Сегодня хочу поговорить о том, как учителя и родители могут ненароком отбить у детей желание учиться – а после их же самих обвинить в том, что они «ничего не хотят».
На эту мысль меня натолкнул рассказ Виктории Ледерман «Внимание, музыкальный номер!».
Оговорюсь сразу, что обычно книги этого автора мне очень нравятся. Но вот с идеей, заложенной в этом конкретном рассказе, я категорически не согласна.
Основной авторский посыл, скорее всего, изначально заключался в том, что каждому делу учиться надо, а без труда не выловишь и рыбку из пруда. Но, как это часто бывает в книгах, в итоге автор сказал больше, чем собирался – возможно, сам того не заметив.
Итак, по сюжету рассказа ученик третьего класса Дима Василькин увидел, как один четвероклассник играет на гитаре, и тоже захотел учиться музыке, чтобы выступить на следующем школьном концерте.
Как же на это отреагировали Димины родители?
Мягко говоря, без энтузиазма.
✅ Они принялись над ним подтрунивать: «Гитару? А почему не барабан? Он громче!»
✅ И к тому же начали настраивать сына на то, что из этого ничего не выйдет: «Это ещё зачем? Почему мы должны тратить деньги на предмет, который будет валяться без дела»?
А ведь мнение родителей для ребёнка значит очень много. Вполне вероятно, что многим детям хватило бы одного этого разговора с родителями, чтобы утратить всякую веру в себя заодно с желанием учиться музыке. Ведь мама с папой умные, они лучше знают. Раз говорят, что инструмент будет валяться без дела – значит, так и случится!
К счастью, желание Димы учиться музыке оказалось достаточно сильным, чтобы не сдаться и продолжать уговоры:
«Меня прямо жгло и пекло изнутри – так мне хотелось взять гитару в руки, ударить по струнам и заиграть заводную мелодию».
И вот после недельных уговоров родители всё-таки согласились купить сыну гитару и найти учителя.
✅ Но теперь их бросило в другую крайность:
«Всё своё свободное время ты будешь тратить на уроки гитары и музыкальные домашние задания, – сказал папа. – Никаких компьютеров и телевизоров, понял?»
Позвольте, как это – всё свободное время?
Судя по тому, что в рассказе не упоминались ни фортепиано, ни сольфеджио, ни музыкальная литература, Дима не пошёл в музыкальную школу, а начал заниматься с учителем. То есть ему не надо было тратить время на изучение дополнительных предметов.
Получается, родители хотели, чтобы он занимался музыкой ежедневно несколько часов подряд, вообще отказавшись от отдыха, игр с друзьями и прогулок? Зачем такие жертвы?! Ведь сидеть всё время, скрючившись над инструментом, как минимум вредно для здоровья. Можно подумать, родителям непременно приспичило сделать из него гитариста-виртуоза, причём в кратчайшие сроки.
Разумеется, Димино желание заниматься музыкой после месяца занятий сильно пошатнулось.
Да и учитель ему любви к музыке отнюдь не прибавил:
«Он, вместо того чтобы учить меня играть красивую музыку, рассказывал, как называются части гитары. Я всё это записывал в тетрадь и учил. Потом мы перешли к нотам. Потом стали заучивать, где какая нота располагается на грифе гитары. Прошло две недели, а я даже не начал учиться играть… Через месяц он показал мне, как играть «В траве сидел кузнечик».
Я, конечно, занималась музыкой только на любительском уровне, но хорошо помню, что мы с моим учителем гитары этого «Кузнечика» начали разучивать уже на первых уроках, а примерно на пятое занятие я пробовала играть аккомпанемент для обучающей песенки «Как под горкой, под горой». А ноты я изучала параллельно, и они запоминались достаточно легко. Как, впрочем, и названия частей гитары.
Мне повезло: я встретила замечательного учителя, который понимал, что теорию надо всегда совмещать с практикой, что занятия музыкой могут быть полезны всем, а не только будущим виртуозам, и что главное – не отбить у ребёнка желание учиться.
Увы, Дима напоролся на не слишком хорошего педагога, из-за которого и утратил интерес к музыке… вернее, не к музыке, а к занятиям, которые проводились в такой форме.
Вполне вероятно, Дима вновь захотел бы учиться играть на гитаре, если бы ему нашли другого учителя, но до такого никто не додумался. Все – и родители, и сам мальчик – посчитали, что виною всему Димина лень, безалаберность и неспособность доводить начатое до конца.
Самое страшное, что Дима так и будет расти с уверенностью, что он – лентяй, что у него нет ни таланта, ни силы воли и что он вообще не способен на какое-то серьёзное дело. Вполне вероятно, в будущем он присоединится к армии подростков, которые, по словам их родителей, «ничего не хотят» и всё свободное время сидят за компьютером.
Но как можно что-то делать, если уже давно не веришь, что у тебя хоть что-то может получиться?
Я думаю, задача родителей – поддержать ребёнка, придать ему уверенности в себе, показать, что они в него верят. И тогда у него будет гораздо больше шансов как-то себя проявить и достичь в выбранном деле как минимум неплохих – а, возможно, и очень высоких – результатов.
А что думаете вы?