Найти в Дзене
Navygaming Channel

Итальянцы в Атлантике -приключения продолжаются / Часть 1. Сосредоточение в Бордо и первый опыт

Ранее мы познакомились с группировкой итальянских подводных лодок в Красном море и опытом их действий в том регионе против судоходства союзников. И как нам известно, к 1941 году итальянцы были вынуждены покинуть тот район, который стал для них слишком "горячим", и оставшиеся лодки были отправлены для усиления итальянской группировки подводных сил в Атлантике. Предлагаем познакомиться с этими боевыми эпизодами с участием итальянцев.

Но, как мы понимаем, к приходу итальянцев "в Атлантику" там уже обосновался немецкий подводный флот. Немецкие подводные лодки в первый период войны действовали в основном на подходах к Англии, а затем принимали участие во втор­жении в Норвегию. И для того, чтобы субмарина попала в Атлантику, ей нужно было пройти путь длиной в 450 миль из Северного моря вокруг Англии. Но к лету 1940 года французские атлантические морские базы пере­шли в немецкие руки. Теперь достигалась огромная экономия времени и сил и уже не только океанская лодка серии IX, но и средняя серии VII могла оперировать в Атлантическом океане на судоходных путях, ведущих в Англию. Немецкой подводной лодкой, положившей начало битве за Атлантику, считается U37, вышедшая в поход 15 мая 1940 года. Но немцы были не одни в этом районе!

Бункер ля подводных лодок в Бордо
Бункер ля подводных лодок в Бордо

10 июня 1940 года в войну на стороне Германии вступила Италия, а уже через три дня первая итальянская лодка вышла через Гибралтарс­кий пролив в Атлантику. Итальянский подводный флот был очень впе­чатляющим - 106 подводных лодок в 1940 году выводили его на одно из первых мест в мире. Вместе со значительным надводным флотом по­тенциальная морская мощь Италии считалась таковой, что премьер-министр Уинстон Черчилль вполне серьезно рассматривал возможность того, что англичанам придется уйти из бассейна Средиземного моря, закрепившись лишь в Гибралтаре. Вот так вот! Это сейчас мы знаем, что все надежды на морскую мощь Италии оказались не состоятельными, но для того что бы это понять требовалось время.

Вероятно, результаты первого похода и необходимость преодоле­ния мощной противолодочной позиции около английской морской базы в Гибралтаре подтолкнули итальянцев к скорейшей кооперации с немцами. 24 июля Реджиа Марина Итальяна (Королевский Итальянский военно-мор­ской флот) сообщил в Берлин о готовности принять участие в боевых действиях в Атлантике большим числом подводных лодок (около 40).

У немцев в тот момент в строю находилось 50 подводных кораблей, из них «семерок» и «девяток», пригодных для океанских походов - чуть более половины. Поэтому предложение итальянцев было очень выгодным и своевременным, не удивительно, что Кригсмарине мгновенно согласился, и вско­ре в штаб адмирала Деница прибыл командующий итальянским под­водным флотом адмирал Парона. Оба командующих заключили со­глашение, по которому оперативное руководство итальянскими лодка­ми возлагалось на немецкое командование. Для практической реали­зации соглашения Парона прикомандировал к штабу Деница своего офицера связи (лейтенанта Сестини) и попросил, в свою очередь, выде­лить опытного подводника, говорящего по-итальянски. Выбор пал на корветтен-капитана Ресинга, которого откомандировали в Бордо.

Итальянский адмирал Анжело Парона и К.Дениц
Итальянский адмирал Анжело Парона и К.Дениц

Именно этот порт выбрали для базирования итальянских лодок. Кроме этого для лучшей подготовки итальянцев несколько их офицеров совершили ознакомительные походы на немецких лодках в Атлантику и прошли курс переподготовки в учебной флотилии на Балтике. С одним из таких походов предлагаем познакомиться чуть подробнее.

Так, в августе 1940 года на борту U-99 из Лориана вышел в море командир итальянской лодки «Коралло». Может быть это случайность, но командир U-99 капитан –лейтенант Отто Кречмер стал одним из трех наиболее знаменитых немецких подводных асов, равно как и его пассажир – капитано ди корветта Луиджи Лонгобардо – среди итальянских. Оба подводника не знали языка друг друга и изъяснялись между собой по- английски. Как вспоминает Кречмер, первую половину похода он объяснял итальянцу, чего не надо делать, как нужно управлять подводной лодкой, демонстрировал срочные погружения от авиации, погружение с помощью горизонтальных рулей, точную дифферентовку корабля и т.д. Так же Кречмер объяснял свою тактику атаки из надводного положения.

Немецкая субмарина выходит в море
Немецкая субмарина выходит в море

Когда 21 сентябри он промахнулся торпедой по транспорту, а затем сразу выпустил еще две, Лонгобардо смотрел иронично, но когда взорвались обе торпеды, и на дно пошли два транспорта из со­става конвоя, ирония закончилась. В конце сентября «два капитана» вернулись в Лориан, причем в море им пришлось взаимодействовать с лодкой еще одного аса - капитан-лейтенанта Гюнтера Прина. Причем на борту U47 не оставалось торпед, и она «подсобляла» артиллерийским огнем! Вероятно, результаты похода итальянец крепко усвоил, что позволило ему позже заработать немецкий Железный Крест.

Но всё это позднее, а пока, чтобы освоиться с обстановкой на месте, три первые итальянские подлодки вышли в поход в район Азорских островов в начале августа 1940 года. Лодка «Алессандро Маласпина» (тип "Маркони") прошла Гиб­ралтар 3 августа и, после краткого крейсерства в районе позиции, проследовала в Бордо. На этом пути она встретила 12 августа отставший от конвоя ОВ-193 танкер «Бритиш Фейм» (8046 брт) и потопила его. Так началось участие итальянцев в Битве за Атлантику. 4 сентября «А.Маласпина» пришла в Бордо, первой из 32 итальянских лодок, входивших в особое соединение «BETASOM». Оно было организовано 1 сентября 1940 года и существовало до лета 1943-го.

Для справки: Большая подводная лодка "Алессандро Маласпина" тип "Маркони", водоизмещение: 1036/1465 т, 76,5х6,81х4,72; мощность ЭУ (2 дизеля/2 электромотора) - 3600/1500 л.с., скорость - 17,4/8 узла, дальность плавания - 10500 (8) миль/110 (3) мили, вооружение - 1х1-102-мм/47, 2х2-13,2-мм пулемета, 8-533-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых, 12 торпед), экипаж - 50 человек
Подводная лодка "Алессандро Маласпина"
Подводная лодка "Алессандро Маласпина"

27 августа итальянские порты покинула вторая волна лодок, причем она разделилась на две группы: «Марджиори Баракка» и «Луиджи Торелли» пошли в район Португалия - Азоры, a «Гуилиэрмо Маркони» - на позицию северо-западнее Испании (все перечисленные лодки принадлежали к типу "Маркони"). Именно эта субмарина открыла счет нейтральным судам, потопленным итальянцами в Атлантике: 14 сентября торпедами и артиллерией она послала на дно испанский траулер «Альмиранте Жозе де Карранза». 1 октября «Барракка» потопила артиллерийским огнем греческий пароход «Эгнос Николаос» (3687 брт).

Британская летающая лодка "Лондон" Mk.II в полете
Британская летающая лодка "Лондон" Mk.II в полете

Первой в поход уже из Бордо в Атлантику 9 октября 1940 года вышла «Маласпина». А в октябре 1940 года лодки уже регулярно выходили в море из новой базы. Продолжалось прибытие лодок и из Италии. 4 ноября впервые на этом пе­реходе итальянская лодка была серьезно повреждена: «Мишель Бианчи» (тип "Маркони") атакована около Танжера бомбами с летающей лодки «Лондон» из 202-й эскадры RAF, а затем – глубинными бомбами эсминца «Грейхаунд».

Британский эсминец Н05 "Грейхаунд" типа G (тип "Галлант")
Британский эсминец Н05 "Грейхаунд" типа G (тип "Галлант")

"Борзая" (как можно перевести наименование эсминца на рус­ский язык, или буквально "серая гончая", "серая собака"?) так «укусила» противника, что тому пришлось прервать поход и идти на ремонт в Танжер.

Если кому то придет на память "известный" американский фильм с названием "Грейхаунд", то в данном случае это совершенно другой исторический корабль британского, а не американского флота. Погиб между прочим в мае 1941 года немецкой авиацией у о.Крит.

Там корабль оставался до 13 декаб­ря и, в итоге, дошел до Бордо лишь 18-го числа - с опозданием больше, чем на месяц. Но приходили итальянские корабли не только напрямую из Италии. Так в 1941 году четыре субмарины – «Архимеде», «Галилео Феррарис», «Гульельмотти», «Перла» пришли в Бордо, совер­шив переход из ... Красного моря. Труднейший переход, выполненный без потерь, свидетельствует о высоких мореходных качествах итальянских лодок и хорошей морской подготовке экипажей.

Для справки: Большая подводная лодка "Гульельмотти" тип "Брин", водоизмещение: 899/1000 т, 72,5х6,7х4,6; мощность ЭУ (2 дизеля/2 электромотора) - 3400/1300 л.с., скорость - 15/8,2 узла, дальность плавания - 9000 (7,8) миль/90 (4) мили, вооружение - 1х1-102-мм/43, 2х2-13,2-мм пулемета, 8-533-мм ТА (14 торпед), экипаж - 58 человек

Однако, пока шел лишь 1940-й, и в этом году в Атлантическом океане действовали 27 итальянских лодок. В основном они оперировали
западнее Норт-Чаннела, где судоходство не отличалось особой интенсивностью. Лодки располагались западнее и юго-западнее немецких
позиций. Особые надежды немцы возлагали на то, что итальянцы помогут им вести непрерывную разведку на больших акваториях. Но вскоре выяснилось, что итальянские донесения опаздывают и часто грешат неточностями. Когда немцы обнаруживали конвой и наводили на него другие лодки, итальянцы, как правило, не успевали вовремя.
Для улучшения подготовки в сентябре несколько экипажей прошли обучение в Германии. Командиры лодок прошли специальные курсы в Вильгельмсхафене. Все это вселяло определенные надежды. 20 ок­тября «обученный» капитано ди корветта Леони вышел в море, но вернулся ни с чем, как и его коллеги. С 10 октября по 30 ноября итальянцы провели в море 243 «лодкодня», потопив суда общим тоннажем 43500 брт. До конца 1940 года немцы выполнили 59 боевых походов, а итальянцы - 42
, то есть цифры сопоставимые, но результаты полу­чились совсем разные. Например, в декабре обе стороны выполнит по 10 походов, и при этом итальянцы на каждую лодку потопили 2300 брт, а немцы - 23327 брт, то есть соотношение - 1 к 10.

Так что увеличение количества подводных лодок в Атлантике не привело к пропорциональному увеличению их боевой эффективности. Нужно было что то делать. И немцам пришлось принимать меры...

Продолжение следует....

P.S.По материалам П.В.Боженко, с благодарность и уважением!