А вот ещё одна история из северных походов.
И тоже по секрету.
Работали себе, работали, и вдруг задуло с востока. Да так задуло, что работать с научной аппаратурой стало невозможно. Капитан принял решение переждать шторм в тихом Святоносском заливе под высоким берегом мыса Святой Нос. А что? Место тихое, спокойное, глубины позволяют подойти близко к берегу. Никаких ограничений по плаванию ни на карте, ни в лоции не дано. На берегу ни одного огонька, голые скалы. На навигационной карте никаких населённых пунктов в этом районе не обозначено, лишь название впадающей реки Йоканьга.
Бросили якорь уже в темноте и разошлись спать. Утро вечера мудренее. А мне на вахту с нулей. Вахта на тихой якорной стоянке одно удовольствие. Попивай кофеёк с бутербродами да время от времени проверяй точку на дрейф. Нет дрейфа, кайфуй дальше. А дрейфа не было.
И вот где-то в середине вахты вижу, огоньки у берега появились. В бинокль разглядел бортовые огни судна, идущего на северо-запад. По обилию палубного освещения можно было предположить, что это пассажирское судно. Но откуда оно здесь так внезапно появилось и куда следует?
Возможно, это пограничный корабль, ведь где-то на мысе Святой Нос находится пограничный пост (один из «Лебедей»), который контролирует трафик судов на этом отрезке Севморпути.
Этому «Лебедю» мы докладывали, когда прибыли в район работ. А так как разрешение на работу в районе у нас было, то и докладывать о постановке на якорь не стали. Может быть, этот корабль менял дежурные смены на посту, а сейчас направляется в Мурманск.
В четыре часа я без происшествий сдал вахту старпому и рассказал о таинственном корабле. А утром меня по телефону разбудил капитан и потребовал на мостик. Неприятно, конечно, что не дали выспаться, но с капитаном спорить, что против ветра плевать. Поднимаюсь на мостик и понимаю, что переполох какой-то. Все помощники и начальник рейса уже тут. «Что за кипишь?» - спрашиваю.
Оказалось, что утром, как рассвело, этот самый «Лебедь» вызвал нас на 16-м канале и потребовал обозначить себя. Старпом отрапортовал как полагается, а оттуда: «Стоять на якоре до особого распоряжения и никаких действий не предпринимать!». Никаких объяснений, никаких вопросов. А вот когда я уже поднялся на мостик, начался интереснейший диалог капитана с пограничниками на посту слежения:
- Судно, стоящее на якоре в точке … ответьте Лебедю, - услышали мы по УКВ.
- Научно-исследовательское судно «…», капитан (Ф.И.О.) на связи, - отрапортовал капитан.
- На 14-й канал пожалуйста.
- Канал один четыре, - согласился капитан.
- Что вы делаете в этом месте? – задал вопрос пограничник.
- Стоим на якоре, пережидаем шторм.
- Кто вам дал разрешение на подход к берегу и постановку на якорь? – строго спросил голос.
- Никто не давал! Я так решил! – возмутился капитан. – А в чём, собственно, дело? Здесь зона свободного судоходства. Никаких запретов на наших картах не обозначено, никаких запрещающих оповещений я не получал.
- С вами мы ещё разберёмся отдельно, товарищ капитан! Вы вошли в запретный район. Ваше судно арестовано и впредь до особого распоряжения вам запрещено сниматься с якоря!
- Вы можете вразумительно объяснить, в чём дело? Какой запретный район? – раздосадовался капитан.
- Это секретные сведения. Дежурьте постоянно на 14-м канале. Конец связи.
И эфир замолк. А капитан помолчал немного и вдруг обрушил на нас поток такой цветистой брани, что даже у бывалых мореходов уши в трубочку свернулись. А мы-то в чём виноваты?
Но потом, успокоившись, капитан стал держать совет, как быть и как отбрёхиваться от сложившейся ситуации в дальнейшем. А что мы могли ему посоветовать, ведь никто из нас тоже ничего не понимал. Что за запретный район? Что за секреты такие?
И тут на мостик поднимается электрик. Он пришёл замерять изоляцию. Ну, рутинная работа. Понял, что мы все на измене и спросил, в чём дело. Вкратце объяснили ему, что да как. А когда он узнал, что стоим мы в Святоносском заливе вблизи от устья реки Йоканьга рассмеялся.
Оказалось, он служил в этом месте. Здесь расположена секретная база атомных подводных лодок Гремиха. Тут в горах выдолблен целый город с огромными ангарами и множеством различных подземных объектов. А на поверхности стоит небольшой военный городок Островной. С моря он не виден за грядой островов. Вот потому-то и район здесь запретный.
Его рассказ не просто привёл нас в изумление, мы просто охренели от такого прозрения.
Первым пришёл в себя старпом: «А какого же х..рена они там смотрели вчера вечером, когда мы сюда заходили? Мало того, что никаких ограничений на карте нет, так и сами они нас просрали! Тоже мне стражи границ! Вчера нас надо было остановить! Небось, забухали! А теперь, конечно, всё на нас свалят!»
Ну, пошумели, повозмущались, а что толку! Арест есть арест! С тем и разошлись по своим местам.
Почти двое суток военные решали нашу судьбу, а затем, как ни в чём не бывало, отпустили нас без всяких последствий. Правда, потом в плане исследований пришлось эти двое суток навёрстывать усиленными темпами. Но мы справились.
Вот такие непредвиденные выходные нам устроили. Вот такие засекреченные секреты обнаруживаются порою. Вот откуда взялось то пассажирское судно.
Это сейчас в интернете можно разглядеть на спутниковых снимках посёлок на берегу и причалы с лодками, а тогда мы на мостике даже обычного персонального компьютера не имели. Что уж говорить об интернете. Но я думаю, что наши заклятые «партнёры» из НАТО и без интернета тогда уже знали об этой базе.
Выходит, опять секреты от себя.
Слава Нептуну, что разобрались и никаких наказаний не было. А то ведь с них станется!
Вы ведь тоже, наверняка, сталкивались с такими "секретами", которые уже и не секреты вовсе.
Пишите, буду рад.