Наказания учат ребенка не послушанию и ответственности, а всего лишь внушают ему, что агрессия и манипуляция - это нормальный способ построения отношений.
Так считает современная наука.
Разговор с подругой, магистром педагогики, все не дает мне покоя.
Он есть в одном из роликов.
Здесь в постах, я просто пытаюсь осмыслить особенно затронувшие меня моменты.
Если родителям, самым первым авторитетам в жизни любого человека, можно применять метод "кнута и пряника".
"Сделаешь домашку, пойдешь гулять. Не сделаешь - будешь сидеть дома".
Значит шантаж - это нормально.
"Позвольте, но какой же это шантаж?
Нормальное воспитательное поведение.
Ведь родители не ищут для себя выгоды, а исключительно пекутся о благе ребенка." - подумала я, и возможно скажете вы.
"Так-то оно так," - ответят психологи.
Да только ребенок не видит в этом никакого собственного блага.
Для него выполненное домашнее задание - это то, что нужно родителям.
И в глазах ребенка эта модель поведения - обычный способ добиться своего.
Угрожай - и добьешься своего! Тот, кто может манипулировать силой, тот кто может наказать - это не взрослый, разумно ищущий добра для ребенка, а просто тот, кто получает то, что ЕМУ нужно.
С этим подсознательным убеждением ребенок и отправится по жизни.
И будет применять этот самый естественный для него, усвоенный от родителей, способ во всех отношениях, где будет чувствовать себя в позиции сильного.
Вот с друзьями, например, так не выйдет.
Начнешь манипулировать, они тебя просто пошлют.
А с теми, кто зависим и слабее - дети, супруги (часто), подчиненные - с ними первейший способ добиться цели.
Не сделаешь, как МНЕ надо, я тебе сделаю так и так.
Кстати, частично именно поэтому отношения со знакомыми и друзьями, которых мы считаем равными себе, складываются более гладко, чем в семье.
С ними мы не позволяем себе все эти фокусы. А в семье нас заранее научили, можно искать слабые места, выбирать позицию силы.
Манипуляторами не рождаются, ими становятся!
Согласны? Я пока обдумываю этот момент.
Безусловно, в наказании есть момент применения силы и манипуляции.
Я часто замечаю за собой, что веду себя так же с детьми, как вели себя когда-то со мной. Я знаю, что это поведение ошибочно.
Но я инстинктивно копирую его. Потому, что оно быстрее всего позволяет мне достигнуть цели - послушания от ребенка.
Я понимаю, что это вредит доверительным отношениям между мной и детьми.
Причем далеко не всегда дело в объективном благе для детей.
Часто речь просто о моем удобстве и личных представлениях "о прекрасном".
Особенно это касается бытовых мелочей, вокруг которых крутится большая часть наших столкновений.
Однако, полное отсутствие наказаний в воспитании ребенка я всегда воспринимала, как ошибку.
А как же дисциплина и ответственность?
Наказания как часть воспитательного процесса
14 апреля 202314 апр 2023
746
2 мин
22