Найти тему
Военно-технический сундук

Европейские и советские сверхтяжелые танки 1930-40-х годов, а также японский штурмовой танк-монстр O-I

Перед Второй Мировой войной проблемой создания гигантских штурмовых 80-190-тонных супер-танков занималось 5 технически развитых стран – Германия, Великобритания, Франция, СССР и Япония. Но только в Германии и Великобритании такие танки добрались до стадии относительно успешного завершения испытаний, и хотя в серию они все же не пошли, тем не менее, это были завершенные боевые единицы. Об этих машинах всем всё хорошо известно, и только история создания сверхтяжелых японских танков O-I окутана завесой тайны. Однако многие свидетельства говорят о том, что эта разработка могла бы быть успешной, если бы не тяжелое экономическое положение Японии в конце войны.

Макет японского сверхтяжелого танка O-I
Макет японского сверхтяжелого танка O-I

Перед Второй Мировой войной во многих технически развитых странах появлялись проекты танков-монстров (танков прорыва). Самый известный их них – немецкий 190-тонный супертанк Pzkpfw.VIII Maus («Мышь»), который был построен в количестве двух экземпляров, испытывался и готовился к серийному производству. В 1943-м году было заказано 120 этих машин, но танк попасть на фронт не успел – война закончилась, единственный сохранившийся экземпляр был отправлен в СССР, и до нынешнего дня хранится в музее.

Panzerkampfwagen VIII «Maus» - сверхтяжёлый танк, спроектированный и построенный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы
Panzerkampfwagen VIII «Maus» - сверхтяжёлый танк, спроектированный и построенный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы

Также немцы разрабатывали еще более крупный танк – 1000-тонный «Landkreuzer P.1000 Ratte» («Крыса»), который должен был оснащаться морскими артиллерийскими орудиями и корабельными дизельными силовыми установками. Проект был закончен разработкой в 1943-м, но в дело не пошел, потому что гитлеровские генералы, с которыми консультировался министр вооружений Альберт Шпеер, предпочли иметь сотню маленьких «Тигров», чем одного такого монстра. К тому же у Германии в том году уже не было возможностей налаживать столь масштабное производство.

P. 1000 «Ratte» - проект 1000-тонного танка, предложенный Гитлеру в 40-х годах
P. 1000 «Ratte» - проект 1000-тонного танка, предложенный Гитлеру в 40-х годах

Интересно, что «Крысу» разработал немецкий инженер Эдвард Гротте, который до 1933 года работал в СССР, и на основе разработок которого впоследствии был создан один из известных советских тяжелых многобашенных танков – Т-35. В самом начале 30-х Гротте предложил концепцию будущей «Крысы» в виде 1000-тонного танка прорыва ТГ-5 («Танк Гротте»), и якобы «вождь всех народов» одобрил этот проект, но в те годы в стране не было необходимых мощностей, поэтому проект канул в Лету. А потом, после прихода Гитлера к власти в Германии, Гротте выдворили на родину, где он занялся разработкой подводных лодок, но идею супер-гигантского танка не оставил.

ТГ-5 - советский проект сверхтяжёлого танка массой более 1000 тонн. Разрабатывался в 1931 году конструкторским бюро завода «Большевик» ОКБ-5 под руководством немецкого инженера-конструктора Эдварда Гротте.
ТГ-5 - советский проект сверхтяжёлого танка массой более 1000 тонн. Разрабатывался в 1931 году конструкторским бюро завода «Большевик» ОКБ-5 под руководством немецкого инженера-конструктора Эдварда Гротте.

Кстати, в СССР, и помимо Гротте, было кому разрабатывать перед войной сверхтяжелые танки. Так, известно несколько проектов супертанка Т-39 (от 85 до 105 тонн), и в 1933 году были даже изготовлены их деревянные макеты, однако ни один из этих проектов в дело не пошел из-за относительной слабости тогдашней советской промышленности, не позволявшей организовывать такие масштабные инфраструктурные проекты.

Т-39 - неосуществлённый проект советского тяжёлого многобашенного танка прорыва (85-105 тонн), 1933 г.
Т-39 - неосуществлённый проект советского тяжёлого многобашенного танка прорыва (85-105 тонн), 1933 г.

Но идея супертанка в СССР не была похоронена окончательно, и весной 1941-го военным руководством было решено разработать 100-тонный танк прорыва КВ-5 на базе тяжелого танка КВ-1. Работы начались на Ленинградском Кировском машиностроительном заводе. Однако с началом Великой Отечественной войны проект был свернут, и в конце лета все разработки отправились в архив.

КВ-5 - проект советского трёхбашенного сверхтяжёлого танка прорыва массой 100 тонн, 1941 г.
КВ-5 - проект советского трёхбашенного сверхтяжёлого танка прорыва массой 100 тонн, 1941 г.

Также работы по супертанкам велись и в других странах. В 1939-м году во Франции был разработан 139-тонный сверхтяжёлый штурмовой танк FCM F1, который должен был пойти в серию в 1940-м, но после поражения Франции в войне этот проект так и не был воплощен в металле. Танк в проекте должен был иметь на вооружении в двух башнях 90-мм и 47-мм пушки, а также 6 пулеметов. Длина и ширина машины равнялась 10 и 3 с небольшим метрам соответственно, что позволяло перевозить танк по железной дороге.

Макет FCM F1, французского двухбашенного сверхтяжелого танка межвоенного периода
Макет FCM F1, французского двухбашенного сверхтяжелого танка межвоенного периода

Ясно, что французский супертанк не шел ни в какое сравнение с 1000-тонными советским и германским проектами Гротте, тем не менее, по основным характеристикам он не так уж и далеко отстоял от успевшего воплотиться в металле 190-тонного «Мауса».

TOG II - британский 80-тонный танк прорыва
TOG II - британский 80-тонный танк прорыва

Также разрабатывали гигантские танки прорыва и англичане. Правда, масштабы у них были поскромнее, зато в металле эти машины были воплощены и даже испытывались. Так, в 1939-м в Великобритании был разработан проект 80-тонного танка TOG I, который в итоге вылился в проект 83-тонного TOG II. Работы над этой машиной велись до 1944 года, они строились в прототипах, но в бой так и не пошли. Сегодня один сохранившийся экземпляр этого монстра можно увидеть в британском музее.

Танк прорыва A39 "Черепаха", Великобритания, 1944 г., вес 78 тонн, экипаж 7 человек
Танк прорыва A39 "Черепаха", Великобритания, 1944 г., вес 78 тонн, экипаж 7 человек

Кроме этого, британцы разработали еще один сверхтяжелый танк – 80-тонный A39 («Черепаха»), но они начали это дело слишком поздно – в конце 1943 года. Проект был довольно неплохим, но к концу войны он, так же, как и немецкий «Маус», не поспел. Всего было изготовлено 6 машин, до наших дней сохранилась одна, зато в полностью рабочем состоянии.

Первый японский тяжелый танк Type 95 Ro-Go (Heavy), 1984 н. Правда, масса его составляла всего 25,5 тонн, зато он послужил образцом для создания по-настоящему тяжелых танков проекта OI
Первый японский тяжелый танк Type 95 Ro-Go (Heavy), 1984 н. Правда, масса его составляла всего 25,5 тонн, зато он послужил образцом для создания по-настоящему тяжелых танков проекта OI

Но самые загадочные супер-танки были разработаны во время войны в Японии. До наших дней не дошел ни один из них, и даже точных чертежей почти не сохранилось, однако в руках исследователей имеются некоторые детали этого танка, кое-какие, хоть и сомнительные, изображения, и рассказы тех, кто к созданию этих машин был причастен.

Иллюстрация из японского журнала с запечатленным на нем сверхтяжелым танком OI
Иллюстрация из японского журнала с запечатленным на нем сверхтяжелым танком OI

Японский проект сверхтяжелого штурмового танка получил военный индекс OI (О-И, с японского О - тяжелый, И - первый). Всего известно 5 вариантов, в постройку, согласно имеющимся данным, пошел только самый последний, хоть он и не был основным проектом. Разработка началась в 1939-м, сразу же после поражения японской армии на реке Халхин-Гол, а закончилось весной 1941-го, но к 1943 году был построен только один танк без башни, не прошедший испытания из-за многочисленных поломок ходовой части. Также по слухам, танк разобрали на металл в 1944-м и отправили на переплавку.

Сомнительной подлинности чертеж танка OI
Сомнительной подлинности чертеж танка OI

1). Тип 96 – танк массой 96 тонн. Разрабатывался как мобильный ДОТ на просторах маньчжурских степей и для защиты береговой линии, при этом учитывались возможности Красной Армии, против которой этот танк в основном и предполагалось использовать. Имел 4 башни, в комплект вооружения входила 105-миллиметровая гаубица и две 47-мм пушки (в главной башне и двух передних башенках соответственно). В четвертой, кормовой башне, размещались два 7,7-мм пулемета. Толщина лобовой брони - 80 миллиметров, остальные участки - неизвестно. Двигатели – бензиновые. Однако проект не был реализован, а после доработки получил воплощение под названием О-И/Ми-То.

Сравнение габаритов японских танков Mi-To 100 и 150 тонн с немецким "Маусом"
Сравнение габаритов японских танков Mi-To 100 и 150 тонн с немецким "Маусом"

2). Ми-То (Mi-To), также известный, как «танк полковника Ивакуро». Это ранний вариант штурмового танка массой 150 тонн. По многим свидетельствам, этот проект был основным из всей серии О-И/Ми-То, и на его базе были разработаны новые варианты. Вооружение – короткоствольная гаубица 150 мм в основной башне, а в передних башнях - две 57-мм пушки. В четвертой кормовой башне опять-таки были пулеметы. Лобовое бронирование предусматривалось 80 миллиметров. Двигатели – бензиновые.

Макет танка O-I
Макет танка O-I

3). О-Ха - непосредственно O-I, тип 1-й, то есть удешевлённая и облегченная версия проекта Mi-To с только одной передней башней и с лобовым бронированием 70 мм, зато основная башня была несколько увеличена в размерах. Конструкторы сняли 150-миллиметровую гаубицу и заменили ее на 75-миллиметровое орудие, но впоследствии гаубицу вернули, но уже не 150 мм, а 105-мм, причем короткоствольную. Масса танка снизилась до 100 тонн. Двигатели – бензиновые.

Эскиз танка О-Ха проекта OI с одной передней башенкой
Эскиз танка О-Ха проекта OI с одной передней башенкой

4). Тип 100 O-I – это вариант 100-тонного О-И, вооруженный короткоствольной 150-миллиметровой гаубицей и двумя 57-мм орудиями в передних башнях. Длина машины - 10 м, ширина - 4,2 м. Высота корпуса с башней составляла 4 метра, без башни - 2,5 м. Траки предполагались шириной или 800, или 900 мм. Лобовое бронирование - 80 миллиметров. Двигатели – бензиновые.

Еще одно сравнение OI с "Маусом" на пластиковых моделях
Еще одно сравнение OI с "Маусом" на пластиковых моделях

5). Тип 120 O-I был разработан в 1943 году, представлял собой модернизацию предыдущего варианта и имел массу 120 тонн. Лобовое бронирование - 200 мм, основное вооружение длинноствольное 100-мм орудие, в передних башнях – по одной 57-мм пушке. Также танк имел зенитный пулемет, для которого предполагалась специальная башенка. На этой версии бензиновые двигатели предполагалось заменить двумя дизельными моторами BMW, которые позволили бы танку развивать скорость по ровной местности в 25 км/ч.

Трак танка O-I теперь демонстрируется в лагере Тагихара Сил самообороны Японии
Трак танка O-I теперь демонстрируется в лагере Тагихара Сил самообороны Японии

Таким образом, сравнивая характеристики японского O-I и характеристиками немецкого «Мауса», можно заметить, что в чем-то японец уступал немцу, а в чем-то – превосходил. Так, он был быстрее Pzkpfw.VIII на целых 5 км/ч, что в боевых условиях могло быть решающим преимуществом. Также вооружение у O-I было сильнее, правда, тут смотря какой вариант японского танка сравнивать с единственным вариантом немецкого.

Фото с захваченного в Маньчжурии японского ДОТа, на котором изображена башня, которая могла быть предназначена для японского сверхтяжелого танка OI
Фото с захваченного в Маньчжурии японского ДОТа, на котором изображена башня, которая могла быть предназначена для японского сверхтяжелого танка OI

В заключение следует сказать, что в августе 1945-го Советская Армия обнаружила на позициях оборонительной линии японской армии несколько стационарных ДОТов, оборудованных башнями, которые, по слухам, готовились для сверхтяжелых танков O-I. Однако от этих башен остались только фотографии, так как после войны они также были уничтожены.

Еще одна башня с еще одного японского ДОТа, и тоже вполне могла разрабатываться для танка OI
Еще одна башня с еще одного японского ДОТа, и тоже вполне могла разрабатываться для танка OI

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТАНКАХ И ОРУДИЯХ:

Немецкий «Маус», почти 190 тонн весом - самый гигантский танк в истории мирового танкостроения

Немецкий супертанк 1000 тонн весом - «Landkreuzer P.1000 Ratte». История создания и нереальность использования

Как «Дора», самая мощная в мире мега-пушка, знатно обделалась в 1942 году под Севастополем

Сколько танков потеряла в Великую Отечественную Германия, а сколько – СССР?

Китайские танки отстают от мирового уровня на треть века