Вчера сквозь сомкнутые веки приняла непривычный образ Сергея Александровича - без пиджака и галстука в домашнем интерьере - за галлюцинацию.
Непростая у меня была неделя, много времени ушло на нервотрепку из-за исчезающих внезапно публикаций. Надо отдать должное админам, к которым я обращалась - все статьи и посты на месте. Вернули. На радостях не позволила себе проспать оценку важного документа. Хотя надеюсь, что эксперт появится, к примеру, сегодня у Дмитрия Куликова.
Сергей Караганов в коротком диалоге с Александром Кареевским объяснил что да как, довольно простым языком. Я тезисы накидала, но с мартовскими не сложилось, уснула-таки.
Получите апрельские.
Итак, речь идет об этом документе.
Пункт номер один там гласит:
Настоящая Концепция является документом стратегического планирования и представляет собой систему взглядов на национальные интересы Российской Федерации во внешнеполитической сфере, базовые принципы, стратегические цели, основные задачи и приоритетные направления внешней политики Российской Федерации.
Итак - какие же у нас со вчерашнего дня (слава Богу, не 1 апреля, президент, в отличие от меня, успел март застать) национальные интересы. И какие задачи нужно решать, реализуя их во внешнем мире, который не весь нам сейчас улыбается.
Чтоб вам не переезжать почти 42 страницы непростого текста, несколько тезисов, услышанных мною от профессионала:
Запад теряет свою лидирующую роль последние 15 лет. И сейчас перешел уже в открытое контрнаступление, пытаясь отстоять те позиции, которые сохранял в мире на протяжении нескольких веков, благодаря своему военному превосходству - при этом он навязывал свою культуру, продвигал свои экономические и политические интересы. Но главное - господство давало ему возможность перекачивать мировые богатства в свою пользу.
Как только ситуация начала меняться - это вызвало гигантский всплеск противодействия с его стороны.
При этом не только не решаются, но и нарастают глобальные проблемы. Социальные противоречия, ухудшение окружающей среды, рост неравенства, сбои с продовольствием. Ну, практически всё.
И всё это сейчас выплыло на поверхность.
Климатической повесткой хотели весь этот клубок проблем заменить. Но - не удается.
Чтобы сохранить свои позиции и не распасться, Запад начал военную накачку - в отношении России и Китая.
Этот фактор, как я поняла, и стал поводом для переформатирования нашей Концепции.
- А что было не так в старом документе? - уточнил Кареевский.
- Давайте по-простому, - ответил Караганов.
И такое замутил! Но я постараюсь изложить, пытаясь по ходу разобраться.
- 300 лет мы были западоцентристской страной. Последние 15-20 лет этот европоцентризм, западоцентризм (объясняю - тяготение к Европе и Западу в целом), который когда-то помог нам модернизироваться без интеграции внутрь себя - без многих духовных и материальных благ мы бы не создали столь блистательную литературу и, наверное, столь великолепную армию, по которой мы давно уже во многом опередили большинство наших западных коллег...
Как я поняла, когда-то, не впуская их в себя глубоко (в соответствии с выбором Александра Невского, который предпочел татаро-монгол, которые не лезли во своим уставом в наш монастырь, а скакали в свои степи, как только их лошадки выщипывали всю траву), мы сумели выстроить более-менее взаимовыгодные отношения.
Однако в последние годы ориентация на Запад была ориентацией на отсталый, старый, уходящий мир. Она и сейчас, даже в этом документе, считает Сергей Александрович "очень смешно прозвучала". Ему "это резануло", хотя он документ поддерживает.
- Мы говорим, что будем восстанавливать отношения с Западом на взаимоуважительной основе. На какой взаимоуважительной основе мы можем восстанавливать наши отношения с Западом я не очень себе представляю - после того, что мы, наконец, увидели. Вернее то, что одни видели, а другие видеть не хотели. После этого как можно...?
Предположу, что Сергей Александрович имеет в виду фразу в конце главы 13. Приведу ее целиком и добавлю главу 14, поскольку подозреваю, что вокруг них начнется нечто на ток-шоу. Особенно насчет того, что Россия не считает себя врагом Запада. Эта строчка уже вынесена без объяснений в топы новостей.
Да и западные СМИ не отстают. Выдают сюжет за сюжетом, снабжая ехидными фото и комментариями:
Прочтите лучше сами целиком, чтоб сделать собственные выводы и не заморачиваться на чужие крики:
Александр Кареевский сказал, что в нашем истеблишменте есть те, кто по-прежнему видеть ничего не хочет, думают - "это временные проблемки, скоро опять заживем".
Караганов ответил, что Новая концепция и призвана, в том числе, модернизировать мышление людей, которые безнадежно отстали ментально или - что еще хуже - оказались ментальными и экономическими компрадорами (чтоб не тратили время на словарь: компрадор - посредник между иностранным капиталом и местным рынком, наживающийся на этом посредничестве).
Мы от таких явлений избавляемся. "Процесс нелегкий. Но он идет. И очень быстро".
Кареевский, уверена, как и многие из вас, усомнился:
- А он идет вообще?
- Очень быстро. Я знаю это, я вижу это на людях. На том, как они говорят, пишут. Многие сопротивляются, потому что это действительно инерция трехсот с лишним лет , начиная с Петровского времени. Мы из Европы приняли многие и негативные, и прекрасные вещи. Мы приняли коммунизм - спасибо им за это. Чуть было не приняли либерализм. Слава тебе, Господи, не приняли фашизм. Это всё ( с улыбкой) европейские и западные "измы".
Кареевский с сожалением сказал, что в том-то и проблема - "измы" придумывают там, а реализуем их - с присущей нам активностью - мы.
- И огребаем, извините, за это, постоянно мы, - искренне возмущался он.- Может, мы свое что-нибудь придумаем?
Караганов сказал, что именно этим мы сейчас и занимаемся.
Хватит тащиться в хвосте увядающей западной цивилизации.
- Это для нас вызов. Слава Богу, мы этот вызов, наконец, почувствовали.
Одна из целей СВО, на его взгляд, переформатирование мышления российской элиты и российского общества, хотя в целом оно не очень ориентировано на Запад. В общем, идем от старых горизонтов к новым. А горизонт - это развитие нашей страны-цивилизации. С пониманием, что "мы - цивилизация цивилизаций".
Следующие два слова у меня и в блокноте прописными буквами - так понравилось обозначение того, что сейчас с нами происходит в планетарном масштабе.
А происходит:
- ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ. То есть понимание того, что мы являемся великой евроазиатской державой. И другой мы быть не можем. Потому что, если бы не было нашего похода в Азию, который предприняли лихие казаки - совершенно, кстати, непонятно, как и что их вело, потому что они ведь не обогащались, но тем не менее заняли эту гигантскую территорию, Сибирь, и если бы ее не было - не было бы России. Она бы не выжила на восточноевропейской равнине и не стала бы самостоятельным государством. Цивилизацией
А проснулась я сегодня, вспомнив именно это место. Потому что все моя родня жила в Сибири с середины ХVII века, а москвичка я, потому что отца - после Варшавы, Берлина, чистки львовских схронов (не дочистил, видать) в середине ХХ века, направили служить сюда.
И со вчерашнего дня во мне пела музыка из фильма "Сказание о земле Сибирской" и гремел голос Владимира Дружникова - фронтовика, пианиста, композитора Андрея Балашова. (Стихи Ильи Сельвинского):
Неведомая, дикая, седая,
Медведицею белою Сибирь,
За камнем, за Уралом пропадая,
Звала, звала меня в неведомую ширь.
Что в этой шири, где конец раздолью
А может быть, и нет у ней конца?
Но к ней тянулись за вольготной долей
Отчаянные русские сердца.
Но, вот однажды сквозь туман и мрак
К реке Тоболу подошел Ермак.
В тот день Тобол ярился и шумел,
И волны молнией блистали,
И беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
В тот день Сибирь была покорена
А племя Ермака, Хабаров и Москвитин
Всё шли вперёд, мол, завершим сполна,
Уж больно был для русского завиден
Седой простор, огромный как Луна.
И наш казак нехоженой тропою,
Всё шёл да шёл, ветрами обуян,
И вот Великая Россия пред собою
Увидела Великий океан.
- Отчаянные русские сердца...
*****
Вернемся к телевизионному диалогу. Кареевский терзал Караганова - поможет ли Новая концепция понять - кто мы? Третий Рим? Десятый Рим?
- Вот у нас сейчас концепция: "Мы - Третий Рим".
Это и возмутило, и насмешило Караганова:
- Господь с вами! Господь с вами. Мы, там сказано, являемся государством-цивилизацией. А не Третьим Римом. И что мы - евроазиатская держава. Третий Рим - это была достаточно любопытная концепция. Но это была концепция России в Европе. Сейчас она совсем другая - России в Евразии и России в мире. Это уже не Третий Рим. Мы - цивилизация цивилизаций.
Ведущий спохватился и сказал, что, да, конечно, мы многое взяли из европейской техносферы, но если разобраться, то радио первыми мы, телевизор мы, вертолеты мы... Очень многие вещи придумали русские ученые. Но реализовали это на Западе.
Но многое реализовали и здесь, возразил Караганов.
- Мы - уникальные и единственные, кроме Америки (не развил, но уникальность того, что они творят, трудно отрицать). Мы - народ-победитель. Мы всегда побеждаем. Мы же народ воинов. И это наше огромное преимущество. Мы народ гигантских пространств. Народ, который сумел создать эту территорию. С несметными ресурсами, которые обеспечат наше будущее, если мы их сохраним и будем правильно использовать. Мы - другие.
- И совершенно мы не европейская страна. Мы когда-то пошли в Европу, потому что в какой-то исторический период - долго могу объяснять почему - мы отстали от Европы. И Петр рванул - использовать, конечно же, в первую очередь, военные и прочие технологии. Но эта ориентация давным-давно устарела. В последние 20-30 лет - просто уже вопиющим образом.
То что наши и элиты и мы из-за "коммунистического единомыслия, нехватки еды" и прочих плюшек рванули в сторону Запада, было "феерическим идиотизмом". 30 лет назад, сказал Сергей Александрович, он от этого "просто в ошеломлении находился".
- Но что делать? Остановить историю тогда было невозможно.
Видимо, нашему человеку надо было убедиться, что картинка и реальность, мягко говоря, не совпадают, на собственной шкуре.
Слово "демократия", кстати, заметил Караганов, не употребляется в новом документе. Демократия - это один из способов управления олигархиями, то есть правящими, как бы их ни называли, элитами. Когда олигархия попадает в сложную ситуацию, демократия немедленно погибает. Потом возрождается. И так без конца. Но мы - может, из-за лености или по скудоумию, до сих пор почему-то считаем, что демократия это верх человеческой цивилизации.
- А это неправда, - заключил Сергей Александрович. Про скудоумие это не я, это он сказал.
- Нам пора начинать жить собственным умом. Быть более образованными, более энергичными. Мы и являемся более энергичными. Мы являемся более смелыми. Мы являемся более сильными.
Кадр как будто случайно возник. Но вовремя.
- Ну, естественно, не все, - правды ради заметил Караганов. И я вспомнила, как все во мне вчера кипело, когда я слушала у Норкина Надеждина, который поведал, что в России, оказывается, "Миллионы, десятки миллионов!" против того, что сейчас происходит со страной.
Мы сильные, Борис Борисович. Нас вашей социологией и статистикой из Долгопрудного не проймешь. Мы - не вы. Мы - сильные.
Сергей Караганов:
- Именно за это нас и не любят. Нужно теперь становиться и самыми умными. И мы легко сможем ими стать, если станем самостоятельными.
Если мне удалось сэкономить немножко вашего времени за изучение Новой концепции, значит, мое утро удалось. И я заслужила чашечку кофе.