis is understood as a state of the human psyche in which a person rethinks and overestimates life strategies. An existential crisis gives a person the opportunity to find a new way of life that will be more constructive.
Keywords: psychology, existential psychology, crisis, existentialism, existential crisis, meaning of life, revaluation of values.
На протяжении всей жизни люди задаются вопросами о смысле жизни, о судьбе и возможности выбрать свой путь. Большинство людей, не находя ответов на вопрос о том, в чем состоит смысл их жизни, просто стараются не думать об этом, однако есть и те, кто совершает суицид [1].
Под экзистенциальным кризисом понимается тревожное состояние, состояние дискомфорта высокой степени, связанное с поиском ответа на вопрос о смысле жизни. Экзистенциальные кризисы являются проблемой культур, которые не обременены необходимостью постоянного поиска решений для удовлетворения потребностей базового характера. Исследования рассматриваемого феномена характеризуются решением вопросов о поиске жизненного смысла [2].
С междисциплинарной точки зрения на рассматриваемый феномен, проблемы экзистенциального характера – основополагающие проблемы общества и человека. Человек сталкивается с экзистенциальными проблемами в подростковом возрасте, и они сопровождают его на протяжении всей его жизни [8].
Экзистенциальный кризис как понятие впервые стали рассматривать в философских учениях, после чего некоторые направления психологии также стали рассматривать данное понятие. Первыми мыслителями философии, которые стали рассматривать проблему экзистенциального кризиса были такие авторы, как С. Къеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.
В работах К. Ясперса, где экзистенция рассматривается как необъективируемое бытие, подчеркивается, что каждая личность является уникальной [9].
По мнению мыслителя, человек может обрести свободу только через осознание уникальности своей жизни. К. Ясперс также отмечает, что смысл человеческого существования заключается еще и в возможности транслировать свою уникальность через коммуникацию с другими людьми [6].
В работах М. Хайдеггера проводится анализ возможности бытия, являющегося неподлинным, которое влечет за собой двусмысленность, любопытство и брошенность. Человек, который не имеет возможности уединиться, даже если он обладает статусом публичной личности, рано или поздно сталкивается с болезненными переживаниями на этом фоне. Таким образом, можно сделать вывод, что цель развития человека заключается в становлении уникальной личностью. Уникальность может быть создана в ситуациях, которые становятся переходными для человека, например, утрата близкого, ситуации, в которых человек сталкивается со смертью [9].
Первыми мыслителями, положившими начало исследованиям экзистенциальных проблем в психологии, стали Р. Лэнг, А. Маслоу, В. Франкл и др.
По мнению В. Франкла, понятие жизненного смысла и понятие самотрансценденции являются взаимосвязанными. Мыслитель утверждает в своих работах, что самотрансценденция является сутью существования человека. В. Франкл придерживается мнения, что быть человеком означает иметь направленность на что-либо или кого-либо. Быть человеком, по мнению автора, значит отдаваться делу, посвятить себя делу или человеку. Только в служении человеку, делу, любви или Богу человек может стать самим собой. Таким образом, человек может самореализоваться только если будет обращен к миру [4].
В. Франкл ввел понятие «экзистенциальный вакуум». Данное понятие является синонимом бессмысленности жизни. Под экзистенциальным вакуумом понимается ощущение человеком внутренней пустоты, ощущение отсутствия смысла жизни, а также ощущение бесцельности жизни. В работах В. Франкла, посвященных исследованию проблемы экзистенциального вакуума, утверждается, что удовольствия материального характера, такие как, например, алкогольные напитки, наркотические вещества, секс, деньги и власть, являются для многих людей способами решения проблем экзистенциального характера. Многие, в процессе переживания экзистенциального вакуума могут испытывать стремления, носящие суицидальный характер. Стоит отметить, что состояние экзистенциального вакуума и невротические состояния, а также депрессивные состояния нельзя сравнивать, так как в последних двух случаях человек не задается вопросами о смысле своего существования. Однако, часто экзистенциальный вакуум влечет за собой возникновение неогенного невроза, вызванного конфликтом морального или этического характера [7].
В работах А. Маслоу рассматривается метапатология. Под метапатологией понимается состояние, при котором человеком не принимаются высшие ценности. Такое состояние становится причиной проявления характерных для экзистенциального кризиса черт. По мнению А. Маслоу, утрата высших ценностей возможна только при условии, что базовые потребности человека удовлетворены. Автор выделяет следующие высшие ценности: красота, осознанность, правда, справедливость и честность, совершенство и уникальность. Когда человек не принимает данные ценности, возникают метапатологии. К таким метапотологиям автор относит отстраненность, утрату радости жизни и интереса к ней, апатию, чувство тоски, безвольность, цинизм, деструктивность. Отстраненность или отчужденность, была детально описана в работах Э. Фромма. По мнению Э. Фромма, отчужденность представляет собой характерную для современного человека болезнь. Когда человек страдает отчуждением, он видит мир как чужой, и зависит от идолов, которых он сам создал[10].
С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев стали первыми среди отечественных психологов, кто поднял в своих работах проблему жизненного смысла. В работах С.Л. Рубинштейна, смысл жизни рассматривается через отношения человека с другими людьми, то есть именно в отношениях с другими человек может найти жизненный смысл.
Л.И. Анцыферова и К.А. Альбуханова-Славская в своих работах продолжают развитие мысли С.Л. Рубинштейна. Так, Л.И. Анцыферова рассматривала вопрос о смысле жизни через принцип детерминизма. По мнению автора, человек, создавая что-то в мир может обрести единство с миром, и только таким образом преобразовать что-то в себе. Автор также придерживается мнения о том, что жизненные трудности не только воздействуют на человека как травмирующие, но и позволяют ему вырасти через личностные преобразования [3].
К.А. Абульханова-Славская рассматривала в своих работах смысл жизни как переживание человеком своей причастности к обществу, к процессам общественного характера, а также полноты самовыражения и интенсивности жизни. Если же человек лишает свои действия ценности, это приводит его к состоянию отчужденности. Отчужденность же представляет собой явление, противостоящее смыслу.
А.Н. Леонтьев в своих работах, посвященных разработке понятия смысла, ввел понятие «смыслообразующий мотив». По мнению автора, увидеть истинное отношение человека к миру возможно только через совокупность осуществляемых им деятельностей [3].
Стоит также рассмотреть понятия смысла, предложенные современными психологами. Так, А.Г. Асмолов в своих работах дает следующее определение жизненного смысла: динамическая смысловая установка. Б.С. Братусь определяет жизненные смысл следующим образом: смысловая сфера личности. Б.С. Братусь рассматривает смысл жизни через осознание человеком конечности жизни и стремление человека обрести жизненный смысл через поиск того, что останется после смерти человека. Такие поиски позволяют наполнить жизнь человека творчеством и приобщить его к родовой сущности. По мнению автора, человек может найти истинный смысл жизни только через выход за рамки эгоизма, то есть через служение миру и людям.
Таким образом, современная теоретическая психология достаточно широко рассматривает феномен экзистенциального кризиса. Анализ рассмотренных точек зрения позволяет сделать вывод, что в современной психологии детально рассматриваются сущность экзистенциального кризиса, причины его возникновения, а также специфика его течения и методы преодоления.
Если человек не способен определить смысл своей жизни, это порождает возникновение экзистенциального кризиса. Под экзистенциальным кризисом следует понимать состояние, при котором человек испытывает чувство потери жизненных опор. Следствием подобного состояния может стать отчаяние. Авторы выделяют два способа преодоления данного состояния. Первый способ подразумевает поиск нового жизненного смысла, данный способ является позитивным. Второй способ носит деструктивный характер и подразумевает бегство человека от самого себя. Если человек, переживающий кризис, сохраняет способность к адекватной оценке ситуации, а также способность к ориентации на будущее, для него становится возможным прийти к пониманию перспектив свободы выбора. В таких случаях депрессивное состояние, испытываемое человеком во время фрустрации, становится стимулом к преодолению чувства отчаяния. Только через негативные эмоции человек способен провести переоценку своих жизненных ориентиров, ценностей и обрести новый смысл жизни [5].
Экзистенциальный кризис представляет собой конструктивное переживание, так как в состоянии кризиса человек может либо утвердиться в смысле жизни, который уже существует для него, либо найти новый через психическую перезагрузку. Экзистенциальный кризис – это период, который является неотъемлемой частью личностного развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бойко О.В. Экзистенциальный кризис личности // Гуманитарный вестник (Горловка). 2021. № 14. С. 25-29.
- Васенкин А.В. Что такое экзистенциальный кризис? // Социальная компетентность. 2018. Т. 3. № 1 (7). С. 81-86.
- Гришина Н.В. Экзистенциальная психология. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. - 494 с.
- Кугушина Д.А. Утрата смысла жизни: экзистенциальный кризис современного человека // Форум молодых ученых. 2020. № 6 (46). С. 404-408.
- Лукас Э., Баттиани А. Логотерапия и экзистенциальный анализ сегодня: Актуальная характеристика. - М.: Когито-Центр, 2021. - 262 с.
- Серебрякова Ю.В. Экзистенциальный кризис и вопрос о смене мировоззрения // Вестник развития науки и образования. 2018. № 11. С. 55-60.
- Франкл В. Воля к смыслу. - М.: Альпина нон-фикшн, 2020. - 228 с.
- Чепиго И.В., Некрасов Е.Е., Сабыралиев Б.С. Экзистенциальный кризис в информационном обществе // Социальная онтология России. Сборник научных статей по докладам XIII Всероссийских Копыловских чтений. Под редакцией М.В. Ромма, В.И. Игнатьева, В.Г. Новоселова, Л.Б. Сандаковой. 2019. С. 371-374.
- Шуляк К.О., Волкова А.Р. Экзистенциальный кризис с позиции философии // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Под редакцией Н.Е. Лукьянова. Новосибирск, 2020. С. 219-221.
- Шумский В.Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. - М.: Юрайт, 2022. - 156 с.
Автор: Губина Ксения Александровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru