Перед Второй Мировой войной проблемой создания гигантских штурмовых 80-190-тонных супер-танков занималось 5 технически развитых стран – Германия, Великобритания, Франция, СССР и Япония. Но только в Германии и Великобритании такие танки добрались до стадии относительно успешного завершения испытаний, и хотя в серию они все же не пошли, тем не менее, это были завершенные боевые единицы. Об этих машинах всем всё хорошо известно, и только история создания сверхтяжелых японских танков O-I окутана завесой тайны. Однако многие свидетельства говорят о том, что эта разработка могла бы быть успешной, если бы не тяжелое экономическое положение Японии в конце войны.
Перед Второй Мировой войной во многих технически развитых странах появлялись проекты танков-монстров (танков прорыва). Самый известный их них – немецкий 190-тонный супертанк Pzkpfw.VIII Maus («Мышь»), который был построен в количестве двух экземпляров, испытывался и готовился к серийному производству. В 1943-м году было заказано 120 этих машин, но танк попасть на фронт не успел – война закончилась, единственный сохранившийся экземпляр был отправлен в СССР, и до нынешнего дня хранится в музее.
Также немцы разрабатывали еще более крупный танк – 1000-тонный «Landkreuzer P.1000 Ratte» («Крыса»), который должен был оснащаться морскими артиллерийскими орудиями и корабельными дизельными силовыми установками. Проект был закончен разработкой в 1943-м, но в дело не пошел, потому что гитлеровские генералы, с которыми консультировался министр вооружений Альберт Шпеер, предпочли иметь сотню маленьких «Тигров», чем одного такого монстра. К тому же у Германии в том году уже не было возможностей налаживать столь масштабное производство.
Интересно, что «Крысу» разработал немецкий инженер Эдвард Гротте, который до 1933 года работал в СССР, и на основе разработок которого впоследствии был создан один из известных советских тяжелых многобашенных танков – Т-35. В самом начале 30-х Гротте предложил концепцию будущей «Крысы» в виде 1000-тонного танка прорыва ТГ-5 («Танк Гротте»), и якобы «вождь всех народов» одобрил этот проект, но в те годы в стране не было необходимых мощностей, поэтому проект канул в Лету. А потом, после прихода Гитлера к власти в Германии, Гротте выдворили на родину, где он занялся разработкой подводных лодок, но идею супер-гигантского танка не оставил.
Кстати, в СССР, и помимо Гротте, было кому разрабатывать перед войной сверхтяжелые танки. Так, известно несколько проектов супертанка Т-39 (от 85 до 105 тонн), и в 1933 году были даже изготовлены их деревянные макеты, однако ни один из этих проектов в дело не пошел из-за относительной слабости тогдашней советской промышленности, не позволявшей организовывать такие масштабные инфраструктурные проекты.
Но идея супертанка в СССР не была похоронена окончательно, и весной 1941-го военным руководством было решено разработать 100-тонный танк прорыва КВ-5 на базе тяжелого танка КВ-1. Работы начались на Ленинградском Кировском машиностроительном заводе. Однако с началом Великой Отечественной войны проект был свернут, и в конце лета все разработки отправились в архив.
Также работы по супертанкам велись и в других странах. В 1939-м году во Франции был разработан 139-тонный сверхтяжёлый штурмовой танк FCM F1, который должен был пойти в серию в 1940-м, но после поражения Франции в войне этот проект так и не был воплощен в металле. Танк в проекте должен был иметь на вооружении в двух башнях 90-мм и 47-мм пушки, а также 6 пулеметов. Длина и ширина машины равнялась 10 и 3 с небольшим метрам соответственно, что позволяло перевозить танк по железной дороге.
Ясно, что французский супертанк не шел ни в какое сравнение с 1000-тонными советским и германским проектами Гротте, тем не менее, по основным характеристикам он не так уж и далеко отстоял от успевшего воплотиться в металле 190-тонного «Мауса».
Также разрабатывали гигантские танки прорыва и англичане. Правда, масштабы у них были поскромнее, зато в металле эти машины были воплощены и даже испытывались. Так, в 1939-м в Великобритании был разработан проект 80-тонного танка TOG I, который в итоге вылился в проект 83-тонного TOG II. Работы над этой машиной велись до 1944 года, они строились в прототипах, но в бой так и не пошли. Сегодня один сохранившийся экземпляр этого монстра можно увидеть в британском музее.
Кроме этого, британцы разработали еще один сверхтяжелый танк – 80-тонный A39 («Черепаха»), но они начали это дело слишком поздно – в конце 1943 года. Проект был довольно неплохим, но к концу войны он, так же, как и немецкий «Маус», не поспел. Всего было изготовлено 6 машин, до наших дней сохранилась одна, зато в полностью рабочем состоянии.
Но самые загадочные супер-танки были разработаны во время войны в Японии. До наших дней не дошел ни один из них, и даже точных чертежей почти не сохранилось, однако в руках исследователей имеются некоторые детали этого танка, кое-какие, хоть и сомнительные, изображения, и рассказы тех, кто к созданию этих машин был причастен.
Японский проект сверхтяжелого штурмового танка получил военный индекс OI (О-И, с японского О - тяжелый, И - первый). Всего известно 5 вариантов, в постройку, согласно имеющимся данным, пошел только самый последний, хоть он и не был основным проектом. Разработка началась в 1939-м, сразу же после поражения японской армии на реке Халхин-Гол, а закончилось весной 1941-го, но к 1943 году был построен только один танк без башни, не прошедший испытания из-за многочисленных поломок ходовой части. Также по слухам, танк разобрали на металл в 1944-м и отправили на переплавку.
1). Тип 96 – танк массой 96 тонн. Разрабатывался как мобильный ДОТ на просторах маньчжурских степей и для защиты береговой линии, при этом учитывались возможности Красной Армии, против которой этот танк в основном и предполагалось использовать. Имел 4 башни, в комплект вооружения входила 105-миллиметровая гаубица и две 47-мм пушки (в главной башне и двух передних башенках соответственно). В четвертой, кормовой башне, размещались два 7,7-мм пулемета. Толщина лобовой брони - 80 миллиметров, остальные участки - неизвестно. Двигатели – бензиновые. Однако проект не был реализован, а после доработки получил воплощение под названием О-И/Ми-То.
2). Ми-То (Mi-To), также известный, как «танк полковника Ивакуро». Это ранний вариант штурмового танка массой 150 тонн. По многим свидетельствам, этот проект был основным из всей серии О-И/Ми-То, и на его базе были разработаны новые варианты. Вооружение – короткоствольная гаубица 150 мм в основной башне, а в передних башнях - две 57-мм пушки. В четвертой кормовой башне опять-таки были пулеметы. Лобовое бронирование предусматривалось 80 миллиметров. Двигатели – бензиновые.
3). О-Ха - непосредственно O-I, тип 1-й, то есть удешевлённая и облегченная версия проекта Mi-To с только одной передней башней и с лобовым бронированием 70 мм, зато основная башня была несколько увеличена в размерах. Конструкторы сняли 150-миллиметровую гаубицу и заменили ее на 75-миллиметровое орудие, но впоследствии гаубицу вернули, но уже не 150 мм, а 105-мм, причем короткоствольную. Масса танка снизилась до 100 тонн. Двигатели – бензиновые.
4). Тип 100 O-I – это вариант 100-тонного О-И, вооруженный короткоствольной 150-миллиметровой гаубицей и двумя 57-мм орудиями в передних башнях. Длина машины - 10 м, ширина - 4,2 м. Высота корпуса с башней составляла 4 метра, без башни - 2,5 м. Траки предполагались шириной или 800, или 900 мм. Лобовое бронирование - 80 миллиметров. Двигатели – бензиновые.
5). Тип 120 O-I был разработан в 1943 году, представлял собой модернизацию предыдущего варианта и имел массу 120 тонн. Лобовое бронирование - 200 мм, основное вооружение длинноствольное 100-мм орудие, в передних башнях – по одной 57-мм пушке. Также танк имел зенитный пулемет, для которого предполагалась специальная башенка. На этой версии бензиновые двигатели предполагалось заменить двумя дизельными моторами BMW, которые позволили бы танку развивать скорость по ровной местности в 25 км/ч.
Таким образом, сравнивая характеристики японского O-I и характеристиками немецкого «Мауса», можно заметить, что в чем-то японец уступал немцу, а в чем-то – превосходил. Так, он был быстрее Pzkpfw.VIII на целых 5 км/ч, что в боевых условиях могло быть решающим преимуществом. Также вооружение у O-I было сильнее, правда, тут смотря какой вариант японского танка сравнивать с единственным вариантом немецкого.
В заключение следует сказать, что в августе 1945-го Советская Армия обнаружила на позициях оборонительной линии японской армии несколько стационарных ДОТов, оборудованных башнями, которые, по слухам, готовились для сверхтяжелых танков O-I. Однако от этих башен остались только фотографии, так как после войны они также были уничтожены.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТАНКАХ И ОРУДИЯХ:
Немецкий «Маус», почти 190 тонн весом - самый гигантский танк в истории мирового танкостроения
Как «Дора», самая мощная в мире мега-пушка, знатно обделалась в 1942 году под Севастополем
Сколько танков потеряла в Великую Отечественную Германия, а сколько – СССР?