Найти тему
В кино с Варварой

Светлана Тома и Галина Беляева – две музы Эмиля Лотяну

Творчество молдавского режиссера Эмиля Лотяну – отдельная страница истории советского кино. Страница яркая, драматическая. Его фильмы «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь» – подлинные киношедевры, ни на что не похожие произведения с особой атмосферностью и ярким колоритом. И, конечно, на создание неповторимых кинематографических образов режиссера вдохновляли музы. Он подпитывал свою творческую энергию любовью. Искренне влюблялся в своих главных героинь, которые потом становились и главными героинями его судьбы. ..

Темпераментный и талантливый, яркий и галантный Эмиль Лотяну очень нравился женщинам. Он всегда производил на них неизгладимое впечатление, красиво говорил и элегантно одевался. Поэтому и не удивительно, что у режиссера было немало романов. Два из них являются главными в жизни мастера.

Фото из открытых источников интернет.1690.jpg
Фото из открытых источников интернет.1690.jpg

Светлана Тома

Многие утверждают, что Лотяну буквально открыл зрителю эту фактурную талантливую актрису.

Кстати, «Тома» – псевдоним, фамилия французских предков актрисы. А по паспорту она – Фомичева.

Познакомились Лотяну и Тома случайно. Как будто сама судьба свела их.

Семнадцатилетняя Светлана Фомичева стояла на автобусной остановке: она должна была отвезти документы для поступления на юрфак. И вдруг к ней обратился молодой человек, представился ассистентом режиссера и пригласил сниматься в кино. Вначале Светлана не поверила, а потом стало любопытно. В студии ее встретил молодой (ему не было еще и 30) Эмиль Лотяну. Он искал для своего фильма «Красные поляны» актрису на главную роль. Юная Светлана подошла как нельзя лучше.

"Как только я ее увидел, понял, что из этого чудеснейшего материала можно лепить....", вспоминал потом Лотяну.

Фото из открытых источников интернет. krasnye.poljany.avi.image5.jpg. Кадр из фильма «Красные поляны»
Фото из открытых источников интернет. krasnye.poljany.avi.image5.jpg. Кадр из фильма «Красные поляны»

Фильм «Красные поляны» вышел на широкие экраны в 1967 году и был отмечен на Всесоюзном кинофестивалев Кишиневе. А юная актриса получила Приз за лучший дебют.

«Красные поляны» изменили ее жизнь. К тому времени Светлана уже навсегда распрощалась с мыслями о юриспруденции и стала студенткой Кишиневского института искусств.

В ее личной жизни тоже были перемены. Во время съемки рабочие отношения между режиссером и юной актрисой быстро переросли в роман, который долго оставался для окружающих тайной. Однако как только закончился съемочный процесс, Лотяну и Тома расстались. Актриса вспоминала потом, что перенесла разлуку очень тяжело. Но все же через какое-то время вышла замуж за однокурсника Олега Лачина, родила дочь, ставшую впоследствии актрисой. Но семейное счастье оказалось недолгим: молодой супруг трагически погиб. Дочери Ирине было в ту пору всего лишь восемь месяцев.

А с Лотяну Светлану Тому опять свела судьба. Они вновь сошлись и прожили в гражданском браке около 10 лет. Надо сказать, что семейные отношения их складывались очень непросто: кипели невероятные любовные страсти, были и обиды, и ревность. Лотяну, как и все талантливые люди, не отличался легким характером.

Фото из открытых источников интернет.2_10.jpg
Фото из открытых источников интернет.2_10.jpg
Фото из открытых источников интернет.07_iS6rZyy.jpg
Фото из открытых источников интернет.07_iS6rZyy.jpg

Но самое главное, что их объединяло, – это творчество. За период совместной жизни с Лотяну Тома сыграла еще в двух его картинах: «Лаутары» (1973) и «Табор уходит в небо» (1976).

Фото из открытых источников интернет. 179.jpg Кадр и з фильма «Табор уходит в небо».
Фото из открытых источников интернет. 179.jpg Кадр и з фильма «Табор уходит в небо».

Особенно прославил Тому фильм «Табор уходит в небо». Это был настоящий триумф! Образ роскошной, пламенной, сумасбродной Рады навсегда стал «визитной карточкой» актрисы.

Фото из открытых источников интернет.21023937.jpgКадр и з фильма «Табор уходит в небо».
Фото из открытых источников интернет.21023937.jpgКадр и з фильма «Табор уходит в небо».

Хотя и далась эта роль ей непросто. Лотяну был очень жестким режиссером. В процессе работы забывал о сантиментах, становился беспощадным. Его любимой женщине чего только не приходилось делать на съемках для создания убедительного образа: и на горячих углях танцевать (чтобы в телодвижениях показать погибельную страсть), и ходить с привязанными к ногам грузами по 20 килограммов (чтоб выработать характерную для горделивой цыганки-красавицы походку). А однажды и вовсе актриса чуть не погибла. Во время бешеной скачки у фаэтона, на котором ехала, внезапно оторвалось правое переднее колесо, и актрисе грозило падение на всей скорости. Лишь благодаря сноровке и отваге одного из актеров Светлана Тома, смогла спрыгнуть с фаэтона и остаться в живых.

Фото из открытых источников интернет. original.jpgКадр и з фильма «Табор уходит в небо».
Фото из открытых источников интернет. original.jpgКадр и з фильма «Табор уходит в небо».

Фильм «Табор уходит в небо» вышел на широкий экран в 1976 году и имел грандиозный успех, занял первое место в прокате. Также фильм был награжден многими призами на международных фестивалях. Его для проката закупили 140 стран мира!

После «Табора уходит в небо» Светлана Тома еще снималась в фильмах Лотяну. Это были небольшие роли в кинолентах «Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова». Но былого успеха у актрисы уже не было.

Да и роман режиссера и актрисы после выхода на экраны легендарного фильма стал клониться к закату.

У Лотяну появилась новая муза…

Галина Беляева

В 1977 году Эмиль Лотяну начал работать над фильмом «Мой ласковый и нежный зверь» по повести А. П. Чехова «Драма на охоте».

Режиссер никак не мог найти исполнительницу главной роли. И вот однажды ему на «Мосфильме» попалось фото удивительной девушки. Позже режиссер вспоминал:

«Я увидел эти косульи глаза, воскликнул: «Вот она!».

Фото из открытых источников интернет.219419227.jpg Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь».
Фото из открытых источников интернет.219419227.jpg Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь».

Как потом оказалось, это была и не актриса вовсе, а очень молоденькая, 16 -летняя, студентка Воронежского хореографического училища Галя Беляева. Оказывается, она отправила свою фотографию на «Мосфильм» надеясь, что ее заметят.

Девушку вызвали из Воронежа. И режиссер сам стал с ней репетировать роль. Однако поначалу ничего не получалась. Юная актриса то ли по неопытности, то ли из-за стеснительности не могла войти в образ Оленьки Скворцовой. Лотяну сам начал понимать, что из его затеи ничего не выйдет. Позже он вспоминал:

«Я был в отчаянии. Сказал: «Сейчас придет Янковский, мы проведем пробу и потом отправим девочку в Воронеж». Мне показалось, что все бесполезно. Пришел Янковский, мы поставили камеру, свет... И вдруг после команды «мотор» из нее выперло все, что я три дня в нее вбивал, оказывается, все это собралось в пружину – и она выдала все с такой свежестью, с таким напором, что Олег Янковский опешил».

Фото из открытых источников интернет.galina-belyaeva-i-emil-lotyanu-istochnik-foto-iz-i.jpeg
Фото из открытых источников интернет.galina-belyaeva-i-emil-lotyanu-istochnik-foto-iz-i.jpeg

Фильм «Мой ласковый и нежный зверь» для зрителей стал любимым кинопроизведением на долгие годы. А для Галины Беляевой блистательным дебютом. А еще на съемках этого фильма начался ее роман с Эмилем Лотяну. Для многих отношения известного режиссера и начинающей актрисы выглядели предосудительными, прежде всего, из-за разницы в возрасте: ему – 41, ей – 16. (Впрочем, если вспомним сюжет чеховской экранизации, то там все было именно так: Оленькины поклонники, скорее, годились ей в отцы).

Галина Беляева впоследствии уверяла, что время съемок было самым ярким периодом ее биографии, и именно тогда она почувствовала родственную душу в Эмиле Лотяну, который казался ей «мудрым человеком, наставником». А по-настоящему Беляева влюбилась в него только после долгой разлуки.

«Я уехала учиться в Воронеж и очень скучала. Мне было так тоскливо. Помню, как Эмиль Владимирович прислал первую телеграмму, потом еще одну. Он писал такие трогательные вещи, сочинял стихи».

Фото из открытых источников интернет.66ef154e99574a012e1fe9b755e1c3ee.jpeg
Фото из открытых источников интернет.66ef154e99574a012e1fe9b755e1c3ee.jpeg

В 1979 году Лотяну и Беляева поженились, а вскоре у них родился сын Эмиль. Галина Беляева боготворила мужа, считая его гением и верила в несокрушимость их союза. Однако прожили они всего пять лет. Уже во время съемок кинокартины о русской балерине «Анна Павлова» начались серьезные конфликты. В результате Беляева попросила о разводе. Эмиль Владимирович был против, он хотел жить вместе ради сына. После развода и вовсе началась семейная драма. Лотяну забрал у Галины сына. Режиссер увез мальчика на съемки и несколько месяцев не выходил на связь с женой. Беспокойство бывшей супруги, мятущейся в поисках своего ребенка, не имели для него значения… Только спустя годы Лотяну и Беляевой удалось наладить отношения.

А Галина Викторовна несмотря ни на что всю жизнь сохраняла уважение и теплые чувства к Эмилю Лотяну. Именно поэтому, когда Эмиль Владимирович болен, она каждый день вместе с сыном навещала его в больнице…

А в день похорон режиссера, 18 апреля в 2003г., она стояла у гроба бывшего мужа вместе со Светланой Томой.

Две музы Эмиля Лотяну оплакивали его. Ведь для каждой из них он был желанным и любимым, каждую из них возвел на пьедестал известности….

Фото из открытых источников интернет.imgpreview.jpg
Фото из открытых источников интернет.imgpreview.jpg

Пишите в комментариях свои мнения.

Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал "Любопытная Варвара"

*Все фото из Яндекс.Картинки