Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Детские "провалы"

Любому человеку неприятно переживать неудачи. Даже взрослые люди часто сталкиваются при этом с сильным разочарованием, фрустрацией и нежеланием делать что-либо дальше. Часто, за неумением грамотно и адекватно переживать неудачи, извлекая из них пользу, взрослые люди переносят страх неудач на своих детей. Из-за этого страха родители стараются везде "подстелить соломку" своим детям, не давая им совершая ошибки и делать собственные выводы на основе этого.

Итак, почему стоит дать прожить ребёнку провалы и неудачи, а также другие рекомендации.

  1. От всех неудач всё равно защитить не получится, тем более, что неудачи, ошибки и провалы являются ценнейшим опытом, на основе которого у ребёнка создаётся собственная картина мира, формируется мировоззрение и оттачиваются разнообразные важные навыки. Например, навыки критического мышления и самоанализа. К тому же, ребёнок должен понимать на личном опыте, что ни один успешный человек не добился успеха с первой попытки.
  2. Старайтесь не приписывать ребёнку собственные страхи и беспокойство. Такое часто бывает, когда сам родитель не смог освоить какое-либо умение или потерпел неудачу, а тут ребёнок вдруг решил заняться этим же. Скажем, мама в детстве училась кататься на велосипеде и сильно упала, разбив коленки, а шрамы на них до сих пор напоминают об этом неприятном инциденте. Велосипед был заброшен как потенциально опасный. А тут вдруг её ребёнок выражает желание научиться кататься на велосипеде. Ей страшно, что он может упасть, что-то повредить или сломать, попасть под машину и т.д., поэтому мама до последнего откладывает покупку, находя разные причины. В действительности же, с ребёнком могло бы и не случиться подобного, а если бы и случилось, не факт, что ребёнок бы оставил попытки научиться ездить на велосипеде.
  3. Растить ребёнка с установкой "если не получается, значит, это не твое" - достаточно ошибочно. Так у ребёнка не будет даже базового навыка самодисциплины, и он будет "сдуваться" после первой малейшей неудачи. Лучше расскажите ему, что некоторые действия и цели требуют больше усилий и несколько попыток, помогите ребёнку объективно оценить его возможности. Не нужно либо совсем ограждать ребёнка от инициативы, либо завышать его истинные способности. Например, говорить, что он такой спортивный, что сразу же сможет кататься на сноуборде без падений. Или что первые же его картины поедут в Третьяковскую галерею. Лучше просто поддержите ребёнка в начинаниях и в случае неуспеха.
  4. Всё то же самое касается и эмоциональной сферы - пусть ребёнок сам учится выстраивать отношения и проживать связанные с этим чувства. Родители могут направлять и давать советы, но не настаивать. Даже если вы видите, что отношения или дружба подростка обречены на провал, дайте ему возможность разобраться самому и принять ответственность за свои решения. Разумеется, если это не несёт угрозы и опасности ребёнку.

Выполнение всех этих пунктов во многом зависит от того, какую степень свободы и выбора будет получать ребёнок с раннего детства. У ребёнка любого возраста (после года-полутора) могут быть свои минимальные обязанности и возможность выбирать. Пусть ребёнок участвует в делах семьи и вносит свой вклад. Так он будет более уверен в себе и не будет бояться пробовать и начинать новое.

Расскажите, как в детстве вы переносили неудачи? Как в этом случае вели себя ваши родители? Какие ещё пункты вы могли бы добавить в этот список?

-2

Запись на консультацию:

WhatsApp, Telegram

+7 913 380-83-42

Skype:
as3808342

Научитесь управлять своими эмоциями!💪

Автор: Андрей Савенко
Психолог, Консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru