Найти в Дзене
Ruslan Arkady Ivanov

Либеральные утопии

Академия наук СССР Институт философии./ Н.С. Юлина. Буржуазные идеологические течения в США. Проблемы и противоречия "американского сознания".//монография. М.: "Наука". 1971г.

Отказ США от политики изоляционизма и переход к политике агрессии и диктата в международных делах, усиление госкапиталистических тенденций, централизация власти, развитие регулирующих функций государства и т.п., а также весь комплекс изменений, связанных с проведением в широких масштабах научно-технической революции, привело к трансформации старого либерализма и появления неолиберализма.

Термин "неолиберализм" обычно применяют к разнообразным идеям, теориям, программам, появившимся после второй мировой войны в самых различных областях - политэкономии, социологии, политической науке. Для всех них характерно стремление представить сдвиги и изменения, которые претерпело американское общество в последние десятилетия, как "коренные", "революционные", трансформировавшие саму суть американского общества. К неолиберальным относятся прежде всего теории, представляющие американское общество как "государство всеобщего благоденствия", "общество изобилия", "технократическое общество", "общество народного капитализма", "демократического согласия", "неокапитализма", "общества управляющих" и т.д. К известным теоретикам и защитника неолиберальных концепций можно отнести экономистов Дж.Гэлбрейта, У.Ростоу, Ч.Берда, С.Липсета, Г.Ласвелла, Э.Шилса; историков А.Шлизенгера, Дж.Кеннана; теоретиков "стратегической науки" Г.Кана и Г.Киссинджера; лидеров профсоюзного и рабочего движения У.Рейтера и Дж.Мини; конгрессменов У.Фулбрайта, У.Морзе, Д.Кларка; государственных деятелей Дж.Кеннеди и Р.Кеннеди и др.

Как и всякая идеология, неолиберализм выдвигает свое собственное видение "совершенного общества". Иначе говоря, он имеет свою собственную утопию. Утопия эта особенная. Как известно, утопии прошлого видели идеал совершенного общества в давно прошедшем "золотом веке", либо связывали его с неопределенным будущим. Что касается неолибералов, то они точно знают, где находится совершенное общество, - это нынешние Соединенные Штаты Америки. Наиболее популярный вариант неолиберальной идеологии 50-х гг. - теория "государства всеобщего благоденствия". Основные требования этой концепции сводятся к следующему: обеспечение с помощью правительственного регулирования высокого жизненного уровня всех слоев населения на базе сохранения частной собственности; ликвидация классовых антагонизмов и классовой градации и построение общества "демократического согласия"; предоставление всем гражданам одинаковых политических и экономических прав; осуществление при помощи рычагов налоговой политики мероприятий по улучшению социального обеспечения, образования и т. д.

Некоторые либералы 50-х гг. полагали, что Соединенные Штаты Америки уже достигли состояния "благоденствия". Другие, более осторожные, заявляли, что страна находится на пороге построения такого общества, поскольку остались еще нерешенные проблемы, но даже им ликвидация социальных конфликтов казалось делом простым.

Во время второй мировой войны и в послевоенный период в США появилась целая плеяда экономистов, утверждавших, что структурные сдвиги, связанные с все убыстряющемся процессом монополизации, технократизации капитала, государственным регулированием и программированием экономики и т.п. означают "революционный" разрыв с традиционными принципами капитализма. США, говорили они, перешли на новую ступень общественного развития, которую можно назвать неокапитализмом, "новым индустриальным обществом", "коллективным капитализмом" и т.п. Такие концепции развивают, например, экономисты Дж.Гэлбрейт, А.Берли, А.Хансен, С.Кузнец, Г.Минз, Р.Илла и др. По-разному решая конкретные проблемы экономики, они единодушны в том, что отрицают применимость к современному американскому обществу "старых схем капитализма" - будь то схемы Рикардо, Смита или Маркса. "Консервативными мифами" объявляются всякие теории, усматривающие принципиальное сходство между капитализмом XIX в. и современным капитализмом.

От каких же "консервативных мифов" предлагают отказаться неолибералы? Прежде всего от того, что наилучшим экономическим принципом общества является принцип "laisser-faire", предполагающий свободную игру на рынке. Как известно, этот принцип, сформулированный еще в эпоху домонополистического капитализма, отрицал сосредоточение экономической и политической власти в немногих руках, предполагал вмешательство государства в дела экономики и исходил из незыблемости индивидуальной собственности. Неолибералы объявляют этот принцип устаревшим.

Поднимая на щит идеи Д.Кейнса, Д.Шумптера и других теоретиков "организованного капитализма", односторонне толкуя практику проведения рузвельтовского "нового курса", неолибералы пытаются представить, что монополизм, концентрирующий производство в немногих руках, заменяющий стихию рынка административно-финансовыми мероприятиями и принимающий как благо государственное регулирование, - явление положительное во всех отношениях.

Неолиберальные экономисты смысл этих теорий не ограничивают экономическими аргументами в пользу крупных корпораций, а придают им идеологический подтекст.

Чисто количественный рост акционеров из трудящихся сторонники "народного капитализма" рассматривают как свидетельство превращения США в общество "смешанной экономики" - одновременно социалистической и капиталистической.

Концепция трансформации капиталистической собственности сопряжена у неолибералов с другой очень важной догмой - об изменении природы власти. А.Берли в работе "Капиталистическая революция двадцатого века" пишет, что "когда индивид вкладывает капитал в крупную корпорацию, он отдает управлению всю власть по использованию капитала - приросту, производству, развитию, и теряет всякий контроль над продуктом". Извращая реальные связи власти и частной собственности, неолибералы обычно ссылаются на два основных аргумента. Первый связан с концепцией "технократической революции". В работе Берли утверждается, что в США капиталистическая собственность ликвидируется и власть переходит к всемогущим менеджерам.

Однако тщательные исследования тенденций развития корпоративной системы США свидетельствуют, что ни советы директоров, ни менеджеры корпораций не являются полновластными хозяевами положения, способными проводить свою собственную линию, независимую от капиталистов-собственников, крупнейших акционеров и предприятий. Второй аргумент неолибералов в пользу "отрыва власти от собственности" обосновывается усложнившейся в последнее время зависимостью политической и государственной власти от экономически господствующих групп. Увеличение роли бюрократических институтов и административного аппарата государства, то что государственный бюджет не контролируется непосредственно какой-либо отдельной группой монополистов приводит к переходу экономической власти в руки политической.

"Консервативным мифом" объявляют неолибералы и старый либеральный принцип: "то государство лучше, которое правит меньше". В современном сложно устроенном обществе невозможно решать серьезные социально-экономические проблемы старым демократическим методом, т.е. снизу и опираясь на местные власти. Неолибералы утверждают, что решение важнейших дел должно направляться сверху, централизованно.

Идея социального регулирования легла в основу программ "новых рубежей" Д.Кеннеди и "великого общества" Л.Джонсона. Хотя программа "новых рубежей" и провозгласила превращение США в "динамическую страну демократии, всеобщего благоденствия и устойчивого экономического развития", она предполагала скорее политические, чем социальные мероприятия (намечавшиеся в ней акции социального порядка, вроде помощи престарелым, расширение благотворительности и т.п., носили ограниченный характер).

В программе "великого общества", с которой вступил на пост президента Л.Джонсон, социальным проблемам уделялось гораздо больше внимания. Основным ее лозунгом был лозунг "война с бедностью". Кроме того, Л.Джонсон, почувствовав новые настроения в обществе выдвинул на повестку дня проблему духовного порядка.

Несмотря на явно рекламный характер, программа "великого общества" была благосклонно воспринята значительной частью американского населения.