Если вас спросят, кто такой Прометей, вы наверняка ответите: "Как же, знаем, это благородный титан, который подарил людям огонь и за это подвергся ужасному наказанию от Зевса". М-да, любим мы героев, а ещё больше - мучеников. Но если мученичество Прометея не подлежит сомнению (всё-таки мало приятного висеть много веков прикованным к скале, да ещё если твою печень каждый день клюёт орёл), то насчёт его героизма можно поспорить. Не был Прометей таким белым и пушистым, каким мы его представляем, и во всех своих бедах виноват был сам. Да и людям он причинил не меньше горя, чем счастья.
Мы знаем только часть мифа. О том, как Прометей украл у богов огонь и подарил его людям. И люди, получив возможность греться у костра и жарить стейки, навек сохранили благодарность к доброму титану. Но этой идиллической картине предшествовала преинтересная история. Не задумывались ли вы, с чего это могущественный почти-бог вдруг воспылал такой любовью к людям, что готов был пожертвовать собой ради них? Нет? А зря. Отнюдь не желанием помочь бедным людям был вызван его поступок. Гесиод в "Теогонии", первом произведении о происхождении греческих богов, пишет, имея в виду Зевса:
Гнев прекратил он, который дотоле питал к Прометею
Из-за того, что тягался он в мудрости с Зевсом могучим.
Гесиод "Теогония" Перевод В.Вересаева
Уловили? Зевс рассердился на Прометея за то, что тот посмел тягаться в мудрости с ним, верховным богом. И дальше Гесиод рассказывает, что произошло.
Боги и люди решили принести общую жертву. Выбрали для этого быка, но отвлеклись спором (о чём, неясно). Прометей же, пока они спорили, втихаря разделал быка. Самые лучшие куски мяса он завернул в бычью шкуру, а сверху положил желудок - мол, тут всякая дребедень, не стоящая внимания. Настоящую же дребедень: кости и прочее несъедобное - он сложил в кучу и покрыл слоем аппетитного жира. После чего предложил Зевсу выбрать себе часть, уверенный, что ловко всё провернул. Но верховного бога было не просто обмануть. Видимо, он не очень доверял честности Прометея, так как перед тем как забрать самую соблазнительную часть быка, он приподнял жир и, конечно же, сразу увидел кости.
"Сын Иапета, меж всех наиболе на выдумки хитрый!
Козней коварных своих, мой любезный, ещё не забыл ты!"
Гесиод "Теогония" Перевод В.Вересаева
Так говорит Зевс Прометею. Вероятно, у того и до этого случая рыльце было в пушку. Мы не знаем, какие ещё хитрости Прометея терпел до этого Зевс, но на этот раз терпению явно пришёл конец. Но самое обидное, что гнев громовержца обрушился не только на коварного титана, но и на людей, которые знать не знали, что творится с жертвенным быком. Зевс решил не давать им огня. Пусть, мол, прозябают и дальше во мраке и грязи.
Прометей, вероятно, чувствуя свою вину (а может, решив-таки насолить Зевсу за то, что тот разоблачил его обман), ничего лучше не придумал, как украсть этот самый огонь и отдать его людям. А те, наивные, обрадовались! Представляете себе лицо Зевса, который случайно со своего Олимпа глянул вниз и увидел, как людишки жарят себе мяско? Тут уж, конечно, ни о каком милосердии речи идти не могло. И Прометей получил по полной: цепи, скалу и орла, который клевал ему печень. Были у Зевса, надо признаться, садистические наклонности, как у любого тирана. Но тут он разозлился по-настоящему, и простым низвержением в Тартар обманщик конечно же не отделался бы.
Прометей получил по заслугам, но ведь опять ни за что пострадали люди. Ясное дело, что просто отобрать у них огонь было совсем не в духе Зевса. Надо было придумать что-нибудь эдакое, чтоб рассказов на многие поколения хватило. И придумал!
...Разгневался милым он сердцем,
Как увидал у людей свой огонь, издалека заметный.
Чтоб отплатить за него, изобрёл для людей он несчастье:
Тотчас слепил из земли знаменитый хромец обеногий,
Зевсов приказ исполняя, подобие девы стыдливой;
Пояс на ней застегнула Афина, в сребристое платье
Деву облекши; руками держала она покрывало
Ткани тончайшей, с главы ниспадавшее,- диво для взоров:
Голову девы венцом золотым увенчала богиня.
Гесиод "Теогония" Перевод В.Вересаева
Хромец обеногий - это Гефест, кузнец, который по приказу Зевса быстро слепил "из того, что было" прекрасную девушку, которую отправили к людям на землю. И в чём же тут наказание? - спросите вы. А если я скажу, что девушку эту звали Пандора. Ничего не напоминает? Да-да, та самая Пандора, которая выпустила из ящика всевозможные несчастия. Так что, появлению на земле зла мы тоже обязаны хитроумному Прометею.
Ну как, вы до сих пор его нежно любите и считаете своим благодетелем?
Вместо эпилога ещё один интересный факт. Все знают Прометея, но мало кто в курсе, что у него был брат с похожим именем Эпиметей. Имена их действительно интересны с точки зрения этимологии. Прометей означает "думающий прежде, предвидящий", а Эпиметей - "думающий после". Благодаря своему качеству постоянно "думать после" Эпиметей не совершил ничего выдающегося, разве что женился на той самой Пандоре, о чём потом сильно пожалел. Конечно, и Прометей со всей своей хитростью и умением предвидеть получил только цепи и плотоядного орла. Но он же был наказан за собственное коварство! Так что всё же хочется сказать: думайте вперёд, не будьте Эпиметеями.