Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Жить (1952, Япония, сатирическая драма): Восставшая мумия

Прекрасный фильм Акиры Куросавы. Полезный, поучительный, необыкновенно вдохновляющий. И до сих пор чрезвычайно актуальный – если не по форме, то по содержанию. Эта экзистенциальная драма, пропитанная странной иронией, давно уж признана классическим шедевром и, в частности, одним из лучших фильмов Куросавы.

Режиссер, называя Достоевского своим любимым писателем, объяснял, что ценит его за доброту и гуманизм. В фильме "Жить", не без сарказма живописующим мертвенную жизнь японской бюрократии, можно разглядеть влияние Достоевского и Льва Толстого, уделявших достаточно внимания описаниям чиновничьей службы и быта.

Кадр из фильма "Жить" (1952, Акира Куросава)
Кадр из фильма "Жить" (1952, Акира Куросава)

Вообще фильм основан на удивительном парадоксе: смерть дает жизнь. Не вечную жизнь, а обычную, земную.

Ватанаби, пожилой начальник департамента по связям с общественностью, узнаёт, что болен раком и жить ему осталось недолго. Он начинает перебирать свою жизнь и понимает, что никогда не жил.

Первые приходящие на ум воспоминания связаны с его сыном, якобы ради которого он отказался от полноценной личной жизни. Другие воспоминания связаны с работой: он всегда был слишком занят, чтобы что-то делать. Он ничего не делал, потому что такова система, таковы правила бюрократической службы. Всю свою жизнь Ватанаби плыл по течению, превращенный по собственной прихоти в тень, подобие живого человека.

Одна молодая энергичная девушка, его подчиненная, дала ему прозвище – мумия. Неожиданно приблизившаяся смерть заставляет Ватанаби почувствовать… нет, не почувствовать, а захотеть почувствовать вкус к жизни, чтобы не сойти в могилу обокранным жизнью.

Кадр из фильма "Жить" (1952, Акира Куросава)
Кадр из фильма "Жить" (1952, Акира Куросава)

Сначала Ватанаби ублажает себя, компенсируя затяжным загулом тридцать лет преданной "работы", но это не приносит ожидаемого удовлетворения, — в его душе, не умеющей развлекаться, остается пустота. Потом все свои силы Ватанаби бросает на ублажение конкретного человека – молодой сотрудницы своего отдела. Она — девушка из бедной семьи, но навязчивая помощь Ватанаби начинает ее тяготить. Ватанаби выглядит жалко, кроме того, им двигает некоторая корысть: он пытается забрать у девушки ее энергию, ее "умение жить" и веселиться, — или хотя бы понять, что именно позволяет ей "жить". И только потом, наконец, Ватанаби делает правильный выбор: он начинает помогать тем, кто действительно нуждается в его помощи. Как ни странно, чиновник муниципалитета может принести людям пользу. Ватанаби заканчивает "ходить на службу", а в прямом смысле начинает служить людям. Его энергия, его "жажда жизни" расшевеливают чиновничье болото, а дыхание "естественной" смерти не дает ему испугаться угроз мафиози, лоббирующих свои интересы.

Кадр из фильма "Жить" (1952, Акира Куросава)
Кадр из фильма "Жить" (1952, Акира Куросава)

Не выходя за рамки личностной драмы, фильм превращается в социальное кино. Композиционно фильм выстроен безупречно. Третья часть, посвященная общественной деятельности Ватанаби, начинается с его смерти. Главный герой исчезает из кадра, и о нем начинают говорить люди, приходящие на поминки, — то есть, общество.

Фильм "Жить" сделан в традиционном для японского драматического кинематографа тех лет очень медленном темпе, то есть, понятно, что дело тут не в "недостатке мастерства". Тягостная медлительность картины осложняет просмотр, зато дает прекрасную возможность заглянуть внутрь себя и призадуматься (скорей всего, мысли будут тягостными). Но вся эта тягостность компенсируется светлым, обнадеживающим пафосом финала, который еще более выигрышен потому, что в фильме нет ни капли фальши (а игра Такаси Симуры так и вовсе превосходна).

Оценка: 8,5 из 10.

Кадр из фильма "Жить" (1952, Акира Куросава)
Кадр из фильма "Жить" (1952, Акира Куросава)

Режиссер: Акира Куросава.
Сценарий: Шинобу Хашимото, Хидео Огуни, Акира Куросава.

В главных ролях: Такаши Шимура.
В ролях: Шиничи Химори, Харуо Танака, Минору Чиаки.

Интересные факты о фильме:

Это один из первых в истории фильмов о человеке, который знает, что он умрёт — достаточно популярном сюжете в последствии.

Фильм частично основан на рассказе Льва Николаевича Толстого "Смерть Ивана Ильича".

В 2006-м году было объявлено о готовящемся голливудском римейке фильма. Режиссёром проекта должен был стать Джим Шеридан.

Кадр из фильма "Жить" (1952, Акира Куросава)
Кадр из фильма "Жить" (1952, Акира Куросава)

Читайте также: