Найти в Дзене
История ЭПРОН

Этот чекист был против «героизации», курируемой им организации

Л.Н. Захаров (Мейер) был начальником (по совместительству) Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) при ОГПУ СССР с 1923 по 1930 г. Выступал против «героизации» ЭПРОНа, которая активно велась в тридцатые годы. Подробнее в материале нашей коллеги из Севастополя Ритты Олеговны Козуновой: «...Были планы даже возвести 40-метровый маяк в виде фигуры водолаза. Предполагалось, что за этот проект возьмется архитектор Мухина, автор «Рабочего и Колхозницы». Светить должен был «фонарь» на шлеме этого колоссального эпроновца… На самом деле, там работали очень скромные люди, которые отнюдь не считали себя «морскими богатырями», а просто честно выполняли поставленные задачи. Тем не менее, создавать легенды о «рыцарях глубин» активно взялись советские писатели и журналисты. В результате в прессе время от времени появлялись совсем уж невероятные «сенсации». Так, в 1933 году одна из заметок на полном серьезе сообщала, что эпроновцами был поднят жюль-верновский «Наутилус», который даже прис

Л.Н. Захаров (Мейер) был начальником (по совместительству) Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) при ОГПУ СССР с 1923 по 1930 г. Выступал против «героизации» ЭПРОНа, которая активно велась в тридцатые годы.

Л.Н. Захаров (фрагмент), из собрания А.Ю. Следкова
Л.Н. Захаров (фрагмент), из собрания А.Ю. Следкова

Подробнее в материале нашей коллеги из Севастополя Ритты Олеговны Козуновой: «...Были планы даже возвести 40-метровый маяк в виде фигуры водолаза. Предполагалось, что за этот проект возьмется архитектор Мухина, автор «Рабочего и Колхозницы». Светить должен был «фонарь» на шлеме этого колоссального эпроновца…

На самом деле, там работали очень скромные люди, которые отнюдь не считали себя «морскими богатырями», а просто честно выполняли поставленные задачи. Тем не менее, создавать легенды о «рыцарях глубин» активно взялись советские писатели и журналисты. В результате в прессе время от времени появлялись совсем уж невероятные «сенсации». Так, в 1933 году одна из заметок на полном серьезе сообщала, что эпроновцами был поднят жюль-верновский «Наутилус», который даже приспособили в хозяйстве – в качестве установки для опреснения морской воды. Кстати, до сих пор жива легенда о том, что на самом деле наши водолазы нашли золото «Черного Принца», но утаили его от японцев.

В противовес подобным байкам Лев Мейер в 1931 г. составил из документов подробную эпроновскую хронологию, а затем написал научно-популярную книгу «Темно-голубой мир», которую редактировал лично Максим Горький. Она была закончена за год до гибели Льва Николаевича и даже отправлена в одно из московских издательств, но так и не была издана – впрочем, не удивительно: слабо верится, чтобы повесть репрессированного автора пошла в печать! По официальной версии, рукопись сгорела в 1941 году. В том же году вышла в свет повесть Михаила Зощенко о поисках «Черного Принца»...», — согласны ли Вы с позицией Льва Николаевича?

Научно-образовательный проект «История ЭПРОН. Подъем из глубины десятилетий»

Коллаж «Краснознаменный ЭПРОН», из собрания ЦВММ
Коллаж «Краснознаменный ЭПРОН», из собрания ЦВММ