Как в тамбовской глубинке строили “светлое будущее”, гостили нобелевские лауреаты и английские депутаты, и чем закончилась эта история, читайте ниже.
Отгремела гражданская война, в тамбовской деревне царили разруха и голод. И вот сюда в 1922 году к удивлению местных жителей стали прибывать иностранцы.
Тогда в США проживали тысячи эмигрантов из Российской империи. Они, проникаясь коммунистическими идеями, мечтали вернуться в уже новую, советскую, Россию. Совнарком (Совет народных комиссаров, так называлось в 1917–1946 гг. коммунистическое правительство— прим. автора) и лично Владимир Ленин дали добро.
Первая группа репатриантов из 64 человек прошли сельскохозяйственные курсы. Они закупили инвентарь и даже три трактора перед тем, как отправиться за океан. В основном это были русские, украинцы и белорусы. Хотя среди них встречались итальянцы, австрийцы, поляки, немцы.
Возглавил коммуну Карп Богданов. Несмотря на тяжелейшие условия (жить поначалу приходилось в палатках) коммунары с энтузиазмом взялись за дело. Некоторые из них не выдержали суровой жизни и позже вернулись обратно.
Возводилось жильё, на месте руин усадьбы княгини Оболенской, которой когда-то принадлежала эта земля, выросли столовая, мастерские, портняжный цех, мельница. Детсад, клуб, лесопилка. В общем, зажили сыто и весело, на удивление и зависть местных крестьян.
Вскоре прибыла вторая группа, за ней и третья — уже из Австралии. Позже в коммуну станут принимать коренных жителей. В 1924 году, после смерти Ленина, она стала носить имя вождя.
Ирская коммуна гремела на весь мир, став со своими рекордными урожаями эталоном социалистического хозяйства. К коммунарам то и дело привозили иностранные делегации. В 1931 году здесь побывал нобелевский лауреат Бернард Шоу.
Драматург в компании первой английской женщины-парламентария и ярой антисоветчицы леди Нэнси Астор и группы аристократов провёл в Ире весь день и уехал в прекрасном расположении духа.
Особенно знаменитость восторгалась детским садом и отношением к детям.
Московские власти не жалели награды, отмечая ударный труд коммунаров. Ордена Ленина удостоились Карп Богданов и доярка Марта Кригер, которая на одном из съездов даже лично общалась с Иосифом Сталиным. Ничего не предвещало беды.
Шли годы. Начинались времена Большого террора. Светлое будущее для многих коммунаров обернулось пулей в затылок.
В 1937 году «воронок» увёз Карпа Богданова. По классическим по тем временам и совершенно абсурдным обвинениям в шпионаже и вредительстве были арестованы и позже расстреляны или сгинули в лагерях 24 из 42 коммунаров «первой волны». А в 1938 году коммуну преобразуют в колхоз, тоже имени Ленина.