Искусству монтажа меня учили два замечательных мастера.
Во ВГИКе — Владимир Иванович Фенченко, режиссёр, сценарист, актёр, теоретик и практик монтажа, руководитель режиссёрской мастерской вместе с Владимиром Ивановичем Хотиненко.
На высших режиссёрских курсах работников телевидения — Наталья Ивановна Утилова, профессор, доктор искусствоведения. В 2004 году вышла ее книжка под названием «Монтаж».
На самом деле, книга увидела свет много раньше. Уже в конце XX столетия в Москве ее можно было приобрести, например, на курсах телеработников в Останкино. Да и во ВГИКе, думаю, тоже. У меня есть эта книга еще в мягком переплете, неформатное издание.
Уж двадцать с лишним лет прошло с того времени, как я попросил Наталью Ивановну рекомендовать фильмы, которые, по её мнению, были этапными для становления режиссуры киномонтажа. Наталья Ивановна сделала больше — она составила для меня целый список.
Важно: в списке нет черно-белой классики, в основном, речь идет о выдающихся фильмах второй половины прошлого века. Я список не пополнял, так что фильмов, снятых в текущем веке, также нет.
Можете познакомиться.
Хронология выхода фильмов на экраны не соблюдается.
- «Автоколонна», реж. Сэм Пекинпа, США
- «Ад», реж. Клод Шаброль, Франция
- «Амадей», реж. Милош Форман, США
- «Амаркорд», «Голос луны», «Город женщин», «И корабль плывет», реж. Федерико Феллини, Италия – Франция
- «Аризонский сон», «Время цыган», «Дом для повешенных», реж. Эмир Кустурица, Франция
- «Бартон Финк», реж. Д.Коэн, США
- «Секс, ложь и видео», реж. Стивен Содерберг, США
- «Шальные», реж. Дэвид Линч, США
- «Баскетбольные мечты», реж. Стив Джеймс, США (док.)
- «Без наркоза», «Канал», реж. Анджей Вайда, ПНР
- «Бешеные псы», «Криминальное чтиво», реж. Квентин Тарантино, США
- «Божественные создания», реж. Питер Джексон, Новая Зеландия – Германия
- «Бременская свобода», реж. Райнер Вернер Фассбиндер, ФРГ
- «В пасти безумия», «Князь тьмы», реж. Джон Карпентер, США
- «Вальмон», реж. Милош Форман, Франция – Великобритания
- «Во имя отца», реж. Джим Шеридан, Великобритания – Ирландия
- «Волк», реж. Майк Николс, США
- «Волшебная флейта», реж. Ингмар Бергман, Швеция
- «Все, что осталось от Англии», реж. Дерек Джармен, Великобритания
- «Газонокосильщик», реж. Бретт Леонард, Великобритания – США
- «Гамлет», реж. Франко Дзефирелли, Великобритания
- «Двойная жизнь Вероники», «Три цвета: Синий, Белый, Красный», реж. Кшиштоф Кесьлевский, Франция – Польша
- «Голубой ангел», реж. Джозеф фон Штернберг, Германия
- «Доброе утро, Вьетнам», реж. Барри Левинсон, США
- «Дорогая, я уменьшил детей», реж. Джо Джонстон, США
- «Дочь Райана», реж. Дэвид Лин, Великобритания
- «Дракула Брэма Стокера», реж. Фрэнсис Форд Коппола, США
- «Дуэт для солистки», реж. Андрей Кончаловский, США
- «Загадочное убийство на Манхэттене», реж. Вуди Ален, США
- «Защитные цвета», реж. Кшиштоф Занусси, ПНР
- «Зоопарк, ночь», реж. Жан-Клод Лозон, Канада
- «Империя солнца», «Капитан Крюк», реж. Стивен Спилберг, США
- «Индустриальная симфония №1: Сон девушки с разбитым сердцем», реж. Дэвид Линч, США
- «Инсценировка», реж. Джон Джост, США
- «Прирожденные убийцы», реж. Оливер Стоун, США
- «Кобра Верде», реж. Вернер Херцог, ФРГ
- Короли гэга», реж. Клод Зиди, Франция
- «Короткий монтаж», реж. Роберт Олтмен, США
- «Лестница Иакова», реж. Эдриан Лайн, США
- «Любители музыки», реж. Кен Рассел, Великобритания
- «Маленький Будда», реж. Бернардо Бертолуччи, США – Франция
- «Маска», реж. Чак Рассел, США
- «Мыс страха», реж. Мартин Скорсезе, США
- «Сердце ангела», реж. Алан Паркер, США
- «Новичок», реж. Клинт Иствуд, США
- «Новый кинотеатр «Парадизо», реж. Джузеппе Торнаторе, Италия – Франция
- «О, счастливчик!», реж. Линдсей Андерсон, Великобритания
О фильмах Сергея Соловьёва
Мировое кино 2022 года. Краткий обзор
Пиковая дама означает тайную недоброжелательность