Найти тему
Живу в Коми

В эту деревню Припечорья сначала съездила на прогулку, а потом сделала сенсационные открытия

Несмотря на то, что деревня Усть-Кожва находится недалеко от города Печоры, она является одной из старейших в Печорском районе – ей свыше 225 лет! Основали деревню в 1798 году старообрядцы из сел нынешнего Ижемского района Коми: Мохча, Ижма и Краснобор. И вот с того, видимо, времени так и повелось именовать эту деревню «старообрядческой». Но мои выезды в Усть-Кожву в течение нескольких лет и работа в Национальном архиве Республики Коми это утверждение опровергли, а помимо этого позволили сделать и поистине сенсационные открытия из истории этого уголка Печорской земли, протяженность которого составляет всего 1 километр!

Расскажу все по порядку.

Часть 1

Старинная деревня рядом с городом и ее главная достопримечательность

Добраться в Усть-Кожву сегодня можно даже на рейсовом автобусе.

Доехать в Усть-Кожву можно на рейсовом автобусе
Доехать в Усть-Кожву можно на рейсовом автобусе

И уже из его окна я увидела окрестные пейзажи, достойные кисти Ивана Шишкина: бескрайнее поле, озера, лес.

Живописная Усть-Кожва
Живописная Усть-Кожва

Бескрайние поля деревни
Бескрайние поля деревни

Усть-Кожвинский лес
Усть-Кожвинский лес

А позже убедилась, что на лоне этой живописной природы не потерялась и маленькая деревня, а, напротив, оказалась достойна такой красоты. Ведь здесь что ни двор, то произведение искусства и… небольшое сельхозпредприятие!

Летом дома и дворы усть-кожвинцев особенно красивы
Летом дома и дворы усть-кожвинцев особенно красивы

Удивили большие скотные дворы, за оградами которых не одна, а несколько коров лениво жевали сено.

Корова  с теленком в одном из дворов
Корова с теленком в одном из дворов

А когда однажды утром приехала в деревню, то увидела и большое стадо буренок, которое паслось на лугу.

Стадо коров Усть-Кожвы
Стадо коров Усть-Кожвы

Впечатляли и сеновалы возле домов.

Телята нежатся в лучах заходящего солнца
Телята нежатся в лучах заходящего солнца

По улице деревни свободно прогуливались телята, лошади.

Бескрайние деревенские поля
Бескрайние деревенские поля

Бескрайние поля были в начале лета уже подготовлены под посевы. На лужайке перед лесом, словно в «мини-санатории», «отдыхала» сельхозтехника.

Санаторий для сельхозтехники
Санаторий для сельхозтехники

– Деревенька-то живет! – думала я.

И все же не верилось, что в 1941 году Усть-Кожва была центром Кожвинского района – самого большого тогда на Печоре. В разные годы здесь работали колхоз «Рычаг», ясли-сад, школа, даже одноклассное училище, кузница, фельдшерско-акушерский пункт, почта, изба-читальня, опорный пункт Печорской сельскохозяйственной станции. Были здесь даже свой аэропорт и… храм.

Самое большое количество жителей в тогда еще селе Усть-Кожва было зарегистрировано в 1926 году – 446. Сегодня центром жизни в деревне является дом-музей «Коми изба».

Дом-шестистенок
Дом-шестистенок

А главной достопримечательностью Усть-Кожвы туристы, в большом количестве приезжающие в деревню летом, считают один из старинных и необычных ее домов, который называют «дом-шестистенок». Художники, приезжающие на пленэры в деревню, часто выбирают своей моделью это необычное строение.

Оно представляет собой избу с прирубом, которую редко можно встретить на Севере. А на сайте «Энциклопедия древнерусского дома» о таком типе жилища сказано следующее:

«В момент расширения жилой части к основному срубу пристраивался “прируб”. Расстояние между срубами составляло 20–40 см. Горизонтальный план постройки менялся. Теперь он имел шесть стен, две из которых были параллельны, а четыре перпендикулярны улице. Отсюда происходит и название дома – “шестистенок”. Согласно масштабам жилой части перестраивался хозяйственный двор. Затем дом заново перекрывался крышей»[1].

Александр Садейский с дочерью Анной
Александр Садейский с дочерью Анной

Хозяевами примечательного дома являются старожил деревни Александр Иванович Садейский и его дочь Анна. По их словам, эта изба в Усть-Кожве была приобретена родными супруги Александра Ивановича – Таисии Васильевны, она же здесь и проживала до замужества. А кто здесь жил до нее или построил дом-шестистенок – моим собеседникам известно не было.

Конечно, дом уже ветшает, и даже одну его половину пришлось разобрать. Поэтому с трудом верилось в то, что здесь когда-то вместе с супругами Садейскими проживали и 11 их детей: восемь дочерей и трое сыновей!

Сегодня мои собеседники переехали жить в новый дом, который построили рядом со старым. Но каждый день собираются для чаепития в уютной и очень теплой комнате старинной избы, которая все больше становится похожа на музей рода.

Стену старинной избы украшали портреты родных прошлого века
Стену старинной избы украшали портреты родных прошлого века

На стенах можно увидеть большие портреты родных прошлого и нынешнего веков. Глядя на них, Анна вспоминала и уникальные подробности из судеб своих родных.

Глядя на фотографии родных, Анна вспоминала и уникальные подробности их судеб
Глядя на фотографии родных, Анна вспоминала и уникальные подробности их судеб

– А дедушка мой Иван Яковлевич Садейский, отец моего папы, – герой, – рассказывает она. – В годы Великой Отечественной войны он воевал под Ленинградом и спас от неминуемой гибели 11 солдат и командира полка, помогая им через озеро Ладогу на досках добраться до берега, а это шесть километров надо было проплыть! За свой героический поступок дедушка был награжден медалью «За отвагу». Вернулся в Усть-Кожву с ранением и работал после войны в лесничестве.

Памятник-обелиск участникам Великой Отечественной войны в Усть-Кожве
Памятник-обелиск участникам Великой Отечественной войны в Усть-Кожве

– А сколько у нашего папочки родных пропало без вести и с медалями домой вернулось! Их имена высечены на обелиске-памятнике, посвященном участникам Великой Отечественной войны из Усть-Кожвы. Среди них значатся Яков и Федор Садейские – дяди моего отца, – продолжает рассказывать Анна. – А мой дедушка по линии мамы Василий Еремеевич Семяшкин в годы войны работал в магазине. И когда люди в родной деревне стали голодать, он бесплатно раздал им продукты. Ему предложили выбирать: либо под суд идти, либо на фронт. Он ушел на войну и практически сразу погиб под Ленинградом, был похоронен в братской могиле.

Красный угол в доме Садейских располагается над телевизором, как и в большинстве деревенских домов
Красный угол в доме Садейских располагается над телевизором, как и в большинстве деревенских домов

А вот далее я увидела в доме красный угол за занавеской. Располагается он уже, как и в большинстве деревенских домов, над телевизором. А из беседы с хозяевами узнала, что угол со святыми образами здесь находится еще со времен прабабушки. А иконы уже настолько ветхие, что даже лики мы не смогли рассмотреть на образах…

Красный угол в доме Александра Садейского
Красный угол в доме Александра Садейского

– Скорей всего одна из икон принадлежала моей прабабушке – Павле Леонтьевне Сметаниной, которую она потом передала моей бабушке Анне Семеновне, – рассказала Анна. – И если присмотреться, то можно еще увидеть на ней лик Божией Матери.

Икона прабабушки настолько уже стара, что нельзя увидеть на ней изображение
Икона прабабушки настолько уже стара, что нельзя увидеть на ней изображение

Сообщила Анна и о том, что родственники по линии мамы были православными – тремя перстами крестились. А по линии отца – старообрядцы.

Портреты супруги Александра Ивановича и ее родных
Портреты супруги Александра Ивановича и ее родных

Хотя Александр Иванович даже не мог сказать точно – крещеный он или нет. Но из своего детства еще помнит о том, как с родителями на пароходе ездил в село Соколово, где в одной из изб жители собирались на молитву.

Александр Иванович Садейский
Александр Иванович Садейский

– С утра и до глубокого вечера шел молебен. А книги у них были вот такой толщины! – показывает собеседник. – И пока руки не вымоешь да не перекрестишься, не дадут тебе их подержать.

Зимняя Усть-Кожва
Зимняя Усть-Кожва

Но сейчас старообрядцев в Усть-Кожве, по словам Александра Ивановича и Анны, не осталось, а их потомки уже православные. И именно из беседы с Садейскими я узнала о том, что в Усть-Кожве был православный Петропавловский храм.

Петропавловский храм Усть-Кожвы, фото 1914 года
Петропавловский храм Усть-Кожвы, фото 1914 года

– А что стало с церковью? – спрашиваю я.

– Церковь была деревянная и большая. В годы гонения на веру в ней клуб находился, а потом она сгорела, – сообщил Александр Иванович.

Именно это упоминание о храме Усть-Кожвы моих собеседников и сподвигло меня отправиться в Национальный архив Республики Коми и поискать сведения о нем.

Наталья Прокофьева.

Продолжение следует.

Фото автора, Ларисы Пелипенко и из архива краеведа Анны Малыхиной.

[1] Дом шестистенок / Энциклопедия древнерусского дома // https://kelohouse.ru/drevnerusskiy-dom-2.html

Печоры
4,9K интересуются