Видеоигры, использующие необычные задумки, бесконечно меня привлекают и заманивают в одну и ту же ловушку: часто бывает, что кроме идеи в игре ничего нет, а потенциал того, что было придумано, не раскрыт на полную мощь. Если запуская очередную ААА или рогалик я могу сразу предугадать, какие эмоции испытаю, то игры с необычными механиками - это всегда интригующий секрет, на деле оказывающийся пустышкой. Таким проектом, к сожалению, оказалась и Beyond Eyes, вышедшая в 2015 на PC
Нам предлагается роль почти слепой девочки, мир которой окутан белым цветом. Двигаясь по пустоте мы медленно, но с очень красивыми эффектами, "открываем" локацию вокруг себя. Некоторые объекты проступают вдалеке из-за того, что издают звук - и вот уже в белоснежной пустоте мы "видим" фонтан или дерево, по которому стучит дятел; прорисовывается упавшая с дерева ветка, однако стоит к ней подойти - и мы понимаем, что это зонт - ветка тут же меняет текстуру и превращается в нашу возможность спрятаться от дождя.
Вся локация - это наши представления о ней. Они меняются, если героиня напугана, или если она подошла ближе к объекту и "разглядела" его получше. Надписи на знаках - нечитаемая ерунда; люди кругом - не имеют лиц; а тёмный, шумный и непроницаемый сгусток - это смертельно-опасное шоссе.
Получается, что в игре есть чертовски приятная "акварельная" графика; очень красивые эффекты "прорисовки мира"; есть возможность выбирать кинематографичные ракурсы, потому что дальше своего носа мы всё равно не видим; звучит всё это дело тоже очень приятно, ибо звукам уделено достойное внимание; у разработчиков нет необходимости продумывать огромную карту и можно уделить внимание мелочам, ибо полного обзора игроку не предоставлено и даже маленькую комнату он может изучать достаточно долго. Но нет самого главного - в Beyond Eyes нет игры.
Девчушка двигается чрезвычайно медленно. Я неторопливый игрок, меня это устраивало, когда приходилось идти вперёд: красивые эффекты появления новых объектов прямо перед носом зачаровывали и всегда было интересно, что я там увижу на следующем шаге. Но, чёрт возьми, в Beyond Eyes иной раз приходится возвращаться назад по уже "увиденным" локациям и тогда темп ходьбы начинает раздражать: сами локации мертвы и статичны, идти по уже изученной территории скучно настолько, насколько это возможно.
Основные механики игры используются чертовски редко: один раз за всю игру другая девочка просит нас принести ей мячик, указывая на него голосом; механика с изменением предметов при приближении к ним используется лишь для визуального шума; а головоломка в игре одна - пройти километр по пустому городу, чтобы найти хлеб и потом пройти километр обратно, чтобы кинуть его перекрывшим дорогу чайкам.
В игре много мелочей, людей и животных, но взаимодействовать с ними - или нельзя, или бесполезно. Все они - лишь декорации. Даже злые собаки, встречающиеся на нам пути, служат просто невидимой непроходимой стеной, роль которой исполняют и вороны, и чайки. Большую часть времени мы просто идём вдоль какого-нибудь забора в ожидании, когда же он наконец-то закончится.
Есть и претензии к анимациям. Разработчики должны были понимать, что основная деятельность игрока в Beyond Eyes - это утыкаться носом в кусты и стены, но максимум, что сделает наша героиня, так это выставит вперёд одну из рук, которая кистью погрузится в стену. На камни и скамейки она не реагирует никоим образом, ощущаясь ужасно деревянной. Иной раз девочка издаст звук, но странное решение, из-за которого в Beyond Eyes никто не разговаривает, вынуждает её просто мычать и кряхтеть, что звучит чертовски странно.
Но полный крах для меня наступает от попыток Beyond Eyes развивать сюжет. Сейчас я расскажу о нём со "спойлерами", так что мотайте статью к скриншотам из твиттера, если вы всё ещё хотите в это играть.
Суть заключается в том, что по какой-то причине девочка по имени Рей живёт в пустом доме, все её друзья и родители просто перестали существовать. Её единственным другом становится изредка приходящий кот Нани на свободном выгуле. Нам выдают стену текста о том, как Рей к нему привязалась и как она его ждёт, но такой манёвр в драматургии, а особенно в играх, не работает: Beyond Eyes никоим образом не пытается показать связь Рей и Нани, игра лишь говорит об этом парой предложений. Веры в их дружбу не появляется - кот просто шарахается где-то на заднем плане, а мы очень медленно идём за ним. Привязанность персонажей друг к другу нужно показывать игравыми механиками. Как это было в Haunted Ground, ICO, Last Guardian и Brothers: a tale of two sons.
Когда Нани перестал к нам приходить, Рей отправляется на его поиски и уходит от дома чертовски далеко, подчёркивая, что в этих местах она никогда не была. Однако предыстория рассказывает, что Рей потеряла зрение в ходе несчастного случая и было это не так давно. Почему весь её прежний опыт не учитывается игрой? По какой причине она только и делала, что сидела дома, даже когда могла видеть? Куда делись её друзья?
По пути мы фантазируем, куда мы мог пойти Нани, и следуем за его вымышленным силуэтом до... кладбища. Услышав знакомый звон колокольчика, мы видим якобы любимого кота, но приблизившись - мы понимаем, что это на ветке кладбищенского дерева просто висит его ошейник, из чего Рей делает вывод, что Нани мёртв. Идут титры, а после титров к нам домой приходит девочка с мячиком и мы заводим новую дружбу.
Растрогать зрителя или игрока сюжетом с гибелью невинного животного - это плёвое дело, но Beyond Eyes с ним не справилась: кот всегда был для нас каким-то призраком, а финальная сцена просела в драматизме настолько сильно, что некоторые другие сцены из этой же игры её превосходили. Всё вышло безэмоционально, скомкано, и я даже рад, что мне не пришлось жалеть несчастного котика, ибо такая банальная слёзовыжималка разочаровала бы меня ещё сильнее, чем полный провал в конце.
Beyond Eyes делалась небольшой командой и издавалась Team17. Про эту шарашкину конторку я никогда не слышал ничего хорошего и из первых уст знаю об их некомпетентности. Сейчас игра снята с продаж и любопытства ради я полез в Twitter главной разработчицы, которая уже бросила видеоигры, и сейчас занимается изготовлением веганских сосисок. Причиной стало некомпетентное раздолбайство тех самых Team17.
Она решила не продлевать договор с этой конторой и потеряла права на игру. Ключи от Steam версии можно теперь купить только в Humble Store.
Плохих игр очень много. Их количество меня не расстраивает. Что меня расстраивает, так это когда у продукта или команды есть потенциал для того, чтобы раскрыть редко обсуждаемые проблемы, рассказать трогательную историю и развить крутые механики. У Beyond Eyes такой потенциал был, но разработчики всё потратили на ходьбу по мёртвому полю.