2,7K подписчиков

Безликие боги Запада. Человечество против постчеловечества

4,7K прочитали

Долго наблюдая за западным обществом, можно прийти к выводу, что невроз - не нейтральная к менталитету болезнь. Невротик - типичная личность Западной Цивилизации, не справившаяся с двумя задачами: сохранить личностную целостность и удовлетворить бесчисленным общественным требованиям. В ситуации, когда вместо социума=организма человека окружает социум=механизм, следование его законам становится психически очень трудозатратным процессом. А следование им «по Станиславскому», с идентификацией себя в качестве преимущественно социального субъекта - становится попросту деструктивным для внутреннего мира человека. Но всё не так плохо, всё намного хуже - оказывается, человек вполне может жить и без внутреннего мира, если хорошо, надёжно вмонтирован во внешний.

Широк человек, сузить бы его, мечтал Достоевский устами Мити Карамазова. Капиталистическая Система, по крайней мере в своем историческом, цивилизационном ядре, реализовала мечту великого русского писателя, создав определенный тип человека. Или хотя бы модальной личности, задающей тон и код поведения в современном западном обществе: рационально действующий, законопослушный, минимально агрессивный. Во всяком случае пока он находится в «гравитационном» поле своей системы и ее институтов. Произошла интериоризация социального контроля. Он превратился в самоконтроль. «Человек самоконтролирующий» – это и есть зауженный человек»...
Долго наблюдая за западным обществом, можно прийти к выводу, что невроз - не нейтральная к менталитету болезнь.
Современное государство и капитал с их репрессивными институтами повседневности заузили человека на ограниченных пространствах североатлантического побережья. И эта пространственная ограниченность в немалой степени способствовала успеху. Но каждое приобретение есть потеря. Оборотная сторона самоконтроля – невроз. Распространение нервных заболеваний в Западной Европе в последней трети XIX в., формирование нескольких «тихих омутов» традиционных зон самоубийств, возникновение психоанализа – все это оборотная сторона триумфа самоконтроля, зауживания человека. (Андрей Фурсов)

Во многих скандинавских странах существует негласный закон Янте, смысл которого заключается в том, что человек не должен высовываться и быть лучше других - или же чем-то отличаться от окружающих. Этот закон не касается, например, хобби и творчества: здесь каждому позволено самовыражаться. Однако в повседневной жизни многим скандинавам важно быть такими, как все: если все бегают, то считается "неприличным" не бегать. У всех мобильные телефоны последней модели - значит, пришло время тоже таким обзавестись. Вас никто не осудит открыто, если Вы этого не сделаете, но Вы постоянно будете находиться под тяжёлым прессом взглядов - во всяком случае, так будет себя чувствовать большинство, даже если этого пресса на самом деле нет. Эта погоня за тем, чтобы "быть как другие", и неспособность всегда угнаться за самыми передовыми технологиями и новинками нередко вызывает состояние стресса и депрессии (скандинавские страны традиционно в числе европейских лидеров по употреблению антидепрессантов на душу населения). В наших широтах это стремление трансформируется в задачу повышенной сложности "быть не таким как все и при этом не хуже других".

Разнообразие
Разнообразие

Наглядный пример европейского подхода — английский газон. Он выглядит удобным, потому что его триста лет стригут. Так и все европейские народы — по ним постоянно прокатывались социализирующей газонокосилкой, и в итоге произошёл естественный отбор в сторону большей способности соответствовать довольно жёстким общественным нормам (европейская зарегулированность всех проявлений общественной жизни известна). А дальше самоактаулизируйся сколько влезет, но строго в пределах высоты газонокосилки.

К слову: фашизм — вполне логично проистекает из принципа "триста лет подстригать", и оттуда же вся его (да и всей западной цивилизации ) лютость к "внешним" людям (которые для них недо-люди). Если триста лет стричь, то центр принятия решений, точка отсчёта для правильно /не правильно выносится за пределы личности к тому, кто стрижёт. Потому внутри имярека страсти и злоба, но подавленные внешней силой. А на новых землях или на тех, кто выпадает из категории "свои" — всё накопленное выливается наружу. И начинается "Я освобождаю вас от понятия совесть!" (kryloyashher.livejournal)

Зауженность европейского человека - результат не только бесчисленных законов и подзаконных актов. Когда на Западе «умер Бог», и простой человек постепенно перестал соотносить свою жизнь с предполагаемым абсолютом (вертикальная связь), его «свято место» место занял социум и социальные взаимодействия (горизонтальные связи), иерархию стала заменять грибница. Общественное одобрение и неодобрение стали критически важны для сохранения стабильности психики. Постепенно кроме отношений человека с окружающими не осталось никаких других отношений, кроме соотнесения себя с условной нормой не осталось никаких других ориентиров, кроме горизонтального социального мира не осталось никаких других измерений человеческой жизни. Поэтому там так легко внедряются даже самые дикие либеральные инициативы.

Мем "Я поддерживаю Текущую Штуку"
Мем "Я поддерживаю Текущую Штуку"

Новый бог запада зовётся Социум, и он намного менее требователен к своей пастве чем его строгий предшественник: чем слабее в человеке то, что можно назвать «духовным началом» - тем больше он подходит для религии современности.

Предполагаю, что отличие западной индивидуальности от русской в том, где находится условное референтное лицо, относительно которого индивид выстраивает свою социальную жизнь: для европейца, в силу обстоятельств истории Европы, это лицо оказалось вынесенным вовне — во внешнюю управляющую силу. Понятное дело, что это человек или социальная группа. А для русского референтное лицо находится в нём самом, но не он сам. Т.е. в первом случае связь через законы с социумом, а во втором — через совесть с Богом (или его неформализованным представительством). (kryloyashher.livejournal)

Усиление социальных зависимостей укрепляет западную тенденцию в типах индивидуальности, ослабление же доверия к социуму-механизму (а значит и к его значимости) усиливает русскую тенденцию. Бог-грибница выстроен из организмов тех, кто в него верит и ему служит, чаще всего даже не зная о его существовании. Любой член любого общества на планете, когда перестаёт «тянуть» вертикальную ориентацию жизни, перестаёт направлять себя вверх и соотносить себя с чем-то его превосходящим, - вынужден соотносить себя даже не с окружающими, а с их социальными образами. А значит он становится годным субстратом для прорастания в нём мицелия невротизированного постчеловечества.

____________________________

Автор читает все реакции на статьи и благодарит комментаторов за отклики и содержательные дополнения.