Ирина Александровна Антонова была директором Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина более полувека, превратив его в уникальный культурный центр мирового значения. Сейчас Антонову вспоминают особенно часто, поскольку в ГМИИ опять сменилось руководство. Завсегдатаи художественных выставок беспокоятся, будут ли новые проекты музея такими же интересными и незабываемыми, как прежде. И неизбежно сравнивают нынешних менеджеров культуры с Антоновой. В чем же заключался феномен Антоновой, какими личными и профессиональными качествами она обладала? В поисках ответов я начала слушать аудиокнигу «Воспоминания. Траектория судьбы»; Ирина Антонова приступила к тексту воспоминаний незадолго до смерти и не успела завершить их, однако все-таки сохранила для нас немало фактов о себе, которые сочла значимыми.
Книги, театр и музыка были в жизни Ирины Антоновой с детства, она часто слышала игру матери на фортепиано и ходила с отцом в Большой театр. Культурный базис помог получить профильное образование на искусствоведческом факультете знаменитого московского института философии, литературы и истории (ИФЛИ), где преподавали ведущие ученые. В 1945 году, еще старшекурсницей, Ирина Антонова пришла работать в ГМИИ имени Пушкина, там ее знания нашли наилучшее применение.
Ответственность, энергичность, увлеченность до самоотверженности в общем деле, очевидно, способствовали карьере, хотя за ней Антонова не гналась. Уже в 1945 году, благодаря знанию немецкого языка, молодой сотруднице доверили курировать картины из Дрезденской галереи, находившиеся в Москве до 1955 года – и она безупречно справилась с поручением. Потом была первая выставка Пикассо в Москве, первый выезд СССР на Венецианской биеннале… В 1961 толковой искусствоведке предложили стать директором музея.
На посту директора Антонова бралась за смелые масштабные задачи, и они в основном удавались. Удивительна история о том, как в 1974 году «Джоконда» Леонардо да Винчи должна была возвращаться самолетом из Японии в Париж, а Антонова приложила максимум усилий, чтобы знаменитая картина на несколько месяцев «приземлилась» в Пушкинском музее. А нашумевшая выставка «Москва-Париж» в 1981 году? Другие музеи не захотели показывать у себя авангардную живопись, а Антонова отважилась. Ту выставку посетили более полумиллиона человек, люди стояли в многочасовых очередях, чтобы увидеть полотна авангардистов. Но вот выставку Марка Шагала организовать не разрешили, хотя Антонова лично договорилась с художником. Ирина Александровна считала, что «у нас», в Советском Союзе, а затем в России, должны быть обязательно показаны мастера первой величины.
Рассказывая о своей жизни, Ирина Антонова говорила прежде всего о тех фактах, которые считала существенными. При этом она не выпячивает свою личность, а все время говорит о себе в кругу других людей: семьи, друзей и знакомых, наставников и коллег. Очевидно, она относилась с уважением и вниманием к другим людям, и они тем же отвечали ей.
Другие публикации канала «Книжный слушатель» о биографиях российских деятелей культуры:
Как Иннокентий Смоктуновский записывался на радио
Почему Игорь Грабарь рисовал на морозе и что из этого вышло, выясняем на выставке в Третьяковке