Сергею Рахманинову 150 лет!
Именно в его день рождения хочется вспомнить трагичную и одновременно счастливую историю из творческой биографии «русского Баха», как часто называют Рахманинова зарубежом.
Первая симфония, на которую Рахманинов возлагал большие надежды, была неудачно исполнена А. Глазуновым 15 марта 1897 г. в Петербургском Зале Дворянского собрания и потерпела полный провал. Это стало одной из тягчайших творческих катастроф в жизни композитора. Исполнения Первой симфонии ожидали как музыкального события. На концерте присутствовали виднейшие представители «новой русской школы» во главе с Римским-Корсаковым, Стасовым и Направником. Тем более чувствительным ударом для автора была неудача, постигшая его произведение. Сложная партитура Рахманинова оказалась недоученной, не освоенной оркестром и дирижером. «Живой свидетель события, присутствовавший на генеральной репетиции и концерте, удостоверяю,— пишет мемуарист Оссовский,— что исполнение симфонии было сырое, недодуманное, недоработанное и производило впечатление неряшливого проигрывания, а не осуществления определенного художественного замысла, которого у дирижера и не было».
Критика была до крайности грубой: композитор Цезарь Кюи написал, что «если бы в аду была консерватория, если бы одному из ее даровитых учеников было задано написать программную симфонию на тему „семи египетских язв" и если бы он написал симфонию вроде симфонии г. Рахманинова, то он бы блестяще выполнил свою задачу и привел бы в восторг обитателей ада».
Результатом стало то, что Рахманинов впал в страшную депрессию и ничего не мог сочинять около трёх лет. Несправедливое отношение к очень дорогому и мучительно вынашивавшемуся созданию со стороны не только рядовой публики и прессы, но и людей, мнением которых Рахманинов дорожил, причинило ему тяжелую психическую травму. В итоге на исполнение симфонии композитором был наложен строгий запрет, и партитура ее со временем оказалась утерянной.
Лишь после смерти Сергея Рахманинова в 1940х годах партитура Первой симфонии была воссоздана по оркестровым голосам, которые сохранились в Ленинградской консерватории. Активное участие в восстановлении партитуры принял Борис Шальман, сотрудник библиотеки оркестра Ленинградской филармонии. Таким образом, Ленинградская – Петербургская филармония и ее Большой зал, он же Зал Дворянского собрания, оказались связаны как с провалом, так и с возрождением Первой симфонии Рахманинова. В настоящее время эта партитура – неотъемлемая часть мирового симфонического репертуара.
И сегодня 1 апреля в День рождения Сергея Рахманинова ее исполнит старейший отечественный симфонический оркестр, Заслуженный коллектив России под управлением народного артиста России, всемирно известного дирижера Александра Лазарева в Большом зале Петербургской филармонии.
Лично от себя добавлю. Каждый талантливый человек знает, что он талантлив. И Рахманинов, безусловно, понимал, кем он является. Но в силу молодости не смог быстро справиться с травмой и преодолеть творческий кризис. Эта история учит тому, как важно не давать посторонним голосам и мнениям заглушить твой собственный голос.
С днем рождения, гений музыки!