Чем смеётесь?
Дурацкие мысли посещают меня.
Да и когда ж, как не в день Дурака? Я бы прибавила: праздник наш национальный, но ведь, положа руку на сердце, сама-то я не считаю живущих в Отечестве дураками. Напротив, горжусь: нация мыслителей, изобретателей, художников, писателей, артистов, музыкантов и переворачивателей пингвинов.
А то, что у нас главный сказочный герой Иван Дурак, так и он не дурак вовсе. Дурачество – это способ преодоления когнитивного диссонанса за счет смеховой процедуры.
Извергание воздуха из недр наружу, каким физиологически является смех, сопровождается конвульсивными движения горла. Сразу и не поймешь, человека душит смех или просто кто-то душит. Смех – маленькая смерть, игровой процесс, преодоление спазмов горла от удушения жизнью, но обязательно с хорошим финалом.
А все почему? А потому что напряжение копится, копится, копится…, и есть три варианта реагирования на него:
1. спятить – поддаться обстоятельствам.
2. впасть в (ярость, отчаяние, ужас, агрессию, буйство и пр), то есть уйти в Сопротивление.
3. посмеяться, то есть создать внутреннюю эмиграцию - поле, на котором болевые уколы среды не так чувствительны. Не случайно, существуют исследования, которые природу смеха считают эндорфинной, то есть, если выразиться с предельной прямотой гормонально-наркотическо-обезболивающей.
Можно собрать виртуальные полки́ ученых, утверждающих, что смех – это результат высвобождения накопленной психической энергии. Поэтому в России, когда дело пахнет керосином, особенно авиационным, выбирают посмеяться. При этом тело смеющегося получает разрядку, а мозги – сигнал: «не все так страшно, друг!».
За многовековую историю шутовства и скоморошества мы, потомки поселенцев на пути из варяг в греки, как собачки Павлова, выработали рефлекс: чем нам хреновее, тем больше смеемся. С невеликим различием: у собачек капала слюна, у нас слезы капали. Мы – наследники ежиков, которые давились, но ели кактус: рыдаем, но смеемся.
Зачем смеётесь?
О, знаю я вас, высоколобых, на теорию Разрядки Смехом (Relief theory), вы мне поставите шах Теорией Превосходства (Superiority Theory) и мат Теорией Несоответствия (Incongruity Theory).
Напрасный труд! Теория Разрядки хотя бы объясняет физиологию смеха.
А Теории Несоответствия и Превосходства, хоть и описаны в книге «Опытов» известного физиолога Герберта Спенсера как раз в главе «физиология смеха», но лишь повторяют за Аристотелем и английским философом Томасом Гоббсом две типичные причины смеха:
Переоделся мальчик в девочку – ужас как смешно, надел ребенок мамины туфли – оборжаться можно. Это несоответствие, которое вызывает у нас смех (или вызывало...времена меняются).
Шел маленький мужчина в несуразных штанах, в котелке с тросточкой, поскользнулся на банановой кожуре, хряпнулся с размаху фейсом об асфальт – ужас как смешон этот Чарли! Это самовозвышение за счет чужой неловкости.
Братья Люмьеры, создавая в 1895 году первую постановочную кинокомедию "Политый поливальщик" – помните, такую короткометражку, в которой шалун пережимает и отпускает шлаг, и струя воды под напором бьет в лицо поливальщику. Чем грустнее участь садовника, тем веселее публика в зале.
Спенсер систематизировал, а придумал, повторю Гоббс. Я его обожаю. «Левиафана» Гоббса можно с наслаждением на ночь. Во-первых, просветляет, во-вторых, убаюкивает. Так вот, Томаса Гоббс пишет в своих трудах о человеке и обществе, точнее его организации в виде государства.
Человек исторически выживал за счет борьбы за ресурсы: еду, секс, безопасность, кров и т.д. Когда люди сбивались в стаи, выживал сильнейших, когда организовывались в государства, выживал оборотистый. И вот ты наг, нищ и ничего из себя финансово и карьерно не представляешь…, а компенсаторное желание не чувствовать себя какашкой и лохом сидит в тебе занозой. Возвыситься можно красивым словом, острой шуткой. Иными словами, Гоббс показал, что государственное монументальное здание, которое возводилось эволюционно в виде шестков для сверчков, может внутри любого человека рухнуть, как карточный домик, обладай он внутренней свободой, лишенной подобострастия и сдобренного юмором принятия своего подчиненного положения.
Типичный смех британцев – смех на повышение статуса - "я легок, я прекрасен, я выше этой ситуации".
Американец будет скалить зубы, улыбка для него – общественное противоядие, запрос на обратную комфортную реакцию, и его на лицемерии еще поди, поймай. Их смех - род релакса, разрядки - "только меня не доставайте, ок?".
Японец будет кивать головой, кланяться и улыбаться. И если европеец сочтет эти знаки согласием или доброжелательностью, то его надо отправлять читать мифы японцев про японских зловредных духов - каппа. Эта маленькая тварь имеет много обличий, но узнаваема по выемке с водой на голове, в которой скрыта его сила. Люди лишают каппу магической потенции, часто доброжелательно кланяясь, тем самым они вынуждают духа совершить ответный поклон, проливающий воду. Каппу может сидеть в водоеме, а может жить в дождевой шляпе. На встречах с людьми, японец стимулирует собеседников частыми поклонами обезвредить своих духов. Исторически жест означает - я за чистые помыслы без гадких намерений, подсказанных нехорошими каппа. Японец не лицемер, он улыбается, потому что так он так устроен – в его повседневности гнездится многовековая история. Но как бы любезно он не улыбался бы – это все ничего не значит, кроме соблюдения суеверных ритуалов для своей же пользы.
О чем смеётесь?
Мы отличаем искренний смех от неискреннего по Дюшеновским несмеющимся глазам.
И даже научились имитировать гусиные лапки в уголках глаз, когда ни черта не смешно. В свое время юморист Григорий Горин заметил: шутка продляет жизнь смеющемуся, но сокращает жизнь юмористу. В наше время шутка сокращает жизнь и смеющемуся. Поэтому многие хихикают потихонечку и ни за что не поставят лайк под смешной шуткой с политической двусмысленностью, а хуже того некорректностью.
А еще говорят: улыбка располагает к людям. Эта рекомендация не для моих соотечественников, нам ли надевать маски ума или доброжелательности «картинки» ради, ради удовольствия нас обзирающих? Нам, готовым смело и твердо мрачно взглянуть в глаза покупателей, продавцов, учителей, лекарей, аптекарей и пр.? Не будем мы, лицемерно улыбаться! Мы умеем только искренне, - говорят наши…
.....- Да, ладно!
Уж так полировать задницы, поддерживая начальственные тупоты, как умеет определенная гибкая прослойка нашего населения, еще поискать надо.
- Смех, образно говоря, - рассыпал, бывало, блестки остроумия дарахой Леонид Ильич, - нам всем очень нужен.
Чего не сморозит лидер - целая толпа нижнего уровня с готовностью погогочет. В России очень популярен тип юмора на добровольное понижение статуса.
Что опять-таки объяснимо коллективом исследователей «Шутки изнутри: использование юмора для реконструирования разума». Если «Левиафан» Гоббса запрещался и на английской родине и у нас в России, тогда еще царской, что автоматически притягивало читателей, то «Шутки изнутри» («Inside Jokes: Using Humor to Reverse-Engineer the Mind») -исследование вообще не для масс. Но я бы посоветовала - почитайте!
Авторы, если уж совсем кратко, сводят рассуждения к тому, что юмор маркирует наши ошибочные решения, и тем самым представляет собой как бы иммунную систему мозга.
Во-первых, наш мозг постоянно врет. Корректоры знают: когда вычитываешь текст, то делаешь акцент на середину слова, тогда ловятся ошибки, а когда человек читает бегло, он выхватывает начало и кончало текста, а середину его мозг сам достаивает.
Читаем: Я тебя л…лю. Я тебя у..ю.
Это данные «оперативки». Мозг начеку и всё уже понял. А вы, достроили?
Ну а теперь представьте кошмар и ужас, если высшая Система поймала вашу оперативную на лжи, а оперативная Система 1, - напомню, всё-время привирает высшей Системе 2. От стресса можно отбросить коньки. Чтобы стресса не было, наш мозг придумал юмор, как средство реагирования на ошибки.
- Ах-ха-ха, я болван! Ха-ха… Тут же написано: я тебя ЛОВЛЮ, а тут Я тебя УМОЮ. Смешно-то как…, а я вообразил про любовь и ненависть… Посмеялись, разрядились, взяли на заметку возможность ошибки, классифицировали ошибку, - теперь познание идет в эволюционный плюс. Чем больше человек смеется, тем больше у него «работы над ошибками», тем он умнее. Все головастые толковые ребята были шутниками.
Так что, улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Набивайте черепушку новыми знаниями путем проб и ошибок – юмор подстелет соломку, падать будет не больно!