Помните автомобили из США образца 2000-х? Могут быть без ABS, но с "автоматом" и кондиционером. А как любили "скандинавские" исполнения с подогревами всего и автономными отопителями! Автомобили для нашего региона тоже "особенные". И не только в части оснащения, но и в плане подготовки технической части к условиям эксплуатации.
Зачем это надо
С одной стороны, автомобиль – изделие конструктивно сложное, с другой – производитель заинтересован в том, чтобы снизить его себестоимость и не применять без веской необходимости то, что не востребовано. Но, с третьей стороны, есть такие понятия, как требования рынка, заказчика, местного регулятора, наконец. А ведь и конкуренцию никто не отменял. В общем, продукт, конечно, надо предлагать достойный и конкурентоспособный, но без переплаты.
И здесь как раз помогает адаптация к рынкам. "Северное" исполнение подразумевает более емкую АКБ, мощный генератор, системы подогрева, "южное" – более эффективную систему охлаждения и более производительную систему кондиционирования. Такой подход давно практикуют производители коммерческой и специальной техники, но и в легковом сегменте автопрома это тоже успешно применяется для ключевых регионов или даже отдельных стран.
Таким образом, адаптация позволяет:
- предоставить необходимые или просто востребованные потребительские качества, а также соблюдать требования рынка или регулятора (вспомним ЭРА-ГЛОНАСС для российского рынка);
- успешно конкурировать, предлагая востребованные на данном рынке опции (например, подогревы не только сидений, но и руля, лобового стекла, форсунок омывателя);
- уберечь пользователей от технических проблем и неисправностей (адаптация под климатические и дорожные условия, качество местного топлива).
Местное производство локализованных моделей вообще практически всегда приводит к тому, что в конструкцию и оснащение автомобиля вносятся те или иные изменения. Достаточно вспомнить, как сильно ВАЗ-2101 отличался от исходного Fiat 124 или что МАЗ-101 никак нельзя назвать полной копией Neoplan N4014.
Если же обратиться к более свежим примерам, то можно вспомнить, что под именем Lada Largus скрывается универсал Dacia/Renault Logan MCV первого поколения. В ходе адаптации этого автомобиля к российским условиям эксплуатации в его конструкцию был внесен ряд изменений. В частности, даже на легковых универсалах использованы усиленные рычаги от коммерческого фургона, применены грязевые щитки тормозных механизмов, есть отличия по части антикоррозионной подготовки, комплектации (например, применяется аккумулятор повышенной емкости), а со временем двигатели и коробки Renault были заменены агрегатами ВАЗ.
Начиная с агрегатов
Посмотрите на автомобили Volkswagen Group, Renault-Nissan, Hyundai/Kia и других автопроизводителей. Для каждого региона предложен свой набор моделей и силовых агрегатов, даже если нет локального производства, а машины импортируются из другой страны. Это тоже своего рода адаптация – предложить для страны с суровыми условиями эксплуатации простой и неприхотливый "атмосферник" и надежный классический "автомат". А если позволяет местное законодательство, то и выбрать версию попроще – без прямого впрыска, сажевого фильтра, AdBlue и прочих вещей.
От рынка к рынку может отличаться и программное обеспечение. Например, в России налог привязан к мощности двигателя, поэтому многие производители снижают отдачу некоторых моторов, де факто или де юре – кто как. Именно по этой причине 1,5-литровый турбомотор Geely Coolray в российской спецификации имеет отдачу всего 150 л.с., тогда как у нас – 177 л.с. И таких примеров предостаточно. Или зачем, к примеру, в Африке или Австралии программы низкотемпературного пуска двигателя? Так что прошивки моторов также могут быть разными.
Соответственно под климатические условия будут подбираться и технические жидкости. Например, даже производимые в Европе модели Ford в том случае, если они предназначались для продажи в Беларуси, получали пакет "запуск при температуре -29°С". В него входил аккумулятор большей емкости и с большим стартовым током, другой стартер (судя по всему, с иной морозоустойчивой консистентной смазкой), а также антифриз с более низкой температурой замерзания.
Нужное и ненужное оснащение
Дизельные версии Ford вдобавок оснащались ТЭНом, подогревающим воздух для системы отопления и вентиляции. К слову, такой догреватель получают многие современные автомобили разных марок, некоторые даже по умолчанию. Но обычно активированы они только в машинах с "северным" исполнением.
"Скандинавские" версии отличаются наличием всевозможных подогревов – и их очень полюбили в России и Беларуси. Настолько, что подогрев руля и лобового стекла получили даже "бюджетники", хотя таких опций может не быть в куда более дорогих моделях, выпущенных для стран Западной Европы. Просто потому, что эти позиции не востребованы.
То же и с безопасностью. У нас мало кто готов за нее доплачивать, требования регулятора по этой части не так высоки, поэтому до недавнего времени ESP и полный набор подушек безопасности предлагали далеко не все даже дорогие модели, не говоря уже про многочисленные ассистенты. В Евросоюзе "экономистов" тоже хватает, но там требования местного законодательства к оснащению новых автомобилей в этой части жестче, поэтому многие средства активной и пассивной безопасности есть в базовом оснащении даже самых дешевых моделей.
Установка бачка омывателя увеличенной емкости в Африке вряд ли целесообразна, но для нашего региона крайне желательна. Но и там, и здесь не помешает полноразмерное запасное колесо, а также металлическая защита моторного отсека, в то время как стандартно оснащать этим оборудованием автомобиль для западного рынка нецелесообразно.
И это как примеры того, что востребованное оборудование надо ставить, "ненужное" можно исключать из оснащения, дабы предложить конкурентную цену. Если вместо полноразмерного колеса использовать "докатку", можно скинуть пару килограммов из общей массы автомобиля и увеличить багажное отделение на добрый десяток литров. Если отказаться от "запаски" вообще, положив вместо нее ремкомплект и насос, можно сэкономить еще больше места и денег – почему нет, если покупатели только за? Если против, останется и "докатка", и даже полноразмерное колесо.
Под конкретные условия и требования
Повторимся: у каждого региона своя специфика и требования. Например, белорусские и российские покупатели требовательны к плавности хода и акустическому комфорту, именно поэтому собиравшиеся в Санкт-Петербурге кроссоверы Nissan в процессе обновления получили другие настройки подвески и улучшенную шумоизоляцию.
"Пакет для плохих дорог", который обычно подразумевает увеличенный дорожный просвет и большую энергоемкость подвески за счет установки более жестких пружин и стабилизаторов, а также менее податливых амортизаторов, – обычное решение для продававшихся и тем более выпускавшихся в России иномарок. А еще это и подбор шин в пользу более высокого профиля. Правда, далеко не все владельцы таких машин оценили настройки, особенно если они приводили к избыточной жесткости или же ухудшению управляемости. На многих форумах обсуждали решения, как перейти на "европейскую" подвеску.
Другое дело – работа над кузовом. Улучшенная шумоизоляция, дополнительная антигравийная мастика, заводские подкрылки, более крупные брызговики, хороший антикор – кто же от этого откажется? Впрочем, тут у каждого производителя своя программа. Далеко не все модели российской спецификации получали подобную доработку. Ну а сейчас…
В новых реалиях
Массовый уход западных автопроизводителей из России означает прекращение официальных поставок и сворачивание местного производства. То есть автомобилей в российской спецификации больше не будет. Это затрагивает и наш рынок, который последние годы формировался именно за счет таких авто.
В России планируют перезапустить производства с партнерами из дружественных стран, а пока закрывают глаза на параллельный импорт – местные дилеры вовсю возят автомобили из Китая, ОАЭ и прочих стран. И вот тут как раз начинает сказываться специфика адаптации к тому или иному региону. У машин с "юга" и "востока" может не быть столь полюбившихся подогревов, может не быть русифицированного меню, АКБ и технические жидкости могут быть под "южный" регион, антикор может отсутствовать по определению. Некоторые компании уже даже начинают предлагать услуги по адаптации таких автомобилей, естественно, за дополнительную плату.
Скорее всего, когда рынок переформатируется под новые реалии и появятся устойчивые отношения с новыми поставщиками, постепенно вернется и российская спецификация – с учетом изменившихся условий, возможностей и требований. Самое элементарное – русификация меню и мультимедийной системы. Это тоже аспект адаптации модели для того или иного рынка. Сейчас мы это наблюдаем на примере ввезенных из Китая машин, которые не предназначались для экспорта, поэтому все только в иероглифах.
Это касается и нас. Белорусский рынок не настолько велик, чтобы производители обращали внимание на его специфику. Наши дилеры уже переориентировались на работу с брендами из Китая, что ознаменовало приход новых марок. Причем приход довольно спешный. Первые китайские модели "новой волны", например, не имеют тех же подогревов сидений, а дополнительный антикор делает не производитель, а местные продавцы…
Что с того владельцу "бэушки"
Мы уже говорили, что в процессе адаптации выбираются те или иные модификации двигателя, те или иные варианты подвески, оснащения и т.д. Самое элементарное – выбор амортизаторов приведет к открытию, что подвеска на вашу модель бывает "европейской", причем "стандартной" и "спортивной", а также в исполнении с "пакетом для плохих дорог". Различия могут быть и с пружинами, сайлент-блоками, деталями тормозной системы, отдельными деталями кузова или салона.
В общем, вопрос модификации для того или иного рынка или региона может возникнуть при обслуживании, ремонте, а также во время подбора и поиска как новой, так и подержанной детали. Особенно если выпуск модели был локализован в той же России.