Неотвратимое ощущение, что детство резко катится за горизонт пришло в сентябре 2002 года, когда состоялись похороны деда со стороны мамули. Дед Алексей при жизни был достаточно плотно связан с исторической наукой, стал заслуженным деятелем науки Российской Федерации и успел взрастить меня до 13 лет, привив интерес к истории.
К процессу «прививания» приложила руку и мамуля Наталья Алексеевна, преподававшая в числе прочего историю средних веков на истфаке Дальневосточного государственного университета (ДВГУ). Такой необычной, как мне представлялась, была моя детсадовская жизнь, ведь доводилось бывать с мамулей в студенческих аудиториях, на исторических реконструкциях. С дедом — на государственных экзаменах у студентов, куда его приглашали председательствовать, а также в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, где он трудился.
При жизни дед Алексей плотно работал с Благовещенскими коллегами, в том числе по организации научных конференций, одна из которых — «Россия и Китай» до сих пор традиционно проводится в весеннее время. В мае 2003 года мы с мамулей и бабулей побывали в Благовещенске на третьей международной научной конференции «Россия и Китай на Дальневосточных рубежах», где почтили память деда. В рамках конференции проходил археологический семинар, где я себя тоже отчетливо помню. Особо удивило, что археологи могут прийти на серьезное мероприятие в свитере, а не в строгом костюме, жарко спорить о своем и при том не подраться.
Хронологически примерно в то же время мамуля познакомила меня с харизматичным археологом Александром Александровичем Крупянко —заведующим кафедрой в ДВГУ, который помог мне с подготовкой к краевой олимпиаде по истории. Так, я стал погружаться в мир археологии еще глубже, узнав про янковскую археологическую культуру.
— Мамуля! Ты не понимаешь, этой грязи 6 000 лет! — в недалеком, с точки зрения исторического процесса, 2003 году примерно так мне пришлось аргументировать непрезентабельный вид своих ног после посещения археологического памятника Бойсмана–2, расположенного в Южном Приморье, немного ниже Владивостока, если смотреть по карте.
Логичное продолжение погружения в археологию — посещение памятника, знакомство с бытом археологов. В той недолгой поездке обычный школьник из Владивостокской гимназии № 2 воочию увидел серию погребений в раковинных кучах, счастливых студентов-практикантов с инструментом типа лопата, и легенду Дальневосточной археологии — Давида Лазаревича Бродянского. В 2006 году он дополнил цепочку моих «проводников» в мир науки и археологии в качестве первого научного руководителя на историческом факультете ДВГУ.
По семейной легенде на балконе квартиры по улице Хабаровской, 26, где жили бабуля Юлия с дедом Алексеем, однажды ночевал сам Алексей Павлович Окладников. При том балкон еще не имел остекления, но удобный спальник сделал сон академика вполне сносным с заявкой на комфорт. Так это или нет, сейчас проверить невозможно, но факт посещения имел место быть. Мамуля Наталья в детские годы получила от Алексея Павловича лисенка-игрушку, о чем с теплотой помнит на излете первой четверти XXI века.
Согласно «показаниям» бабушки Юлии, визиты академика Окладникова были неоднократными и происходили в сопровождении помощника Александра и (или) Анатолия Пантелеевича Деревянко — родного брата деда Алексея — тоже Пантелеевича.
Прокручивая «киноленту жизни назад» помню, что каждый приезд Анатолия Пантелеевича был событием. Меня восхищала его устойчивость к частым и долгим перелетам. Он всегда старался не показывать, что устал. Именно Анатолий Пантелеевич, после того как деда Алексея Пантелеевича не стало в живых, поддержал мой интерес к истории, сумел направить его в археологическое русло. Благодаря ему мне захотелось попасть на тот самый археологический семинар в Благовещенске. Вместе с ним нас на Бойсмана–2 сопровождал мой будущий начальник и наставник Александр Николаевич Попов.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Дуновение молодости — вместо предисловия
- Эпизод I. Свитер археолога, раковинные кучи и семейная легенда
- Эпизод II. Пилигрим. Начало.
- Эпизод III. Нити судьбы
- Эпизод IV. Картофельная выемка и верблюд
- Эпизод V. Воды Ангары
- Эпизод VI. Самый восточный РАЭСК
- Эпизод VII. Бык на отвале и Турбаза Северный
- Эпизод VIII. Севастополь — Керчь, ночь в музее и особый плов
«Я счастлив тем, что с вами был…!» — вместо послесловия