На дворе начало 90-х. На смену плановой экономики после распада Советского Союза приходят рыночные отношения. Происходят заметные изменения и в архитектуре: только-только расправивший плечи советский модернизм больше никому не нужен, балом правят частные заказы и архитектурный стиль, который впоследствии его исследователи назовут капромом, или капиталистическим романтизмом.
Период с 1991 по 2008 - это вообще самое неоднозначное время в истории отечественного зодчества. Если в советскую эпоху практически каждый проект проходил несколько этапов всевозможных согласований, и государственная машина контролировала этот процесс, то в 90-е доступ к городскому пространству получили разношерстные архитекторы. И изголодавшиеся по самовыражению зодчие начали творить - если им удавалось найти заказчика со схожими представлениями о прекрасном. Теперь они могли позволить себе любое эклектическое сочетание стилей, материалов и форм, накопленных за всю мировую историю архитектуры.
Капром стал таким образом ответом на однообразную архитектуру прошлых лет. В Петербурге десятки примеров современного зодчества. Ко многим мы уже привыкли, некоторые по-прежнему вызывают оторопь. А жилой комплекс, о котором я сегодня хочу рассказать, - это и есть то самое смешение стилей, можно сказать, новый виток эклектики в истории архитектуры.
Не знаю, кто был заказчиком проекта, однако определить архитектора этого разноэтажного здания можно по характерным особенностям. Владимира Павлова называли «человеком иркутского ренессанса». Именно благодаря этому архитектору в Иркутске появилось несколько необычных модернистских разноруровнех построек с арками, балконами, башнями. Собственно, в этой же манере он исполнил и жилой комплекс в Купчино, но с некоторыми дополнениями.
Если бы это здание появилось в другом районе города, подозреваю, что никто бы особо не обратил на него внимания. Но Купчино начала 90-х - это обитель советских типовых домов-коробок. Поэтому строительство на пустыре необычного комплекса в ту пору было настоящим архитектурным прорывом. Это сейчас всеми этими излишествами никого не удивишь, а 30 лет назад - очень даже.
Итак, в 1988 году, после почти трех десятилетий жизни в Сибири, архитектор Владимир Павлов, ставший символом эпохи иркутского ренессанса, вернулся в Ленинград. В Северной столице, где он когда-то получил образование, Павлов открыл собственную мастерскую и занимался собственными проектами. Среди них был и жилой комплекс в Купчино - на углу улицы Ярослава Гашека и Будапештской улицы.
Жилой комплекс выполнен из красного кирпича и сформирован из зданий разной высоты. Башни, арки, галереи, сплошное остекление и нагромождение геометрических фигур разнообразных пропорций.
Со стороны улицы Ярослава Гашека фасад смотрится как какой-нибудь таунхаус: невысокий жилой дом с собственным двориком, правда, наглухо заставленный припаркованными автомобилями. Даже не очень понятно, как их владельцы разъезжаются. Видимо, существует какая-то договоренность по очередности проезда.
Со стороны Будапештской улицы жилой комплекс оброс многочисленными пристройками, которые вкупе с нагромождением всевозможных вывесок делают его похожим на торговый центр.
А вот со стороны двора мне это здание, у которого сейчас три адреса, почему-то напомнило больничные корпуса. Например, бывшая Свердловская, а ныне 31 больница на Крестовском острове, выполненная в красном кирпиче, отличается от этого дома разве что количеством этажей и отсутствием балконов.
Жилой комплекс имеет абсолютно невообразимую конфигурацию. И даже несмотря на это, сегодня он уже не кажется таким прогрессивным, как лет 20 назад. За это время в Петербурге и окрестностях понастроили не просто новые кварталы, а целые районы и даже города (взять хотя бы пресловутые Кудрово и Мурино).
Тем не менее краснокирпичные фасады по-прежнему выделяются из остальной застройки Купчино. Даже строительство буквально напротив на месте кинотеатра «Балканы» 26-этажной «китайской стены» не смогло затмить жилой комплекс из 90-х.
Спасибо за внимание!
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации)