Найти тему
Рок на БиС

Шаг вперёд. Robert Fripp. Часть третья. Предел мечтаний

Прошлые две части моего рассказа о Фриппе касались процесса его созревания как самостоятельной творческой единицы. По этой причине все инкарнации King Crimson этой поры были, в той или иной мере, случайными коллаборациями. Принято считать, что у ансамбля в описываемую эпоху было 2 состава: первый — классический состав первого альбома In The Court Of The Crimson King и второй, с которым KC поедут, наконец, на гастроли в 1971-м — это состав альбома Islands. Я же насчитал за это время 5 составов: классический концертный состав первого альбома In The Court Of The Crimson King, состав сингла Cat Food/Groon, соcтав альбома In the Wake of Poseidon, соcтав альбома Lizard, второй концертный состав альбомов Islands и Earthbound. Для простоты, я бы считал все эти пять составов первой инкарнацией по причине неизменности творческой концепции коллектива. После процесса "взросления" Фрипп впервые изменит концепцию и музыкальную стилистику своего детища и об этом, в основном, будет сегодняшний рассказ.

Роберт Фрипп (pastdaily.com)
Роберт Фрипп (pastdaily.com)

Превратившись в студийную акулу, выпуская альбомы King Crimson после первого распада коллектива, Фрипп принял участие в качестве гостя на некотором количестве студийных работ его коллег-музыкантов. К сожалению, зачастую, на многих из этих работ трудно вычленить вклад гитариста, но, безусловно, это расширяло его кругозор. Стоит упомянуть его участие в таких проектах как: Van der Graaf Generator (альбомы: H to He Who Am the Only One и Pawn Hearts, 1970-го и 1971-го соответственно), сольном альбоме Колина Скотта Colin Scot 1971-го, дебютном сольном альбоме Питера Хэммилла Fool's Mate 1971-го. Несколько позже, уже заслужив славу человека, выпускающего высококачественные пластинки King Crimson, Фрипп начинает продюсировать. Началом послужили сольные проекты пианиста King Crimson Кита Типпетта: CentipedeSeptober Energy 1971-го года и Blueprint 1972-го и продюсирование второго альбома группы Роберта Уайатта Matching Mole Little Red Record того же 1972-го года.

В том же 1972-м году Фрипп знакомится с клавишником Roxy Music Брайаном Ино.

Брайан Ино и Роберт Фрипп. (lagrimapsicodelica5.blogspot.com)
Брайан Ино и Роберт Фрипп. (lagrimapsicodelica5.blogspot.com)

Это знакомство трудно переоценить: оно качественно повлияет на творчество гитариста. Дело в том, что Брайан в каком-то смысле был проекцией Роберта — он не был клавишником-виртуозом как, например, Кит Типпетт, как не был виртуозом и сам Фрипп по сравнению, например с Маклафлином, и по этой причине постоянно был в поиске новых средств выражения в музыке. В своей домашней студии Ино открыл эффект, который дают два последовательно подсоединённых катушечных магнитофона: устройство позволяло делать непродолжительные музыкальные петли, которые со временем затихали. Кстати, возможно, этот эффект мы можем слышать на альбоме Maching Mole Little Red Record в композиции Gloria Gloom, где Ино участвует в качестве гостя.

Ютуб-канал Matching Mole – тема

Так это или нет, мне не известно, а известно то, что Ино познакомив Фриппа со своим открытием, зажёг в нем неподдельный интерес к этому изобретению. Два музыканта в домашней студии Ино записали свои эксперименты с этим агрегатом, материал которых вышел на их совместной пластинке Fripp & Eno — (No Pussyfooting) в 1973-м. Весь плейлист целиком.

Ютуб-канал Robert Fripp

Brian Eno - Composer, Keyboards, Producer, Synthesizer, Treatments, VCS 3 Synthesizer, Vocals

Robert Fripp - Composer, Guitar, Guitar (Electric), Producer, Remastering

Это первый альбом, где в творчестве Фриппа появляется знаменитый фриппертроник (frippertronic) — тот самый сет из двух последовательно соединённых катушечных магнитофонов.

Впервые Роберт столкнулся с совсем новым для себя способом создавать музыку, более того, этот способ приводил к качественно другому результату, чем тот, который эксплуатировал музыкант до сих пор. Впервые Фрипп почувствовал, что он может не только составлять постмодернистскую музыкальную мозаику из разнородных стилей, как было до этого, но и по-настоящему двинуть музыку вперёд.

Здесь краткий технический обзор этой системы:

Ютуб-канал Chords Of Orion

Забегая вперёд, скажу, что получившийся материал пластинки (No Pussyfooting) настолько нравился Фриппу, что он ставил его в залах перед выходом на сцену музыкантов King Crimson, таким образом "правильно" подготавливая публику непосредственно перед концертом.

Новый состав King Crimson

Ещё до своего эпохального сотрудничества с Брайаном Ино Фрипп понял, что, с одной стороны, перерос изначальную концепцию коллектива, которую он с музыкантами первого состава закладывали в своё детище, с другой стороны доказал себе, что в силах самостоятельно удерживать на плаву KC. Окончательно избавившись от неуверенности и сомнений, музыкант принялся создавать идеальную группу с нуля.

Первым делом Фрипп пригласил в группу экстравагантного перкуссиониста-экспериментатора Джейми Мьюира.

Джейми Мюир (iltamburoparlante.it)
Джейми Мюир (iltamburoparlante.it)

Мюир ранее был известен своими работами с саксофонистом Эваном Паркером, гитаристом Дереком Бэйли и группами Ornaments и Boris. Фрипп рассказывал в интервью в 73-м году: «Когда я, наконец, ему позвонил, мы говорили так, как будто давно друг друга знаем. Он предполагал, что будет играть в King Crimson, и ждал моего звонка.»

Вторым участником поле Мюира стал басист и вокалист Джон Уэттон, земляк Роберта и знакомый Фриппу ещё по колледжу. Джон к тому времени уже имел за плечами участие в группе Family. Кстати, Фрипп уже пытался пристроить музыканта в KC ещё в 1971-м году, но тогда место басиста было за Бозом Барреллом и остальные участники не согласились что-либо менять в группе.

Джон Уэттон (pinterest.com.mx)
Джон Уэттон (pinterest.com.mx)

Следующим членом нового коллектива станет барабанщик Yes Билл Бруфорд. Оцените жертву, на которую пошёл барабанщик, чтобы присоединиться к King Crimson: Yes был к этому времени в зените славы и намного коммерчески успешным коллективом, чем детище Фриппа, но возможность играть настоящую творческую музыку и соблазн взаимодействия в новой группе с перкуссионистом Мюиром в итоге перевесило чашу выбора.

Билл Бруфорд (listal.com)
Билл Бруфорд (listal.com)

Ритм-секция группы сложилась, осталось укомплектовать группу солистами. Если помните, первый период KC опирался в этом смысле на духовиков: саксофон и флейту, что придавало звучанию группы оттенок джаз-рока. В этот раз главным солистом-инструменталистом должен был стать скрипач, по совместительству владеющий клавишными инструментами. Его роль в группе занял музыкант с классическим образованием Дэвид Кросс. До King Crimson Дэвид был не особенно знаменит, работая с поп-рок певцом P. J Proby и фольк-рок-группой Ring. Дэвида, как и Бруфорда привлекла перспектива поработать с Джеми Мюиром.

Дэвид Кросс (progtracks.tumblr.com)
Дэвид Кросс (progtracks.tumblr.com)

Оставалось найти только автора текстов для песен рок-коллектива. По рекомендации Джона Уэттона новым поэтом группы стал земляк Уэттона и Фриппа — Ричард Палмер-Джеймс. В отличии от Синфилда, не ставший полноправным участником нового коллектива, и присылавший свои тексты группе по почте. Но лирика Ричарда, несомненно, влияла на творческий процесс в коллективе.

Ричард Палмер-Джеймс (psychedelicbabymag.com)
Ричард Палмер-Джеймс (psychedelicbabymag.com)

Теперь новая концепция King Crimson подразумевала совместное творчество. Фрипп таким образом старался возродить традиции первого состава ансамбля, где существовал дух тесного коллективного взаимодействия.

Первые репетиции нового состава состоялись в сентябре 1972-го года, а уже спустя месяц, в октябре, King Crimson уже сыграли свои первые концерты во франкфуртском "Зум-Клубе". С 10 ноября по 15 декабря группа ездила по Британии, сыграв 27 концертов.

King Crimson: Джейми Мюир, Билл Бруфорд, Роберт Фрипп, Дэвид Кросс, Джон Уэттон
King Crimson: Джейми Мюир, Билл Бруфорд, Роберт Фрипп, Дэвид Кросс, Джон Уэттон

Из ранних концертов этого ансамбля удалось найти лишь короткое видео. В то время главным заводилой на сцене в группе был Мюир, не просто оживляя игру, но и превращая выступление ансамбля в театральное шоу.

Ютуб-канал Poor Dunce Offload

Зачастую пьесы рождались прямо во время концерта. Вот как описывал этот процесс Дэвид Кросс: «Мы настолько разные люди, что в какой-то вечер кто-то из группы начинает играть что-то такое, чего остальные никогда не слышали, и приходится прислушиваться. Потом ты реагируешь на это высказывание — обычно не так, как ожидается. Именно импровизация делает эту группу столь поразительной для меня. Понимаете — риск. Мы вообще-то не вписываемся ни в какой формат. Во время импровизации мы обнаруживаем много нового, и если это по сути хорошие идеи, мы пытаемся превратить их в новые номера, мы постоянно поддерживаем в импровизации живой дух и постоянно её расширяем.» Таким образом и получилось, что группа сначала поехала на гастроли и лишь потом засела в студию, чтобы зафиксировать получившийся результат, а не наоборот, когда, обычно, сначала записывается студийный альбом, а потом музыканты едут в тур в его поддержку.

Альбом был записан в студии за два месяца в самом начале 1973-го года, а выпущен в марте. Название придумал Мюир, после того, когда его спросили, что напоминает ему первая композиция — он не задумываясь ответил: «Да заливные языки жаворонков, что же ещё?», так и прилипло.

Robert Fripp - Composer, Devices, Guitar, Mellotron, Remastering; David Cross - Composer, Mellotron, Viola, Violin; John Wetton - Bass, Composer, Vocals; Jamie Muir - Composer, Percussion; Bill Bruford - Composer, Drums; Richard Palmer-James - Lyrics

Когда я первый раз слушал альбом, помню, до мурашек пробирали эти тяжеленные рифы в начале альбома, внезапно возникающие из шумовых эффектов перкуссии и вступительных скрипичных фигураций. Тогда ещё никто в мире так тяжело не играл, включая Black Sabbath!

Вообще, музыка нового состава качественно стала отличаться от предыдущего саунда — появилась зрелость. Теперь из музыки почти исчезла присущая постмодернизму самоирония: репертуар стал по-настоящему серьёзным и глубоким.

После записи альбома, буквально, на первом же концерте, 10 февраля 1973-го Мюиру во время выступления на ногу упал гонг, нанеся серьёзную травму, что сделало невозможным его дальнейшее участие в туре. Группа внезапно превратилась в квартет (не считая внештатника Палмер-Джеймса). После выздоровления Мюир окончательно покинет группу — станет монахом в одном из шотландских монастырей.

King Crimson: Джон Уэттон, Дэвид Кросс, Роберт Фрипп, Билл Бруфорд
King Crimson: Джон Уэттон, Дэвид Кросс, Роберт Фрипп, Билл Бруфорд

Квартет отправится в изнурительные гастроли по США и Европе.

Ютуб-канал King Crimson

Не многие знают, что второй альбом этого состава Starless And Bible Black по сути не совсем студийник. Все пьесы, кроме первых двух, были записаны во время концертного тура и доведены до ума в студии: на треках были вырезаны шумы, а сами дорожки сведены в студийных условиях и дополнены партиями записанными поверх. Концептуально это было оправданно: Фрипп всегда стремился запечатлеть живое концертное исполнение, считая студийную работу неизбежным злом.

Robert Fripp - Composer, Devices, Guitar, Keyboards, Mellophonium, Mellotron; David Cross - Composer, Keyboards, Viola, Violin; John Wetton - Bass, Composer, Vocals, Voices; Bill Bruford - Composer, Drums, Percussion; Richard Palmer-James - Lyrics

После выпуска второго альбома коллектив почти сразу отправится в ещё три поездки: по Европе (с 19 марта по 2 апреля), по Америке (с 11 апреля по 5 мая) и снова по Америке (с 4 июня по 1 июля). Концертный альбом USA был записан на концертах в конце этого тура.

Как видим, в отличии от периода альбома Islands, на концертах группа звучала максимально близко к тому, что было на пластинках.

Несмотря на мировой успех, такой изнурительный концертный график не мог не привести к выгоранию. Сразу после гастролей группу покидает Дэвид Кросс, да и сам Фрипп всё чаще начинает думать о том, чтобы распустить коллектив, чего стоит его воспоминание, опубликованное в журнале Musician, Player and Listener об одном случае во время гастролей по Италии: «маоисты, требующие бесплатного входа на первый концерт, проламывают стеклянную стену; Кросс с Бруфордом напиваются за дорогим обедом, швыряют в воздух открытые бутылки с вином и оскорбляют партнёра промоутера-гомосексуалиста; коллекционеры билетов на концерты набивают карманы кассовыми чеками; служба безопасности за кулисами с автоматами наперевес; «правая рука» промоутера, вооружённый пистолетом, на глазах публики в кровь избивает обдолбанного хиппи за то, что он прошёл на сцену; отчаянная попытка сыграть на бис едва удаётся, потому что кто-то из публики выдернул сетевые шнуры.» Всё-таки музыка-музыкой, но постоянные лишения походной жизни высасывают слишком много сил, делая творчество наказанием.

Тем не менее, оставшиеся музыканты уединяются в студии для записи следующего альбома и в планах Фриппа был даже проект возвращения Яна Макдональда в коллектив на место собравшегося уходить Уэттона. Результатом студийной работы стал шедевр — альбом Red.

Robert Fripp - Composer, Guitar, Keyboards, Mellotron, Remastering; David Cross - Composer, Keyboards, Violin; John Wetton - Bass, Composer, Vocals, Voices; Bill Bruford - Composer, Drums, Percussion: Ian McDonald - Flute, Keyboards, Sax (Alto); Mel Collins - Sax (Soprano), Saxophone; Marc Charig - Cornet; Robin Miller - Oboe, Wind; Richard Palmer-James - Lyrics

В альбом вошла концертная пьеса Providence, записанная ранее, во время концертного тура ещё с Кроссом и сведённая в студии. Это объясняет наличие его в составе участников записи. Так же обращаю ваше внимание на участие в записи Яна Макдональда!

Ещё до окончания работы над альбомом Фрипп, вдруг, принял одностороннее решение распустить коллектив. Сам он так объяснил это в интервью Melody Maker 5 октября 1974-го: «Во-первых, это является выражением перемен в мире. Во-вторых, когда-то я считал, что быть частью такой группы, как Crimson — значит получить лучшее гуманитарное образование, доступное молодому человеку; теперь я знаю, что это не так. И в-третьих, те энергии, которые сопряжены со стилем жизни этой конкретной группы и с её музыкой, больше не имеют ценности для моего образа жизни.» Думаю, это решение было результатом банального творческого выгорания, когда все поставленные ранее цели уже достигнуты и непонятно куда двигаться вперёд, при этом и топтаться на месте уже не хочется. Так или иначе коллектив в очередной раз прекратил своё существование, в этот раз на достаточно продолжительное время. Фрипп добился всего, о чём мог только мечтать в молодости и теперь ему предстояло обрести смысл жизни заново. Об этом читайте в продолжении.

Автор статьи - Filumjazz

#filumjazz

Предыдущие статьи по теме: