Найти в Дзене
alexunited

Признаки делимости не ВПРок

Продолжаем серию публикаций о кружковском мышлении. Первые сорок четыре части:
1. Об осмысленности и автоматизме;
2. Кружковская задача;
3. Кружковская задача 2;
4. Шахматематика;
5. Кружковская задача 3;
6. Уровни очевидности;
7. Комплексный тест;
8. Кружковская задача 4;
9. Кружковская задача 5;
10. Разрезания и замощения;
11. Кружковская задача 6;
12. Кружковская задача 7;
13. Авторская задача;
14. Кружковская задача 8;
15. Задача про жизнь;
16. Кружковская задача 9;
17. Кружковская задача 10;
18. Хитрые доминошки;
19. Школьная задача;
20. Кружковская задача 11;
21. Деление с остатком;
22. Оценка плюс пример;
23. Опять двадцать пять...;
24. Кружковская задача 12;
25. Про календарь;
26. Кружковская задача 13;
27. Великая комбинаторика;
28. Дискретная непрерывность;
29. Кружковская задача 14;
30. Кружковская задача 15;
31. Ханойская башня;
32. Кружковская задача 16;
33. Кружковская задача 17;
34. Проценты;
35. Кружковская задача 18;
36. Кружковская задача 19;
37. Незадача;
38. Кружков
Оглавление

Продолжаем серию публикаций о кружковском мышлении. Первые сорок четыре части:
1.
Об осмысленности и автоматизме;
2.
Кружковская задача;
3.
Кружковская задача 2;
4.
Шахматематика;
5.
Кружковская задача 3;
6.
Уровни очевидности;
7.
Комплексный тест;
8.
Кружковская задача 4;
9.
Кружковская задача 5;
10.
Разрезания и замощения;
11.
Кружковская задача 6;
12.
Кружковская задача 7;
13.
Авторская задача;
14.
Кружковская задача 8;
15.
Задача про жизнь;
16.
Кружковская задача 9;
17.
Кружковская задача 10;
18.
Хитрые доминошки;
19.
Школьная задача;
20.
Кружковская задача 11;
21.
Деление с остатком;
22.
Оценка плюс пример;
23.
Опять двадцать пять...;
24.
Кружковская задача 12;
25.
Про календарь;
26.
Кружковская задача 13;
27.
Великая комбинаторика;
28.
Дискретная непрерывность;
29.
Кружковская задача 14;
30.
Кружковская задача 15;
31.
Ханойская башня;
32.
Кружковская задача 16;
33.
Кружковская задача 17;
34.
Проценты;
35.
Кружковская задача 18;
36.
Кружковская задача 19;
37.
Незадача;
38.
Кружковская задача 20;
39.
Кружковская задача 21;
40.
Логика должна быть логичной;
41.
Комбинаторика в школе;
42.
Графы в школе;
43.
Вставайте, граф...;
44.
Кружковская задача 22.

Александр Сергеевич плохому не научит...
Александр Сергеевич плохому не научит...

Задача

Саша загадала четырёхзначное число. Из загаданного числа она вычла сумму его цифр, а у полученной разности зачеркнула одну цифру и получила число 151. Какую цифру зачеркнула Саша?

Решение

Разность любого числа и суммы его цифр делится на 9, так как любая степень 10 даёт при делении на 9 остаток 1, поэтому 1-1, 10-1, 100-1 и т.д. делятся на 9. Следовательно, разность, полученная Сашей, делится на 9. По признаку делимости на 9 сумма его цифр тоже делится на 9. Эта сумма равна 1+5+1+х=7+х, где х - неизвестная цифра. Эта сумма не меньше 7 и не больше 16 (потому что цифра х принимает значения от 0 до 9) и делится на 9. Такое число только одно - это 9. В этом случае х=2.

Комментарий

Для любого кружковца к концу первого года признак делимости на 9, вместе с его доказательством, вещь сама собой разумеющаяся. В обычной школе, даже если учителю вздумается рассказать доказательство, ученики его не услышат и не запомнят. Хорошо если вообще формулировку самого признака запомнят, чтобы потом применять. Поэтому эта задача (к слову, номер 13 в ВПР 6 класса) нерешаема для абсолютного большинства ребят.

В очередной раз просматривается пропасть между кружком, где это очень простая задача, которую все обязаны решить, и школой, где почти никто не найдёт в ней даже ответа.

#математика #математическийкружок #образованиевроссии #школа
P.S. Не забывайте прочитать об
истории математических кружков в Ленинграде/Санкт-Петербурге и обо мне.