После публикации статей, посвященных истории эксплуатации Ан-10 в Украинском управлении гражданской авиации, у читателей возникло много вопросов, на которые сложно ответить быстро и просто. Они требуют развернутого повествования.
Итак,
Сухим языком документов, в четверг, 18 мая 1972 года, примерно в 11:53 московского времени в районе села Русская Лозовая Харьковской области, в 25 километрах к северу от аэропорта Основа, произошло летное происшествие самолета Ан-10А СССР-11215, принадлежавшего 87 летному отряду Харьковского ОАО, которое стало самым крупным для типа по числу человеческих жертв за всю историю его эксплуатации.
В свое время я пытался по крупицам воссоздать события дней, прошедших с момента катастрофы 11215. Вкратце, все происходило так.
Правительственная комиссия, состоявшая из специалистов Аэрофлота, ОКБ Антонова и Минавиапрома прибыла на место происшествия уже вечером, примерно в 17:00 того же дня. По свидетельству очевидцев (отдельные персоналии я приведу ниже), входящих в состав комиссии, предварительная причина – разрушение элементов конструкции центроплана – стала видна комиссии уже в тот же вечер. И тогда же, вечером 18 мая, комиссия рекомендовала остановить эксплуатацию всех самолетов Ан-10 для исследования и предотвращения возникновения возможных инцидентов в будущем. Соответствующая телеграмма министерства ушла в подразделения Аэрофлота тогда же, поздним вечером 18 мая.
По свидетельству Сергея Сергеевича Еремина, главного инженера Коми управления гражданской авиации, а в 1972 году молодого инженера, принимавшего участие в расследовании: «Весь флот Ан-10 был остановлен немедленно». Хотя на самом деле «немедленно» остановить флот не представлялось возможным, так как отдельные машины и экипажи в тот момент находились вдали от базовых аэропортов, и их возвращение домой потребовало бы определенного времени.
По свидетельству Иосифа Наумовича Фридляндера, в 1972 году д.т.н., профессора ВНИИ авиационных материалов, члена правительственной комиссии, находившегося вечером в воскресенье, 21 мая в харьковском аэропорту Основа и наблюдавшего вылет рейса на Ан-10 Харьков – Симферополь (рейс Н-301, примечание мое) – это был последний пассажирский рейс Харьковского ОАО на Ан-10.
И наконец, документальное свидетельство. Это Протокол №9 заседания Правительственной комиссии по расследованию летного происшествия самолета Ан-10 11215. Источник: РГАЭ, Ф. 55 оп. 1 д. 1218. Его в свое время нашел в архивной пыли и поделился Сергей Цветков, за что ему огромное спасибо.
Пункт №9 указанного Протокола гласит: «Принять к сведению информацию ... что в соответствии с решением Правительственной комиссии, Министром гражданской авиации ... 21 мая дано указание территориальным управлениям о временном прекращении полетов всех находящихся в МГА пассажирских самолетов Ан-10».
Начиная с понедельника, 22 мая 1972 года ни один Ан-10 не поднялся в небо, а флот подвергся тщательному изучению. Часть машин исследовали в Киеве, в ОКБ, часть – на заводе – изготовителе, часть – на авиаремонтном заводе №412. Остальные самолеты изучалась на месте силами АТБ.
По состоянию на май 1972 года в «строевых» подразделениях Аэрофлота работало 63 Ан-10 и Ан-10А, в том числе в Иркутском ОАО - 3, Кишиневском ОАО - 6, в Куйбышевском ОАО - 12, в Львовском ОАО - 7, в Минском ОАО - 6, в Ростовском ОАО - 13, в Сыктывкарском ОАО - 7, в Харьковском ОАО - 9. Рейсы, выполняемые этими самолетами, надо было чем-то заменить.
Авиаторы Молдавии и Поволжья в это время получали новые самолеты Ту-134. Три иркутских Ан-10 легко заменялись самолетами Ан-24. Со всеми остальными отрядами было гораздо сложнее: в Коми, Северо-Кавказском и Украинском управлениях Ан-10 составляли основу флота отрядов, а целый ряд аэропортов этих управлений: Винница, Николаев, Орджоникидзе, Оренбург, Херсон, имели аэропорты с грунтовыми ВПП, не способными принимать другие самолеты столь же большой вместимости, как Ан-10.
Внезапно возникшая проблема потребовала принятия немедленных решений. А всего через десять дней наступало лето с его взрывообразным спросом на авиационные перевозки. Ниже перечислены не все, но самые основные мероприятия лета 1972 по замене рейсов на самолетах Ан-10.
Вот как происходила замена Ан-10 весной-летом 1972 года:
Рейс 371/372 Москва – Казань Ан-10 заменен на Ан-24.
Рейс 731/732 Оренбург – Куйбышев – Москва Ан-10 заменен на Ан-24.
Рейс 739/740 Куйбышев – Москва отменен. С 29 мая введен на Ту-104А ЦУМВС. С 30 октября заменен на Ту-134 ЦУМВС.
Рейс 1139/1140 Москва – Краснодар Ан-10 заменен на Ан-24 Москва – Харьков – Краснодар.
Рейс 1171/1172 Москва – Ростов отменен. С 27 мая введен на Ан-24.
Рейс 1173/1174 Москва – Ростов отменен. С 27 мая введен на Ан-24.
Рейс 1175/1176 Москва – Ростов отменен. С 27 мая введен на Ан-24.
Рейс 1177/1178 Москва – Ростов с 22 июня введен на Ан-24.
Рейс 1179/1180 Москва – Ростов с 1 июня введен на Ил-18 Ленинградского ОАО.
Рейс 1181/1182 Москва – Ростов с 27 мая введен на Ан-24.
Рейс 1183/1184 Москва – Ростов с 27 мая введен на Ан-24.
Рейс 1185/1186 Москва – Ростов с 28 мая заменен на Ту-134А ЦУМВС.
Рейс 1187/1188 Москва – Ростов с 28 мая заменен на Ту-134А ЦУМВС.
Рейс 1189/1190 Москва – Ростов (дополнительный) введен на Ан-24.
Рейс 1195/1196 Москва – Ростов (дополнительный) введен на Ту-134 235-го ОАО.
Рейс 1197/1198 Москва – Ростов (дополнительный) введен на Ту-134 235-го ОАО.
Рейс 1279/1280 Москва – Грозный отменен. С 25 июля введен на Ан-24 Москва – Ростов – Грозный.
Рейс 1481/1482 Москва – Харьков отменен с 22 мая.
Рейс 1493/1494 Москва – Харьков отменен. С 10 июня введен на Ан-24.
Рейс 1495/1496 Москва – Харьков отменен с 22 мая.
Рейс 1503/1504 Москва – Ворошиловград отменен с 22 мая.
Рейс 1515/1516 Москва – Донецк отменен. С 10 июня заменен на Ан-24.
Рейс 1517/1518 Москва – Донецк отменен с 22 мая. С 10 июня введен на Ил-18Д.
Рейс 1519/1520 Москва – Донецк отменен. С 31 мая введен на Ан-24.
Рейс 1523/1524 Москва – Донецк (дополнительный). С 10 мая введен на Ан-24.
Рейс 1539/1540 Москва – Жданов отменен с 22 мая.
Рейс 1549/1550 Москва – Днепропетровск (дополнительный) на Ту-134.
Рейс 1551/1552 Москва – Днепропетровск отменен с 22 мая.
Рейс 1635/1636 Москва – Симферополь отменен с 22 мая.
Рейс 1679/1680 Москва – Херсон заменен на Ан-24 Москва – Киев – Херсон.
Рейс 1683/1684 Москва – Николаев отменен с 22 мая.
Рейс 1717/1718 Москва – Кривой Рог отменен с 22 мая. С 1 июня введен на Ан-24 Москва – Харьков – Кривой Рог.
Рейс 1737/1738 Москва – Кишинев отменен с 22 мая. С 26 мая заменен на Ту-134.
Рейс 1749/1750 Москва – Кишинев отменен с 22 мая. С 26 мая заменен на Ту-134.
Рейс 1805/1806 Москва – Винница отменен с 22 мая.
Рейс 1825/1826 Москва – Львов отменен с 22 мая. С 24 июня введен на Ил-18В МТУ ГА.
Рейс 1827/1828 Москва Львов отменен с 22 мая. С 10 июня введен на Ан-24 Москва – Чернигов – Львов.
Рейс 1829/1830 Москва Львов отменен с 22 мая. С 10 июня введен на Ан-24 Москва – Киев – Львов.
Рейс 1831/1832 Москва Львов отменен с 22 мая. С 10 июня введен на Ан-24 Москва – Киев – Львов.
Рейс 1987/1988 Москва – Минск. По расписанию должен был работать до 31 мая 1972 года. По-видимому, не вводился.
Рейс 2003/2004 Москва – Минск – Брест отменен. С 1 июня введен на Ту-124.
Рейс 2061/2062 Москва – Калининград отменен. С 6 июля введен на Ту-124.
Рейс 2277/2278 Москва – Сыктывкар – Воркута отменен. С 1 июня введен только на участке Москва – Сыктывкар на Ил-18В Киргизского УГА.
Рейс 2299/2300 Москва – Сыктывкар – Ухта отменен. С 1 июня введен только на участке Москва – Сыктывкар на Ил-18В Таджикского УГА.
Рейс 2305/2306 Москва – Сыктывкар отменен. С 28 июня введен на Ан-24 Москва – Горький – Киров – Сыктывкар.
Рейс 3683/3684 Иркутск – Мирный отменен. С 12 июня введен на Ан-24 Иркутск – Усть-Кут – Мирный.
Рейс 3715/3716 Иркутск – Новосибирск. Должен был вводиться с 15 июня. Фактически введен 15 июня на Ту-104А Иркутск – Новосибирск – Свердловск.
Рейс 6061/6062 Ростов – Симферополь заменен на два рейса на Ил-14 по расписанию СКУ ГА.
И так далее.
Столь масштабные замены флота потребовали таких же масштабных изменений в структуре отрядов. Самолетов Ан-24 и экипажей к ним на все рейсы не хватало. Для этих целей привлекались самолеты и экипажи из учебных заведений Аэрофлота. Например, из Кировоградской ШВЛП на лето 1972 года отправили Ан-24Б СССР-46287 в Ростовский ОАО, Ан-24Б СССР-47849 во Львовский ОАО. Для выполнения рейсов Ростов – Симферополь самолеты Ил-14 и их экипажи из Минераловодского ОАО на лето 1972 года были прикомандированы к Ростовскому ОАО.
Кроме того, завершение эксплуатации Ан-10 повлекло за собой масштабное пополнение и обновление флота Ан-24, Ту-134 и Ил-18 пострадавших отрядов за счет других предприятий, в основном, за счет ЦУМВС и 235-го ОАО. Например, 30 июня 1972 года прекращена эксплуатация во Внуковском авиапредприятии, чьи самолеты были переданы в основном в Кишинев.
Остановка Ан-10 также потребовала масштабной реконструкции аэродромной сети. В течение следующего десятилетия были построены новые аэропорты в Оренбурге, Грозном, Виннице, Кривом Роге, Николаеве, Херсоне. Реконструированы аэропорты и/или ИВПП в Сыктывкаре, Днепропетровске, Донецке, Харькове, Ростове на Дону. Полностью оправиться от проблем, связанных с остановкой Ан-10, Аэрофлоту удалось лишь к 1976 году.
Спасибо за внимание.