Найти тему
Кинопоиск

«Документальное кино может рассказать то, о чем тяжело говорить словами»: российские режиссеры — о том, зачем сегодня снимать

Оглавление

Спросили у режиссеров-участников конкурса фестиваля Beat прошлого года, почему сегодня стоит снимать и показывать документальное кино в России?

В июне 2023 года в Москве снова пройдет фестиваль документальных фильмов Beat, в котором у зрителей есть возможность посмотреть не только потенциальные хиты, но также посмотреть работы начинающих режиссеров в программе национального конкурса. Кинопоиск, третий год выступающий стратегическим партнером фестиваля, представит часть фильмов онлайн одновременно с московскими показами. А множество фильмов, показанных на Beat в прошлом, доступны в нашем онлайн-кинотеатре.

Заявки на участие в нацконкурсе Beat Film Festival 2023 принимаются до 15 апреля.

«Выход» (2022)

Максим Арбугаев

Режиссер фильма «Выход» совместно с Евгенией Арбугаевой

Сейчас важно и снимать, и показывать документальные фильмы в России. Документалисты во всем мире всегда поднимали острые, болезненные темы и сохраняли документы своей эпохи. Сегодня мы смотрим на историю их глазами, и наши фильмы тоже станут архивными документами для будущего поколения. Документальное кино может рассказать то, о чем тяжело говорить словами.

Программа Beat Film именно такая, какая нужна широкому зрителю. Фильмы, которые там посмотрел в качестве зрителя я сам, на меня повлияли и вдохновили в моей собственной работе.

«Рваные одежды» (2021)

Лена Копцева

Режиссер фильма «Рваные одежды»

Мне кажется, что пространство культуры сейчас — это единственное место, где возможно проговаривать публично то, что болит внутри. Это безопасное место, где ты можешь сохранить себя и свои ценности, быть честным с собой и с другими. А создание документального кино — это всегда еще и прямой разговор по душам. Разговор по душам со своими героями, со своей командой, со своими зрителями. Для себя я нахожу в этом большую опору. Чувство, что я не одна.

Документалистам я желаю чувствовать и со всей возможной смелостью фиксировать реальность вокруг себя. Желаю не терять смыслы, а создавать их. Материала вокруг предостаточно. Желаю находить в себе силы не бояться ничего и никого.

Я была счастлива показать свой фильм «Рваные одежды» на «Бите». Мне кажется, что я в первый раз почувствовала, что значит «фильм попал в зрителя». Полный зал во время показа. Искреннее внимание зрителей к тому, что происходит на экране. Долгие невероятные разговоры после титров. Это все дало мне очень много сил, чтобы продолжать делать свое кино.

«Как я стал бесермянином» (2020)

Саша Воронов

Режиссер фильма «Как я стал бесермянином»

Безусловно, честный голос из России о России сейчас важнее, чем когда-либо. Только эти голоса способны установить связь между теми, кто уехал, и теми, кто остался.

Участие в Beat-2022 дало мне ощущение комьюнити, сообщества профессионалов. Мой совет режиссерам: снимайте хронику.

«Асмарал» (2022)atomic:embed 0

Никола Пророков

Режиссер фильма «Асмарал»

Многие сейчас столкнулись с моральными дилеммами. Как можно выразить свои мысли, обесценивается ли любое высказывание, если нельзя сказать все, что хочется? И вообще нужен ли сейчас кому-то твой голос, имеешь ли ты право и не лучше ли тебе в принципе сейчас замолчать? Безусловно, это нормально — испытывать любого рода сложные чувства сейчас. Но я хочу сказать, что так же нормально делать то, что тебе кажется важным делать. Время и контекст поместят сделанное тобой на нужное место.

Рефлексия, на мой взгляд, не обязана быть буквальной. Мне кажется, что документальное кино — как раз тот вид искусства, который наглядно учит тезису «все есть политическое». В этом смысле, например, и мой фильм про футбольный клуб «Асмарал», и фильм-победитель прошлого года «Куда мы едем» Руслана Федотова очень многое говорят о своем времени, несмотря на то что, когда они придумывались, снимались и монтировались, историческая реальность была иной, чем когда они вышли.

Искусство помогает рефлексировать. Не поддаться энтропии, не сойти с ума. Beat — это тот фестиваль, который позволяет почувствовать себя частью какой-то общности, частью поколения, даже если ты никогда не контактировал с теми, с кем оказался в одной программе. И я бы очень хотел, чтобы каждый, кто испытывает сомнения сегодня, заканчивать ли, показывать ли свой фильм сегодня, знал, что его голос важен. Что когда мы говорим о независимом искусстве, сделанном не по заказу, если ты сделал то, что искренне считал важным сделать, это стоит показать зрителю.

«Выход через юрту» (2022)

Александра Суворова

Режиссер фильма «Выход через юрту»

В прошлом году я снимала свой фильм в начале марта — это было эмоционально сложно. Мы сомневались, возможно ли говорить о культуре в этот момент. Однажды даже думали перенести или отменить съемки. Сейчас, конечно, я ни капли не сожалею, что тогда мы собрались с силами и сняли этот док. Он позволил увидеть, насколько многогранны и красивы российские регионы в своих особенностях, насколько важно это ценить и замечать.

Прошлогодние показы были наполнены какой-то особенной теплотой и внимательностью к каждому фильму. Чудесные площадки, оформление, жюри и сами работы! Тогда я почувствовала такой драйв и подъем духа, ощущение, что все у нас будет хорошо, что есть возможность передать свою мысль и энергию хотя бы маленькой части людей. Ради этого снимать однозначно стоит. И не только про культуру — про всё.

«Прометей. Поэма казанского огня» (2021)

Дидар Оразов

Режиссер фильма «Прометей. Поэма казанского огня»

Участие в программе Beat Film Festival прежде всего дало мне возможность рассказать о своем фильме. Показать не себя, а фильм, рассказать историю о реальных людях. Если честно, это вдохновило и помогло понять, что все усилия не зря.

Документальный фильм становится источником, с которым будущее поколение сможет и будет работать. Документалисты меньше боятся критических взглядов, чем режиссеры художественных проектов, ввиду этой особой миссии неигрового кино.

«Низкое искусство» (2022)

Игорь Верман

Режиссер фильма «Низкое искусство»

Снимать документальные фильмы о культуре важно. Культура не стоит на месте, документалисты передают эпоху через призму визуальной коммуникации, и сейчас важно показать, что культура в России живет и продолжает развиваться. В первую очередь это важно самим деятелям культуры и нам, кинематографистам.

Мы сами создаем среду, в которой обитаем.

«ЗАЛ» (2022)

Полина Свеженцева

Режиссер фильма «ЗАЛ»

Документальное кино — это глубокая внутренняя работа автора и его вывод об окружающей действительности. Факт времени. Beat создает из просмотра события, пространство для дискуссий, чтобы мы могли пережить этот опыт вместе.

Скажу честно, у меня было какое-то предубеждение, что я могу увидеть в нацконкурсе истории о том, как печальна и убога действительность. Оказалось все ровно наоборот! Тонкая, хитро сплетенная драматургия и огромное тепло к материалу. Каждый просмотр — откровение.

«Ужасное кино: краткая история российского треш-хоррор-кинематографа» (2021)

Максим Полтавченко

Режиссер фильма «Ужасное кино: краткая история российского треш-хоррор-кинематографа»

Документальное кино — это всегда авторский комментарий к ситуации здесь и сейчас. Кто-то согласится с позицией автора, кто-то — нет. Но из этого может получиться диалог, а диалог — важнейший инструмент преодоления разногласий в обществе.

Режиссерам я бы сказал: ходите на показы. Знакомьтесь с вашими коллегами и общайтесь с вашим зрителем. Возможно, свежее мнение натолкнет вас на интересную идею, а новое знакомство станет началом творческого проекта.

Участие в программе Beat-2022 дало мне уверенность в своих силах. Стало подтверждением того, что я иду правильным путем и делаю вещи, которые интересны людям. Хочется отметить отличную подборку фильмов нацконкурса. Одно то, что фильм «Выход» Евгении и Максима Арбугаевых, принимавший участие в нацконкурсе 2022 года, был позже номинирован на «Оскар», говорит об уровне конкурсных работ и уровне самого фестиваля.

Вопросы: Наиля Гольман

[data-stk-css="stk1OZeD"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stk3bLcN"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } [data-stk-css="stkiaIvh"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stklWDmz"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } [data-stk-css="stkOXV7s"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stkSw7yk"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } [data-stk-css="stkPtdbF"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stkJtFgk"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } [data-stk-css="stkOGxim"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stkInlQE"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } [data-stk-css="stkvb3N3"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stkDIBlR"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } [data-stk-css="stkYTag7"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stk1ELEo"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } [data-stk-css="stk9q88i"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stkTQU58"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } [data-stk-css="stkMxXND"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stkAwYk-"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } [data-stk-css="stk9q88i"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stkTQU58"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } [data-stk-css="stk1OZeD"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stk3bLcN"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } [data-stk-css="stk1OZeD"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stk3bLcN"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } [data-stk-css="stk1OZeD"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stk3bLcN"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } [data-stk-css="stk1OZeD"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stk3bLcN"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } [data-stk-css="stk1OZeD"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stk3bLcN"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } [data-stk-css="stk1OZeD"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stk3bLcN"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px } [data-stk-css="stk1OZeD"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px; margin: 0 auto } [data-stk-css-m="stk3bLcN"]:not(#stk):not(#stk):not(#stk):not(style) { width: 100px }