Среди наших читателей много тех, кто активно рассказывает о прочитанных книгах в интернете. Если честно, мы с отрицательными отзывами сталкиваемся не так часто. И по больше части они бывают связаны с ошибочным выбором книги: не тот возраст читателя или тема/жанр не близки. Но всегда подобные отзывы пишутся в очень корректной и вежливой форме. И мы как-то привыкли к тому, что наши читатели - люди интеллигентные и культурные.
Но не так давно вдруг попалась парочка отзывов, после которых стало понятно, что разговор о культуре отрицательного отзыва все-таки необходим. Так что заранее просим прощения у всех читателей, которые и сами знают, что такое хорошо и что такое плохо, и просим поделиться своим опытом в комментариях, чтобы мы могли дополнить статью.
Это сухой остаток размышлений на эту тему нашего специалиста по связям с общественностью Анны Чебарь (все эмоции и личные примеры остались в личном блоге) и цитаты из обсуждения этой статьи - опыт читателей, блогеров и специалистов по детскому чтению.
ГЛАВНОЕ:
КРИТИКА - это ПО ЗАПРОСУ и ОТ ЭКСПЕРТА, а всё, что можем сказать о книге мы, простые читатели без специального образования - это ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
ПОЭТОМУ:
1. Всегда пишем только о себе и своем восприятии произведения.
Не "автор не сумел....", а "мне не хватило... я не поняла... у меня осталось странное чувство...".
Не "хорошая/плохая", а "мне понравилась/не понравилась".
2. Критикуем произведение, а не автора. На личности не переходим. Понимаем, что фразы "слабые потуги автора...", "автор тупо слил сюжет..." - это уже переход за грань культурной коммуникации.
3. В случае ошибок констатируем факт: не "это же всем известно с первого класса!", "как автор может этого не знать", а ссылка на википедию или другой более-менее авторитетный источник. И всё.
4. Стараемся не просто делиться эмоциями, а рассказывать о книге объективно
Евгения Шафферт, эксперт по детской литературе, педагог, автор блога Читает Шафферт:
Я стараюсь написать объективно, выделяя плюсы и минусы повествования. Очень редко бывает, что книга со всех сторон "из рук вон плохая". Обычно читаешь и думаешь, что вот это мне нравится и хорошо, а вот это мне категорически не нравится.
Но вообще я этому долго училась и далеко не сразу нашла нужный баланс.
5. Всегда стараемся честно ответить себе на вопрос: А зачем я это пишу?
И если вдруг становится понятно, что цель:
- блеснуть остроумием
- отомстить авторам безобразия, на которое потрачено время и деньги
- уличить кого-то в ошибках, почувствовав свое превосходство
то, пожалуй, стоит подредактировать текст и сделать его более спокойным и объективным спросить себя: я точно это хочу делать у всех на виду? Люди же почувствуют и поймут.
Какие достойные причины могут побудить написать отрицательный отзыв (дополняйте в комментариях, пожалуйста!)
- желание предостеречь людей от траты денег и времени (хоть это, весьма самонадеянно, ибо все люди разные и что одного возмутит, другого восхитит - так всегда бывает)
- желание обсудить произведение с теми значимыми для вас людьми, кому книга понравилась
- желание поддержать тех, кому книга тоже не понравилась
Евгения Шафферт, эксперт по детской литературе, педагог, автор блога Читает Шафферт:
В последнее время отрицательное мнение о книге высказываю только в одном случае: книга расхвалена всеми, к чьему мнению я обычно прислушиваюсь, со всех сторон хит и бестселлер, а мне не нравится. В этом случае я не буду скрывать свою оценку, хотя бы для того, чтобы остальные немногие, кто не в восторге, не думали, что с ними что-то не так.
6. Перечитываем отзыв еще раз, чтобы проверить: не обидели ли кого (автора, издателя, редактора, корректора). Мы же уже выяснили, что цели отомстить/уколоть/уличить/задеть/убить словом у нас быть не должно, если мы пишем культурный отзыв.
Тут стоит помнить о неограниченных возможностях сети. Мы сейчас знакомы со все земным шаром гораздо ближе, чем через 6 рукопожатий. Ты думаешь, что можно всласть покуражиться над тем, кто не угодил - он же не прочтет. Но ты не можешь знать, кто подписан на тебя, а главное - кому "умная лента" с непредсказуемыми алгоритмами подкинет твой отзыв.
Перечитываем еще раз текст: нам точно не будет мучительно стыдно, если его герой прочтет это?
На ум приходит страшная травля переводчицы Гарри Поттера... Помните? Никакой самый справедливый гнев не стоит таких последствий.
7. Помним: любое упоминание в сети чего бы то ни было - это РЕКЛАМА. Да, нам за это не платят (ну так мы и не про налоговую, а про то самое "сарафанное", которое эффективнее любого банера, продающего поста и прочей маркетинговой зауми). Да, мы ругаем, а не нахваливаем (так негативная реклама - самая действенная!)
8. Хотим мы этого или нет, любой отзыв больше говорит о том, кто его написал, чем о книге/фильме/спектакле, о которых идет в нем речь.
Аня Амасова, писатель, создатель и руководитель издательства "Фордевинд", создатель Музея уникальных вещиц:
Любая рецензия, отзыв, анонс — о книге, картине, человеке — зеркало. Показывающее не их — но отражение во внутреннем мире рецензента. Рассказывающее о ваших — жизни и опыте (или его отсутствии), интересах и кругозоре (широк ли он, узок ли), уме и знаниях, а также о ваших желаниях, фантазиях, помыслах. Именно они придают книгам, картинам, поступкам людей мотивы, интерпретации, смысл.
С некоторой долей вероятности можно предположить, что каждый человек — есть зеркало. Каждое — уникальное: кое-где поцарапанное, пыльное, с трещинами, немножко кривое. Но мы не должны переставать отражать.
Объективна, как обычно, одна лишь Вечность. И она сама разберется: кто тут гений и что здесь шедевр.
9. А что делать, если книга, например, выиграна в конкурсе, где обязательным условием был отзыв в интернете?
- Попробовать найти что-то, что на самом деле понравилось (ну не бывает такого, что книгу вообще не за что похвалить - такие книги до печати не доходят))) и писать только об этом.
Марина Почуфарова, писатель, один из авторов сборника "Кто я? Зачем я?":
Стараюсь найти плюсы. Да, не хочется никого обижать . Очень сложно, если ты автора знаешь, а книга – совсем совсем не понравилась. А автор спрашивает: "Ну как?" Тут прямо мучительно.
- Честно написать организаторам конкурса, что книга не понравилась и ничего хорошего вы о ней сказать не сможете.
Анна Чебарь:
Для тех, кто занимается рецензированием книг на постоянной основе , я увидела отличный ход у Оли Лишиной (Ольга поэт, писатель, педагог и по совместительству книжный блогер). Она просто честно всех предупреждает, что если книга не понравится, она рецензию писать не будет. Честно и с наименьшими потерями для обеих сторон, я считаю. Однажды она мне про одну повесть про буллинг так и написала, что дочитывать ее даже не хочет. Ну ок . Все честно. А я заодно поняла, что предлагать не стоит.
Татьяна Золотарёва, писатель
Я тоже для себя определила: не пишу, если книга не нравится.
- Не участвовать в таких мероприятиях.
Анна Чебарь:
...для меня всегда вопрос: писать или не писать вообще о том, что не понравилось (возмутило, покоробило). Чаще стараюсь развидеть и забыть )) И именно поэтому я не участвую в блог-походах (один раз помучилась над отзывом для любимого театра на спектакль с любимыми актерами и завязала с этим делом), не участвую в розыгрышах, если условие - отзыв, и не берусь быть тест-читателем (только у Жвалевского с Пастернак - потому что они просто выкладывали текст в группу и писать или нет, это было мое дело). Если вдруг попадаю в подобную ситуацию, вспоминаю тренинг в театре, когда надо было найти что-то хорошее в спектакле и рассказать именно про это. Ну хоть что-нибудь то найдется. Еще я использую слова "не поняла" и "мне не близко" (не мое). Они помогают отметить то, что мне не понравилось, но в вежливой форме, говоря о себе.
Своим опытом делится книжный блогер Мария Смольянинова:
Ох, это так тяжело, когда берёшь книгу на отзыв, читаешь и понимаешь, что похвалить её не можешь.
Уже давно я стала предупреждать авторов, что если книга мне лично не понравится, я не буду писать о ней хвалебный отзыв. Если хотят узнать причины, готова указать. Но и тут загвоздка. Мне трудно ругать то, во что человек вложил душу. Стараюсь максимально деликатно говорить о недостатках, обязательно упоминая о том, что это моё субъективное мнение.
Если в книге есть хоть что-то хорошее, в таком случае отзыв пишу опираясь именно на это, но не хвалю, просто даю описание.
К счастью, такое бывает редко. В подавляющем большинстве случаев мне попадаются или хорошие, или очень хорошие книги. Совсем бездарное графоманство попалось только один раз, автору я сообщила, что конкретно мне лично не понравилось, написала честно, что роману очень не хватает описаний, трудно читать книгу, состоящую практически из одних диалогов, учитывая то, что это не пьеса. Автор сказала, что ей все нравится и так, а описания она не любит писать. Что тут скажешь? Это её право, но в том виде, в котором я читала книгу, она не заинтересует никого, сомнений нет.
Ещё один раз попалась очень сырая книга, которую явно должны были вычитывать как бета-ридеры, так и литературные редакторы, но автор уже издала её, самостоятельно. Я не спрашивала, вычитывал ли кто-то книгу, но если да, то беты явно схалтурили. Редактурой же там не пахнет. А так, особо вопросов не задавала, но и отзыв писала далеко не хвалебный, нейтральный. По сути даже не отзыв, а описание писала, но без спойлеров.
В остальных случаях люди адекватно реагировали как на вопросы, так и на мои эмоции и предложения.
Вообще, те кто чаще читают мои отзывы, всегда замечают, насколько сильно понравилась мне книга . Видимо, тексты моих отзывов это выдают). В общем, да, любимые книги я хвалю изо всех сил, но и моя похвала столь же субъективна, как моя критика.)
И ещё, я никогда не пишу в отзывах, что я рекомендую книгу к прочтению. Рекомендация - это ответственность, я считаю, что я не могу раздавать рекомендации. Даже литературные критики могут только субъективные давать рекомендации, а я всего лишь читатель, отзыв пишу от эмоций. Кому мои эмоции, как говорится, зашли, тот посмотрит книгу, почитает другие отзывы, синопсис найдёт и книгу купит, возможно купит. Если мои эмоции не откликнулись, значит, человек прочитает отзыв и пойдёт дальше. И тот, и другой вариант абсолютно нормальны.
Мы приглашаем вас, дорогие читатели, продолжить этот разговор! Может ли на ваш выбор повлиять отрицательный отзыв? Бывает ли, что отрицательный отзыв, наоборот, вызывает желание прочитать книгу? Что думаете о культуру и этике отзыва. Пишете ли сами о том, что не понравилось, или предпочитаете промолчать, не поддерживая шумиху вокруг того, что вам лично не близко?