Найти тему

О стяжании благодати Божией

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о стяжании благодати Божией. Под Неделю преподобной Марии Египетской. 20 апреля 2002 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

Святая Церковь очень высоко почитает Марию Египетскую, хотя за две тысячи лет существования Церкви очень много женщин прошли христианским подвигом, смиренным и незаметным. Надо думать, что в Царствии Небесном мы увидим, что эта человеческая ипостась, как мы говорим, лучшая половина человечества, более преуспела, чем мужчины. Более проявляли и веры, и цельности, и упорства, и преданности, ну и, конечно, смирения. Испокон веков всегда в любом храме, в любой стране женщин больше. Это связано с тем, что мужчины как-то более горды, а Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать (Иак. 4, 6; 1 Пет. 5, 5). Конечно, полагается по науке аскетической не приписывать себе, но благодати Божьей то, что удалось человеку совершить. И это воистину так, просто в силу того, что в нас благодать весьма скудна, в силу того, что наше движение к Богу очень медленно и незаметно, эти даже благодатные изменения в каждом из нас мы не замечаем, как мать не замечает, как на её глазах дети растут. Кто раз в году приезжает, говорит: “О, как вырос”. Вот так и здесь, Господь говорит: не придет Царствие Божие приметным образом (Лк. 17, 20). То есть не видно, не слышно, как растёт, поэтому у многих из нас создаётся впечатление, что мы как-то стоим на месте, ничего у нас не меняется, в одних грехах каемся. На самом деле это не так. Если мы не видим, это не значит, что этого нет. Радиоволны не видим, но они же есть. То же самое с нашим внутренним устроением, поэтому мы всегда должны стараться действовать, исходя из теперешнего нашего состояния. Как апостол Павел говорит: забывая заднее и простираясь вперед (Флп. 3, 13). Нам незачем оценивать свой собственный пройденный путь, довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34). Вот сегодняшний день, у нас есть определённое поприще, и мы должны прожить его по-христиански. А когда завтра утром проснёмся (опять же, если проснёмся, не факт), то начнём опять сначала. Я такой-то человек, такое у меня сегодня артериальное давление, вот такая погода. На этот день у меня вот такие-то дела, такое у меня сегодня настроение, я встал вот с такой ноги. Такие у меня будут искушения, а я должен жизнь прожить по-христиански, таким образом, как будто вечером я уже умру. Исходя из теперешних моих возможностей нужно стараться максимально быть соответственным вот этому званию.

Мария Египетская выдержала страшные вещи. Представьте, какое нужно иметь мужество, чтобы сорок лет без пищи, без одежды, без копейки денег в пустыне, на одного Бога положась, прожить, промолиться и претерпеть эти страшные искушения. И внешние – от дождя, ветра, голода, диких зверей, и внутренние. И всякие страхи, потому что и звери забредали, львы, и люди могут обидеть, потому что в пустыне тоже проходили всякие пути, могли обидеть и что угодно, потому что особенно в те времена, да и сейчас, как выяснилось, даже при советской власти работорговля была. Сейчас просто возможностей больше, а тогда это, можно сказать, официально было. Человек – это же деньги, взял его и продал. Если мужчина, на галеры или какие-то сельскохозяйственные работы. Если женщина, то по хозяйству, бесплатно, за еду. Можно украсть и продать, бизнес. Целые причерноморские народы этим занимались испокон веку, туда-сюда продавали, делали на этом какие-то свои деньги. Тем не менее Господь её сохранил. Пройдя вот эти страшные испытания, она достигла необычайной близости к Богу, тем указала пример, что и наша всякая решимость в этом направлении сможет дать обязательно результат, но нужно устоять. Вот это очень важно.

Во-первых, важно увидеть каждому из нас, в чём ему нужно устоять. Для этого нужно, конечно, наступать по всем фронтам. Вот мы видим в себе какой-то грех. А для того, собственно, исповедь и существует, чтобы мы посмотрелись в Евангелие, как в зеркало, и, видя свой грех, исповедовали его, как бы отделились от этого греха. Нужно поставить себе диагноз, для чего? Чтобы исцелиться. Не просто посетовать на себя, а для того чтобы вступить с этим грехом в борьбу, именно решительную. Нужно наступать по всем фронтам, не нужно оставлять – вот с этим грехом борюсь, а с этим пока не буду. Надо стараться. Но всё-таки очень важно определить основное. Если даже с основным не получается сразу и навсегда, то взять хотя бы что-то малое. В этом будет большое подспорье. Постараюсь привести пример, чтобы пояснить, что происходит. В результате грехопадения тот сосуд, который представляет собой наша душа, он весь разбился. Мы пытаемся его склеить, но там какие-то щели. Благодать Божия, которую мы в Церкви получаем от молитв, от чтения Священного Писания, от Причащения Святых Христовых Таин, она вытекает сквозь эти щели. Наша задача – эти щели все закрыть, чтобы благодать прибывала и всё время была в избытке, не выливалась до конца. Конечно, нужно, во-первых, самые большие щели как-то закрывать, но это не значит, что не нужно обращать внимание на маленькие, потому что десять маленьких – это одно большое. Каждый грех опасен. В дуршлаге маленькие дырочки, но их много, поэтому в нём воды не унесёшь всё равно, моментально всё выливается. Так и с душой каждого из нас. Вроде, подумаешь, человек рассердился и вспылил, но через эту вспышку гнева сколько ушло благодати Божьей! Можно всё растерять, сразу опустошение. Или ну, подумаешь, по телефону долго поговорил, вроде никого не убил, не ограбил, ну поосуждал немножко. Если это действительно в избытке, то потом ощущение в душе полной пустоты, потому что благодать Божья тоже отошла с осуждением кого-то. О чём по телефону говорят? Почему люди так беспокоятся, что введут повременную оплату? Казалось бы, сделали бы две минуты бесплатно, а остальное по сто рублей за минуту. Да потому, что нужно страсть удовлетворить. Это же тяжело, когда человеку не дают удовлетворять его страсть, он начинает очень сердиться. Об этом речь. Чтобы удовлетворять всякие страсти, нужно деньги платить. Существует целая индустрия удовлетворения всяких страстей. А человек хочет бесплатно, заранее говорит: «Как же, я же не смогу этого делать». Поэтому такое возмущение, оно очень понятно. Человек прикрывается тем, что ему надо общаться с другими. Общаться надо, естественно. Есть такая заповедь даже о том, чтобы мы не лишали друг друга общения, это всё правильно. Общение угодно Богу, но общение превращается, к сожалению, в потоки осуждения, раздражительности, злопамятности и так далее. Мы терпим урон. Если мы заметим что-то в себе, обязательно нужно поставить этому препятствие. Конечно, это будет трудно, мы будем срываться, опять и опять впадать в этот грех, но если мы будем стараться против этого, то это будет всё реже и реже. Может быть, проявление этого греха будет не так интенсивно, может быть, после каждого нашего такого падения будет глубже наше покаяние, будет больше пауз между падениями. Будет какое-то движение на то, чтобы нам это преодолеть. Благодать Божия в сердце будет с нами больший срок, и она же сама будет врачевать нас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Мы должны, увидев в себе грех, молиться Богу, чтобы Он нас очистил от этого греха. Это во-первых.

А во-вторых, нужно изо всех сил воздерживаться и в этом вспоминать Марию Египетскую, как эта простая, неграмотная, молодая ещё в начале своего пути женщина, а потом уже старица, тем не менее явила такую крепость и мужество. Если она сумела прожить такую жизнь, неужели мы то, что нам дано Богом, не сможем выдержать. Сможем, Господь всегда, если человек устремляется на что-то доброе, духовное, обязательно будет человеку в этом помогать. Он нам обязательно поможет, лишь бы не медлили в этом грехе – ни в гневе, ни в унынии, ни в объядении, ни в блудности, ни в осуждении, ни в чём не медлили, а наоборот, против этого подвизались. Тогда Господь нам будет помогать, тогда на душе у нас будет больше радости. Вроде трудов у нас будет больше, мы будем уставать и изнемогать, но радости всё же будет больше, потому что благодать будет с нами. А так мы можем, стремясь к чему-то внешнему, может быть, что-то такое и приобрести, что бы иной раз нас повеселило, но если благодати Божьей не будет, то и радости в сердце не будет, жизнь будет тоскливая, унылая, тяжёлая, мрачная. Это связано только с тем, насколько мы оказались близки к Богу, а это связано исключительно только с благодатью Божьей, поэтому все наши устремления должны быть именно к ней. Она нас и исцелит, она нас и возрадует. Помоги нам в этом, Господи!

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/