Сегодня православные отмечают Пасху, Воскресение Христово. В такие дни всегда хочется пофилософствовать.
О чём праздник Пасхи?
Во-первых, казнь и соответственно Воскресение Христа совпало, по воле фарисеев и книжников, с иудейским Песахом, который посвящен исходу народа израилева из Египта. Мы знаем об этом событии из песни чернокожего иудея (скорее, правда, по воспитанию, чем по принадлежности) Луи Армстронга. Помните? Go Down Moses Let My People Go и так дальше. Народ израилев покинул Египет, где ему в общем-то не так плохо жилось, в связи с тем, что некоему Моисею явился Иегова и приказал немедленно следовать на землю предков, ибо такова его воля.
Заметим, что каковы бы ни были мотивы исхода из Египта, но народ израилев претерпел немало, нарезая круги по пустыне, испытывая жажду и голод, периодически впадая в грех неверия и сомнения в точности и оправданности указаний свыше. За что, собственно, с синхронной периодичностью подвергался различным наказаниям со стороны высших сил. Что, безусловно, способствовало, с одной стороны, истреблению сомневающихся, а с другой - укреплению единства оставшихся в живых.
Также заметим, что в процессе длительных странствий по пустыне у народа израилева отсутствовали какие-либо средства связи и коммуникации с внешним миром. Народ израилев вынужден был полагаться на своих вождей, он был не в курсе, что происходит в покинутом им Египте и что их ждет в "земле обетованной". И таким образом, у Моисея и Ко была полная монополия на информацию в рамках данного сообщества.
Подозреваю, что именно в связи с этим указанный выше пророк в конечном итоге получил максимум полномочий и возможностей, и был избавлен от необходимости аргументировать свои действия. Со своей стороны, сообщество, которое оказалось в такой зависимости от своего вождя, должно было напридумывать себе массу оправданий, почему, несмотря на явную иррациональность решений Моисея, оно, тем не менее, следовало за ним.
И вот, спустя многие столетия после того, как преодолевая массу искусственно созданных трудностей народ израилев наконец добрался до "земли обетованной", появляется некто, кто говорит, что карающий Б-г Моисея это не совсем то, чему стоит поклонятся. Говорит, что Бог вообще-то любит своих детей, и что любовь это основа человеческого взаимодействия и общежития, и всё в таком духе.
Фарисеи и книжники, которые на протяжении столетий рассказывали пастве, насколько Б-г мстителен, да еще и присвоили себе право своим курултаем толковать волю Б-га, конечно, были не в восторге. Потому что некто бросил вызов их власти, и обесценил напряжённый умственный труд многих поколений их предшественников, каковые днями и ночами придумывали рациональные оправдания нерациональным поступкам.
Нет, совсем не случайно именно Песах был выбран в качестве времени для показательной казни Иисуса Христа.
Фактически ведь римляне выступили лишь исполнителями воли фарисеев и книжников. До какой же степени эти люди осознавали собственную неправоту, что готовы были возвести безвинного человека на мучительную казнь?
Во-вторых, показательна фигура самого Христа. Современные исследования показали, что оба его имени были весьма распространены в тогдашней Иудее. Имя Иисус Христос на русский язык стоило бы перевести как Иван Петров. Просто обычный человек, каких много. И он, этот обычный человек, становится проводником истинной Божьей воли, когда Бог-отец наконец собрался с силами и решил как-то намекнуть своим зарезвившимся детям об их предназначении. Но у детишек свои игры, им больше нравится карающий Б-г, которым можно друг друга пугать, потому как рептильный комплекс, "великое и пространное море бессознательной жизни" и прочие "сумерки разума" проще преодолевать с помощью насилия и угроз, по заветам Моисея.
"Лупите своего сынка за то, что он рыдает. Он дразнит вас наверняка, нарочно раздражает" (Л. Кэролл в переводе Б. Заходера)
Главное, что насилие всегда рождает власть, а власть, как говорит все еще здравствующий Г. Киссинджер, это лучший афродизиак. И кто ж от такого добровольно откажется.
Все это наводит на мысль, что чудеса, которые творил Христос (он же И. Петров, или А. Иванов, как пожелает ваше воображение) - это чудеса, на которые способен любой человек силою любви к ближнему. Что лучше всего помогает от всех болезней, от одиночества, от безнадёги и даже от голода и нищеты? Конечно, та самая человеческая любовь, о которой ещё Платон говорил, что она всесильна. Если бы люди относились бы друг к другу без всяческих предрассудков, то возможны ли были бы голод и нищета, болезни, казни, войны?
А теперь представим, что из себя представляла тогдашняя Иудея. Маленькая провинция великой империи, настолько незначительная, что империя даже не посчитала необходимым вмешиваться в ее мироустройство, не покушалась на их странную религию с одним-единственным божеством и множеством пророков. И при этом духовные вожди этого общества, отдаленной и никому не нужной римской колонии, рассказывают о некоей богоизбранности, Третьем Храме, высоком предназначении... Исправно исполняя все колониальные повинности.
И вот за власть над этим малочисленным народом, за право вешать ему лапшу на уши и удерживать в повиновении Христос и был распят на Песах. Чтобы другим не повадно было.
И было действительно неповадно целых три дня, пока не случилось чудесное Воскресение Христа. Действительно, разве можно просто так взять и убить простого обычного человека с улицы? Ведь имя им - легион. Обычный человек исчезнет только вместе с человечеством. Да, на третий день ученики Христа вспоминают, кто они такие. И Христос воскресает, воистину, и во веки веков.
Волну было уже не остановить.
Что в итоге? В итоге через пару десятков лет мирная и покорная Иудея дает "прикурить" по полной великой Римской империи в ходе Иудейских войн. Проповедники христианства тем временем расползаются по всей империи, всячески подрывая извечный имперский принцип "разделяй и властвуй", ибо неожиданно выяснилось, что любовь быстро и легко объединяет тех, кого империалисты разъединяли веками. Выяснилось также, что люди легко приносят себя в жертву ради любви, а вот ради наживы и ради империи - гораздо менее охотно.
Что же оставалось стремительно теряющим власть римским патрициям и примкнувшим к ним фарисеям и книжникам? Если не можешь остановить движение, надо его возглавить! - решили они.
Я как-то спросил одного знакомого священника: Почему все первые святые христианской церкви - родовые римские аристократы и патриции? Неужели среди простых людей Рима, которых, помнится, травили за веру дикими животными, распинали и всячески притесняли в первые годы существования христианства, не нашлось ни одного достойного для канонизации? Он лишь пожал плечами.... да, говорит, так получилось.
Занавес.
Средневековые ученые долго спорили о том, чего больше в Христе - человеческого или божественного. Или всего поровну. Характерно, что сторонников полностью человеческого происхождения Христа быстро прижали к ногтю.
Нынешняя догма на этот счет ставит непроходимый барьер между Христом и простыми людьми.
Вдумайтесь: раз Христос - сын Божий в буквальном смысле, то ни один смертный не в состоянии даже приблизиться к тому, чтобы на него походить. И на этом всё - чудеса доступны только высшим существам.
А вы тут чего столпились? Пасху вам освятить, кулич может? Да, получите, воды нам не жалко. Идите, кушайте и думайте о своем ничтожестве, твари.
Вот об этом, собственно, великий церковный праздник, если кто еще не понял.
Но для простых людей, Иисусов, Иванов, Андреев, Петров с простыми и широко распространенными фамилиями, это праздник о том, что дух человеческий неистребим, и что истинные чудеса творит любовь к ближнему и дальнему, которая всегда теплится у "обычных" людей, ибо без неё человечество бы не выжило. И так каждый раз, несмотря на происки ложных пророков и карающих божков, именем которых вершатся несправедливости, воскресает любовь и надежда в сердцах простых людей, побеждая любовью ненависть и неправду.
Воистину воскресе!