Нет ни одного родителя, который не хотел бы дать своему ребёнку всё самое лучшее. Это утверждение особенно верно для тех мам и пап, чьи дети скоро пойдут в школу. Ребёнок старшего дошкольного возраста требует особой заботы и внимания. Через год или два Ваше сокровище на пути своего развития взойдёт на ступень выше. Вчерашний дошкольник станет учеником. Его ожидает новая окружающая среда, новые коммуникации, новые требования и правила.
Учебная деятельность требует высокого уровня речевой готовности. Особенно важным является развитие речи как средства общения и база к усвоению чтения и письма. Развитие навыков чтения и письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребёнка.
Речевые умения ребёнка 5-7 лет, которые помогут войти в процесс школьного обучения легко и радостно:
1. Словарный запас – в 7 лет у ребёнка происходит качественный скачок в формировании лексики. Словарь быстро обогащается за счёт развития словообразования с помощью суффиксов и приставок. В речи появляются названия профессий и соответствующие им глаголы, названия ягод, рыб, цветов (клюква, земляника, брусника; ирис, астра, ландыш; окунь, лещ, карась), частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть; манжета, фара, кузов). Всё чаще дети используют в своей речи такие прилагательные, как узкий, кислый, пушистый, гладкий, острый.
2. Звуковая культура речи – старшие дошкольники способны правильно и отчётливо произносить все звуки родного языка. Умеют различать на слух и чисто произносить часто смешиваемые звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р. Способны определять место звука в слове, называть количество звуков в слове и их последовательность, находить слова с заданным звуком.
К концу дошкольного возраста талантливо делят слова на слоги (ка-ша, ма-ши-на), составляют слова из слогов, анализируют предложения, определяя количество и порядок слов в предложении.
3. Грамматический строй речи – совершенствуется умение детей согласовывать в предложении существительные с числительными (В вазе лежит пять яблок.). К 6-7 годам редко делают ошибки при согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже (У Пети заболело горло из-за холодного мороженого.). Так же в этом возрасте детям доступно образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных (жеребята, ягнята, щенята).
4. Связная речь – к завершению дошкольного периода развития дети становятся непринуждёнными собеседниками – легко поддерживают беседу, задают вопросы взрослым, отвечают на заданные им вопросы. Связно и последовательно могут рассказать о событии, которое с ними произошло. Умеют пересказывать небольшие рассказы и сказки, а также составлять собственные творческие рассказы о предметах или явлениях природы.
Возьмите под наблюдение речь Вашего сына или дочки и проанализируйте:
- все ли звуки речи в норме
- достаточный ли уровень словарного запаса
- нет ли грамматических ошибок при речевом высказывании, как часто они возникают
- любит ли рассказывать о событиях дня
- использует ли в своих рассказах простые односложные предложения или развёрнутые высказывания.
Неполноценность речевых возможностей ребёнка из-за неправильного воспитания или педагогической запущенности не снимает ответственности с родителей и в будущем только усложнит процесс обучения в школе и взаимоотношения с Вами и педагогами. А ещё больно ударит по личностной самооценке ребёнка.