Колонизация была мужским делом, особенно — на северных территориях. Демографический перекос наблюдался в огромных масштабах:
«за всё время существования Российско-Американской компании русских женщин в колониях постоянно было в десять раз меньше, чем мужчин», как отмечает историк Светлана Федорова.
Количество женщин на некоторых территориях не превышало 14-15%, на Кадьяке — 1,4%. В середине XIX века на территории Аляски было 576 русских мужчин и 208 женщин.
Конечно, без прекрасного пола жилось тяжело — и речь не только о сексуальных потребностях. Мужчины, занимавшиеся колонизацией, нуждались в элементарном — помощнице в быту. Решить это можно было двумя простыми способами - «выписать» даму из России или сходиться с местными женщинами.
Вопрос веры
Туземки — индианки, алеутки — были язычницами, а христианская вера требовала заключения брачного союза только с представительницами своей религии. Другими словами — крестись или жениться не выйдет. А зачем жениться? Можно было обойти запреты и найти сожительницу, чего хватало и для половой жизни, и для быта. Легко было сказать «А где я священника возьму? Крестить некому, как и венчать!».
Любовь за деньги
Наиболее популярный способ решить проблему нехватки женщины в постели - «арендовать» ее за деньги или ценности. Этнограф Кирилл Хлебников отмечал, что племена тлинкитов открыто занимались сутенерством — за плату предоставляли русским своих женщин: «Многие из них привозят <…> девок и приглашают русских ими пользоваться; всё, что получает девка, отбирается хозяином, – возмущался Хлебников. – <…> Известно, что многие промышленники разорились, одевая своих гнусных любовниц».
Ценности «сутенер» у женщин отбирал. Самого же Хлебникова ситуация крайне возмущала. Вначале XIX века местному правителю Александру Баранову приходилось бороться с развратом, который царил среди колонистов.
Форт-Росс
На территории Калифорнии пользовались услугами женщин из местных племен индейцев. Некоторые жили на территории поселения на постоянной основе, причем — не будучи крещеными. Другими словами, женами они становились крайне редко, но детей рожали - «креолов» растили в русских традициях.
Часто «любовь» распадалась — мужчина уезжал на северные территории, а его дама вынуждена была искать новую партию. Популярной была позиция «Форт-Росс – это не навсегда» - также относились и к отношениям, которые начались здесь.
План Чистякова
Логичное решение пришло в голову Петру Чистякову, одному из правителей Аляски. Он обратился к правительству в России с просьбой «выдать» русских женщин. Его не устраивали отношения колонистов с местными.
Правительство просьбу отклонило. Во-первых, порядочные дамы на Аляску не поедут, во-вторых — непорядочным там делать нечего, поскольку ничто их не исправит и не превратит в прилежных жен:
«Статья сия на первый случай может показаться слишком соблазнительна, потому что женщины доброй нравственности одни без мужей в Америку не поедут, а посылать туда заведомо развратных и штрафованных в надежде, что они исправятся, правила разборчивости не позволят».
Единственное, что могли и сделали представители властей — обязали жениться на аборигенках, чтобы брак был богоугодным, а дети рождались в честной семье. В Форте-Россе это удалось — почти все сожительницы в итоге становились законными супругами.