Несмотря на то, что деревня Усть-Кожва находится недалеко от города Печоры, она является одной из старейших в Печорском районе – ей свыше 225 лет! Основали деревню в 1798 году старообрядцы из сел нынешнего Ижемского района Коми: Мохча, Ижма и Краснобор. И вот с того, видимо, времени так и повелось именовать эту деревню «старообрядческой». Но мои выезды в Усть-Кожву в течение нескольких лет и работа в Национальном архиве Республики Коми это утверждение опровергли, а помимо этого позволили сделать и поистине сенсационные открытия из истории этого уголка Печорской земли, протяженность которого составляет всего 1 километр!
Расскажу все по порядку.
Часть 1
Старинная деревня рядом с городом и ее главная достопримечательность
Добраться в Усть-Кожву сегодня можно даже на рейсовом автобусе.
И уже из его окна я увидела окрестные пейзажи, достойные кисти Ивана Шишкина: бескрайнее поле, озера, лес.
А позже убедилась, что на лоне этой живописной природы не потерялась и маленькая деревня, а, напротив, оказалась достойна такой красоты. Ведь здесь что ни двор, то произведение искусства и… небольшое сельхозпредприятие!
Удивили большие скотные дворы, за оградами которых не одна, а несколько коров лениво жевали сено.
А когда однажды утром приехала в деревню, то увидела и большое стадо буренок, которое паслось на лугу.
Впечатляли и сеновалы возле домов.
По улице деревни свободно прогуливались телята, лошади.
Бескрайние поля были в начале лета уже подготовлены под посевы. На лужайке перед лесом, словно в «мини-санатории», «отдыхала» сельхозтехника.
– Деревенька-то живет! – думала я.
И все же не верилось, что в 1941 году Усть-Кожва была центром Кожвинского района – самого большого тогда на Печоре. В разные годы здесь работали колхоз «Рычаг», ясли-сад, школа, даже одноклассное училище, кузница, фельдшерско-акушерский пункт, почта, изба-читальня, опорный пункт Печорской сельскохозяйственной станции. Были здесь даже свой аэропорт и… храм.
Самое большое количество жителей в тогда еще селе Усть-Кожва было зарегистрировано в 1926 году – 446. Сегодня центром жизни в деревне является дом-музей «Коми изба».
А главной достопримечательностью Усть-Кожвы туристы, в большом количестве приезжающие в деревню летом, считают один из старинных и необычных ее домов, который называют «дом-шестистенок». Художники, приезжающие на пленэры в деревню, часто выбирают своей моделью это необычное строение.
Оно представляет собой избу с прирубом, которую редко можно встретить на Севере. А на сайте «Энциклопедия древнерусского дома» о таком типе жилища сказано следующее:
«В момент расширения жилой части к основному срубу пристраивался “прируб”. Расстояние между срубами составляло 20–40 см. Горизонтальный план постройки менялся. Теперь он имел шесть стен, две из которых были параллельны, а четыре перпендикулярны улице. Отсюда происходит и название дома – “шестистенок”. Согласно масштабам жилой части перестраивался хозяйственный двор. Затем дом заново перекрывался крышей»[1].
Хозяевами примечательного дома являются старожил деревни Александр Иванович Садейский и его дочь Анна. По их словам, эта изба в Усть-Кожве была приобретена родными супруги Александра Ивановича – Таисии Васильевны, она же здесь и проживала до замужества. А кто здесь жил до нее или построил дом-шестистенок – моим собеседникам известно не было.
Конечно, дом уже ветшает, и даже одну его половину пришлось разобрать. Поэтому с трудом верилось в то, что здесь когда-то вместе с супругами Садейскими проживали и 11 их детей: восемь дочерей и трое сыновей!
Сегодня мои собеседники переехали жить в новый дом, который построили рядом со старым. Но каждый день собираются для чаепития в уютной и очень теплой комнате старинной избы, которая все больше становится похожа на музей рода.
На стенах можно увидеть большие портреты родных прошлого и нынешнего веков. Глядя на них, Анна вспоминала и уникальные подробности из судеб своих родных.
– А дедушка мой Иван Яковлевич Садейский, отец моего папы, – герой, – рассказывает она. – В годы Великой Отечественной войны он воевал под Ленинградом и спас от неминуемой гибели 11 солдат и командира полка, помогая им через озеро Ладогу на досках добраться до берега, а это шесть километров надо было проплыть! За свой героический поступок дедушка был награжден медалью «За отвагу». Вернулся в Усть-Кожву с ранением и работал после войны в лесничестве.
– А сколько у нашего папочки родных пропало без вести и с медалями домой вернулось! Их имена высечены на обелиске-памятнике, посвященном участникам Великой Отечественной войны из Усть-Кожвы. Среди них значатся Яков и Федор Садейские – дяди моего отца, – продолжает рассказывать Анна. – А мой дедушка по линии мамы Василий Еремеевич Семяшкин в годы войны работал в магазине. И когда люди в родной деревне стали голодать, он бесплатно раздал им продукты. Ему предложили выбирать: либо под суд идти, либо на фронт. Он ушел на войну и практически сразу погиб под Ленинградом, был похоронен в братской могиле.
А вот далее я увидела в доме красный угол за занавеской. Располагается он уже, как и в большинстве деревенских домов, над телевизором. А из беседы с хозяевами узнала, что угол со святыми образами здесь находится еще со времен прабабушки. А иконы уже настолько ветхие, что даже лики мы не смогли рассмотреть на образах…
– Скорей всего одна из икон принадлежала моей прабабушке – Павле Леонтьевне Сметаниной, которую она потом передала моей бабушке Анне Семеновне, – рассказала Анна. – И если присмотреться, то можно еще увидеть на ней лик Божией Матери.
Сообщила Анна и о том, что родственники по линии мамы были православными – тремя перстами крестились. А по линии отца – старообрядцы.
Хотя Александр Иванович даже не мог сказать точно – крещеный он или нет. Но из своего детства еще помнит о том, как с родителями на пароходе ездил в село Соколово, где в одной из изб жители собирались на молитву.
– С утра и до глубокого вечера шел молебен. А книги у них были вот такой толщины! – показывает собеседник. – И пока руки не вымоешь да не перекрестишься, не дадут тебе их подержать.
Но сейчас старообрядцев в Усть-Кожве, по словам Александра Ивановича и Анны, не осталось, а их потомки уже православные. И именно из беседы с Садейскими я узнала о том, что в Усть-Кожве был православный Петропавловский храм.
– А что стало с церковью? – спрашиваю я.
– Церковь была деревянная и большая. В годы гонения на веру в ней клуб находился, а потом она сгорела, – сообщил Александр Иванович.
Именно это упоминание о храме Усть-Кожвы моих собеседников и сподвигло меня отправиться в Национальный архив Республики Коми и поискать сведения о нем.
Наталья Прокофьева.
Продолжение следует.
Фото автора, Ларисы Пелипенко и из архива краеведа Анны Малыхиной.
[1] Дом шестистенок / Энциклопедия древнерусского дома // https://kelohouse.ru/drevnerusskiy-dom-2.html