Найти тему

Придумать звук для современного авто

№63

Мы хорошо знаем «пикание», которое издает фура, сдавая назад.
Этот звук добавлен, чтобы другие участники движения обратили внимание на маневр водителя, который в этот момент сильно ограничен в обзоре.

Благо, маневр совершается недолго и такое пикание мы не слышим постоянно.
Зато 24/7, особенно если живешь у шоссе, можно слушать работу двигателей и систем выхлопа.

В РФ ориентир предела шума от авто — 96дБА.
Для примера, бензопила — 100дБА, а сирены спецслужб или концерт на открытом воздухе — 115дБА.
На этом сайте можно посмотреть рейтинг самых громких и тихих авто.

Отдельные умельцы занимаются настройкой звука выхлопа ДВС, чтобы придать нужных (в основном спортивных) впечатлений от авто.

Посмотрите как рассказывает про саунд-дизайн авто мастер Mark Mangini, работающий над Blade Runner 2049 и Mad Max: Fury Roa или сразу целый туториал, а еще лучше послушайте как дизайнеры обсуждают и рейтингуют звуки V8.

Но вот пришли электрокары,
и казалось, мы должны попасть в тихий рай, в котором слышим лишь шелест резины, соприкасающейся с асфальтом.

Но. Во-первых.
Это оказалось недостаточно возбуждающим.

Отсутствие рева мотора стало трагедий фанатов, по их мнению (и моему) вождение авто превратили в употребление соевого продукта.

Джереми Кларксон, звезда Top Gear, показательно заявил, что не сядет в электрокар «без приятного звука мотора».

Плюс к этому — авто стали терять характеры, на нашем языке проектировщиков клиентского опыта — убрали влияние на слуховую сенсорную систему, лишив себя возможности большего вовлечения пользователей.

В ответ на это, например команда Ford Mustang, создав модель March-E, просто добавила колонки для имитации звука ДВС.
Послушайте как он звучит с включенным и выключенным звуком. Или послушайте звук новых маслкаров от Dodge, а также историю перепридумывания бренда в век пренебрежения к бензину.

Кстати.
В 1899 году
был создан «Horsey Horseless» — «безлошадный конь» — авто с прикрепленной головой лошади, чтобы не пугать других лошадей. Как вы понимаете, мало вероятно что лошади в это поверили бы. Входит в топ худших авто по версии Time. Но тогда эта идея не казалось такой уж странной, изобретатели воспроизводили в новых технологиях знакомый и понятный мир.

-2


Но. Во-вторых.
Это оказалось небезопасным.

Самому водителю важно чувствовать скорость. Для тех, кто ездил в Жигулях на скорости от 100 км/ч и потом пересел на иномарку, в которой и 200 км/ч не ощущаются, это очевидно.

Конечно, и залипающие в своих телефонах прохожие не замечают проезжающих автомобилей.
Да и люди с нарушением зрения тоже чувствуют себя некомфортно.

NHTSA (главные по безопасности на дорогах в США) настояли, чтобы с 2021 все электрокары при движении до 30 км/ч издавали предупреждающие звуки.

Поэтому в индустрию пришли композиторы и саунд-дизайнеры, создатели AVAS — Acoustic Vehicle Alerting System.

Сегодня Ханс Циммер, используя аккорды The Beatles, создает звуки для BMW. Другие, менее известные мастера, работают на Volkswagen, Renault, Jaguar и Nissan и т.д. А команда Tesla подарила водителям функцию «BoomBox», позволяя загружать собственные звуки — даже не представляете, что из этого вышло

Вызов нестандартный, как минимум нужно постараться не создать назойливый звук (как будильник), как максимум — звуковую волную, например, меняющую тон на скорости, и целую серию связанных звуков (для остановки, поворота, старта движения или спортивного режима), плотно ассоциирующуюся с брендом.

Нас ждут города наполненные новым звучанием.
Голосую за создание опережающих гайдланов, дабы музыка улицы превратилась в симфонию.