Найти тему
ivanegoroww

Раскол группы "Ноль"

История этой самобытной ленинградской команды началось со знакомства в школе Фёдора Чистякова и Алексея Николаева. У молодых людей оказались общие воззрения на мир, на музыку и на будущее - оба они хотели играть рок-н-ролл. Благо почва тогда в Ленинграде в 1985 году для рок-н-ролла была благодарнейшая. Доперестроечный Ленинград буквально за несколько лет превратился в Мекку рок-музыки. Во многом это конечно же благодаря открытию на улице Рубинштейна рок-клуба и устраиваемых им фестивалям, на которых ленинградская шпана наслаждалась полулегальными группами типа “Аквариума”, “Зоопарка”, и “Кино”. Ну разве ещё о чём-то могли мечтать ленинградские подростки кроме как стать рок-звёздами?

Дядя Фёдор
Дядя Фёдор

К Чистякову и Николаеву на первом этапе их поползновений в рок-н-ролле присоединился ещё один их школьный товарищ Анатолий Платонов. Он являлся автором многих ранних песен группы. Пока ещё распределение по музыкальным инструментам было весьма относительным и парни играли кто на чём. Однако у Чистякова уже вызревал образ, черты и контуры будущего бэнда. И он знал свою изюминку, пусть ещё и подсознательно не совсем осознавая этого. Речь идёт конечно же о баяне, таком неоднозначном для рок-музыки инструмента, а для ленинградского рок-н-ролла времён восьмидесятых, так это и вовсе было нонсенсом - его применения, даже для таких музыкальных гурманов, как Курёхин и Гребенщиков.

Инвалид нулевой группы
Инвалид нулевой группы

В 1986 году молодые люди оказываются в священном для ленинградской рок-музыки месте - студии звукозаписи Андрея Тропилло. Мэтр подпольной звукозаписи опытным взглядом окинув пацанов, заявившихся к нему, что-то разглядел в них позволив им записывать у него альбом. Таким образом группа, которую Чистяков обозвал “Ноль” выпустила в 1986 году свой первый альбом “Музыка драчёвых напильников”. На этапе записи альбома от коллектива отпочковался Платонов и присоединяется Дмитрий Гусаков. Альбом неплохо восприняли в рок-среде, главным образом обращали внимание, конечно, на партии баяна, который пока ещё был немного отодвинут на задний план, но всё равно имел свой голос в ансамблевом звучании группы. Пост-панк под баян показался многим эстетам интересной находкой. Группа получила право на жизнь, чем она естественно и воспользовалась.

Тропилло за работой
Тропилло за работой

Последним из “золотого” состава группы к ребятам присоединился гитарист Георгий Стариков. Оформившийся квартет начал угарно лабать на многочисленных рок-фестивалях того времени, громко заявляя о себе. Образ парня с баяном игравшего то пост-панк, то буги, то просто панк, иногда, окрещивали русским роком.

"Ноль"
"Ноль"

К записи нового материала “Ноль” приступил в 1989 году в той же студии у Тропилло, где парни писали свой дебютный альбом. К записи материала “Сказки” ребята были уже не сопливыми пацанами, пришедшими несколько лет назад к Тропилло - это были уже сформировавшиеся музыканты со своим видением музыки. Парадоксально, конечно, но эти молодые ребята в 1989 году звучали гораздо более самобытнее, чем многие их старшие товарищи по рок-цеху, которые в большинстве своём имели какие-нибудь западные аналоги или же заимствования. Группа “Ноль” была на удивление для советского рока достаточно самобытной и интересной. Единственное, для выхода ребят на более широкую, Союзную, сцену, им не хватало более качественного материала, иными словами, маловато было в их арсенале убойных хитов. Альбом “Сказки” также такими вещами не изобиловал, но имел крепкий интересный материал. Позже фирма “Мелодия” выпустит на основе магнитоальбома одноимённый винил.

Фёдор Чистяков
Фёдор Чистяков

Следующая работа Чистякова и ко “Северное буги” была близка и по духу, и по содержанию к предыдущему альбому “Сказки” и не блистала какими-то ярким композициями. Просто очередная работа закрепившая возрастающий профессионализм ребят.

Профессионалы
Профессионалы

Прорыв случился на следующем альбоме “Ноля” – “Песня о безответной любви к Родине”. Абсолютно выдающийся альбом, к работе над которым группа подошла в идеальном, как физическом, так и творческом состоянии. Ребята повзрослели, оформились музыкально, закалились профессионально. Итогом работы стал этот альбом, вышедший в 1991 году, который вознёс молодых ленинградцев на самый рок-олимп, где паслись исключительно небожители.

Небожители
Небожители

Альбом оказался набит хитами под завязку такими как: “Человек и кошка”, “Песня о настоящем индейце”, “Иду курю”, “Улица Ленина” … Эти песни на долгие годы поселились в плэйлистах радиостанций, а клипы на эти песни долгое время крутили по центральным каналам. Альбом произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Успех у альбома, помимо зрительского, так же был и коммерческий. Парням этот успех конечно снёс крышу, надо ли говорить, что они не совсем оказались к нему готовыми. В жизнь Фёдора Чистякова и его товарищей по “нулевой” группе в этот период крепко входят извечные атрибуты рок-успеха - наркотики и алкоголь.

"Ноль" золотой сотав: Николаев, Чистяков, Гусаков, Стариков
"Ноль" золотой сотав: Николаев, Чистяков, Гусаков, Стариков

Начинается скорая деградация, парни просто начинают тонуть в этом болоте едва справляясь с ситуацией. Группа “Ноль” прекрасный пример того как достигнув пика, путём долгосрочной и кропотливой работы можно всё просрать в одночасье и скатиться в такие подвалы откуда уже будет не выбраться никогда. Собственно, парни наглядный пример того, что забраться на гору можно, вот только удержаться на вершине гораздо труднее. В общем ребята сломались на этапе испытания медными трубами.

Настоящий индеец
Настоящий индеец

В группе помимо проблем с запрещёнными веществами начались творческие разногласия. Каждый теперь видел развитие и музыкальную концепцию коллектива по-своему. Однако Чистякову было всё тогда похоже до фонаря, он всё глубже и глубже погружался в наркотический мрак, который время от времени застилал его сознание.

Блуждающий во мраке
Блуждающий во мраке

В 1990 году Фёдор переехал в Комарово на дачу к Ирине Левшаковой с которой у него тогда был роман. Левшакова, в рок тусовке восьмидесятых, личность колоритная и достаточно известная, прежде всего с отрицательной стороны. Она известна своими наркотическими экспериментами и шабашами, которые проходили на этой самой даче. Одним из обитателей этой дачи, в своё время, был и Александр Башлачёв, который пребывал в глубоком творческом и личностном кризисе и с головой был вовлечён Левшаковой в её игры с сознанием. В 1988 году Башлачёв погибнет - то ли выпав из окна, то ли сведя так счёты с жизнью. Вот в такой ауре и оказался Фёдор Чистяков. На дачу он также перевёз свою маму, которая была инвалидом и страдала шизофренией. Во время записи альбома “Полундра” коллектив покидает Георгий Стариков. Альбом записывается на студии “МММ” и на финансирование этой же организации братьев Мавроди в которой состоял ударник группы Алексей Николаев.

СашБаш
СашБаш

Работа над “Полундрой” шла тяжело и альбом вышел по содержанию совершенно неоднозначным, более жёстким по музыке и по текстам в которых стала преобладать ненормативная лексика. Одно можно сказать однозначно, после шедеврального альбома “Песня о безответной любви к Родине” этот альбом был скорее шагом назад. В нём чувствовался упадок и деградация коллектива и те проблемы с которыми столкнулись ребята. Надо ли говорить, что успеха работа не снискала ни коммерческого, ни у любителей коллектива. А последовавший почти сразу после выхода альбома трагический инцидент с участием Фёдора Чистякова подвёл логическую черту в существовании группы.

На закате
На закате

8 октября 1992 года Фёдор Чистяков находясь в диком наркотическом угаре и явно подвинувшись чердаком напал с ножом на свою сожительницу Ирину Левшакову. По словам очевидцев, Фёдор с дикими воплями бегал за женщиной по всему посёлку, а когда догнал и повалил на землю, попытался перерезать ей горло. Левшакову удалось откачать, Фёдор уехал в следственный изолятор “Кресты”. На следствии Чистяков утверждал, что Левшакова ведьма и он хотел на самом деле убить ведьму и избавить мир от её злых чар. В “Крестах” Чистяков просидит около года. Суд признает его невменяемым и выпишет ему путёвку на принудительное лечение в психиатрическую больницу имени Скворцова-Степанова, где Чистякова будут приводить в чувства так же около года. На свободу Фёдор выйдет осенью 1994 года.

Ирина Левшакова
Ирина Левшакова

Вышел, надо сказать, Чистяков действительно с изменённым сознанием. То ли в процессе всех жизненных перепитый, то ли из-за оказанного на него эффекта лечения, но Чистяков с головой ушёл в религию, но не просто он поверил Бога, а стал членом секты “Свидетелей Иеговы”, которая к религии как таковой, имеет весьма опосредованное отношение. По Словам Фёдора, именно учение “Свидетелей Иеговы” помогло сохранить ему разум и пройти все эти непростые жизненные перипетии с ним приключившиеся.

Чистяков 90е
Чистяков 90е

Теперь Чистяков утверждал, что он духовно переродился и всячески открещивался от старых грехов, в том числе и от творчества группы “Ноль”. Надо ли говорить, что пока Чистяков просветлялся в “Крестах” и дурке, группа приказала долго жить. Таким образом прекратил существование уникальный для русского и советского рока коллектив, который в перспективе мог выдать ещё кучу всяких интересных вещей.

Наши лица, как коробки...
Наши лица, как коробки...

В 1997 году Чистяков попытается заново собрать “Ноль” и даже воссоединяются все участники “золотого” состава: Николаев, Стариков, Гусаков, однако, Фёдора вело уже в какие-то иные творческие дали и парням было явно с ним не по пути. Дав несколько концертов, парни разбежались уже окончательно и бесповоротно, благо без взаимного обдавания друг друга известными смердящими субстанциями. И парни без Фёдора пытались эксплуатировать вывеску “Ноль” и сам Фёдор впоследствии так же пытался выступать и записываться под старым называнием.

"Ноль"
"Ноль"

Через какое-то время, очевидно, когда новые песни совсем не приносили дохода он из преступного прошлого, реанимировал песни “Ноля” и добавил их в свою концертную программу. Чистяков многие годы занимался творческими метаниями, то он записывался соло, то в составе “Зелёной комнаты”, то как уже писал под брэндом “Ноля”. Однако в 2017 году Чистяков объявил о воссоединении группы в “золотом” составе, однако сбыться планам было не суждено. “Свидетелей Иеговы” в России на законодательном уровне признали экстремисткой организацией и Чистяков принимает решение о эмиграции в США, где проживает по сей день. Пишет музыку для мультфильмов и кинематографа, записывает альбомы, в общем неплохо себя чувствует и назад в Россию видимо возвращаться, в ближайшем будущем, не планирует.

"Просветлённый" Фёдор Чистяков
"Просветлённый" Фёдор Чистяков

К превеликому сожалению альбом “Песня о безответной любви к Родине” так и остался в истории самобытной группы наивысшей точкой в творчестве и ни до него, ни тем более после, ничего даже близкого группа “Ноль” выдать не смогла. Однако мы навсегда запомним “дядю” Федю Чистякова голосящего под баян русский народный рок-н-ролл. Навсегда группа “Ноль” вписала себя в историю отечественной рок-музыки своим нестандартным подходом к решению творческих задач. К сожалению, так же являясь наглядным примером того, к чему может привести употребление запрещённых веществ.