Найти тему

Почему дети бросают дополнительные занятия? Мои рассуждения на примере рассказа Виктории Ледерман

Сегодня хочу поговорить о том, как учителя и родители могут ненароком отбить у детей желание учиться – а после их же самих обвинить в том, что они «ничего не хотят».

На эту мысль меня натолкнул рассказ Виктории Ледерман «Внимание, музыкальный номер!».

Обложка книги
Обложка книги

Оговорюсь сразу, что обычно книги этого автора мне очень нравятся. Но вот с идеей, заложенной в этом конкретном рассказе, я категорически не согласна.

Основной авторский посыл, скорее всего, изначально заключался в том, что каждому делу учиться надо, а без труда не выловишь и рыбку из пруда. Но, как это часто бывает в книгах, в итоге автор сказал больше, чем собирался – возможно, сам того не заметив.

Итак, по сюжету рассказа ученик третьего класса Дима Василькин увидел, как один четвероклассник играет на гитаре, и тоже захотел учиться музыке, чтобы выступить на следующем школьном концерте.

Как же на это отреагировали Димины родители?

Мягко говоря, без энтузиазма.

✅ Они принялись над ним подтрунивать: «Гитару? А почему не барабан? Он громче!»

✅ И к тому же начали настраивать сына на то, что из этого ничего не выйдет: «Это ещё зачем? Почему мы должны тратить деньги на предмет, который будет валяться без дела»?

А ведь мнение родителей для ребёнка значит очень много. Вполне вероятно, что многим детям хватило бы одного этого разговора с родителями, чтобы утратить всякую веру в себя заодно с желанием учиться музыке. Ведь мама с папой умные, они лучше знают. Раз говорят, что инструмент будет валяться без дела – значит, так и случится!

К счастью, желание Димы учиться музыке оказалось достаточно сильным, чтобы не сдаться и продолжать уговоры:

«Меня прямо жгло и пекло изнутри – так мне хотелось взять гитару в руки, ударить по струнам и заиграть заводную мелодию».

И вот после недельных уговоров родители всё-таки согласились купить сыну гитару и найти учителя.

✅ Но теперь их бросило в другую крайность:

«Всё своё свободное время ты будешь тратить на уроки гитары и музыкальные домашние задания, – сказал папа. – Никаких компьютеров и телевизоров, понял?»
Источник: pixabay.com
Источник: pixabay.com

Позвольте, как это – всё свободное время?

Судя по тому, что в рассказе не упоминались ни фортепиано, ни сольфеджио, ни музыкальная литература, Дима не пошёл в музыкальную школу, а начал заниматься с учителем. То есть ему не надо было тратить время на изучение дополнительных предметов.

Получается, родители хотели, чтобы он занимался музыкой ежедневно несколько часов подряд, вообще отказавшись от отдыха, игр с друзьями и прогулок? Зачем такие жертвы?! Ведь сидеть всё время, скрючившись над инструментом, как минимум вредно для здоровья. Можно подумать, родителям непременно приспичило сделать из него гитариста-виртуоза, причём в кратчайшие сроки.

Разумеется, Димино желание заниматься музыкой после месяца занятий сильно пошатнулось.

Да и учитель ему любви к музыке отнюдь не прибавил:

«Он, вместо того чтобы учить меня играть красивую музыку, рассказывал, как называются части гитары. Я всё это записывал в тетрадь и учил. Потом мы перешли к нотам. Потом стали заучивать, где какая нота располагается на грифе гитары. Прошло две недели, а я даже не начал учиться играть… Через месяц он показал мне, как играть «В траве сидел кузнечик».

Я, конечно, занималась музыкой только на любительском уровне, но хорошо помню, что мы с моим учителем гитары этого «Кузнечика» начали разучивать уже на первых уроках, а примерно на пятое занятие я пробовала играть аккомпанемент для обучающей песенки «Как под горкой, под горой». А ноты я изучала параллельно, и они запоминались достаточно легко. Как, впрочем, и названия частей гитары.

Иточник: pixabay.com
Иточник: pixabay.com

Мне повезло: я встретила замечательного учителя, который понимал, что теорию надо всегда совмещать с практикой, что занятия музыкой могут быть полезны всем, а не только будущим виртуозам, и что главное – не отбить у ребёнка желание учиться.

Увы, Дима напоролся на не слишком хорошего педагога, из-за которого и утратил интерес к музыке… вернее, не к музыке, а к занятиям, которые проводились в такой форме.

Вполне вероятно, Дима вновь захотел бы учиться играть на гитаре, если бы ему нашли другого учителя, но до такого никто не додумался. Все – и родители, и сам мальчик – посчитали, что виною всему Димина лень, безалаберность и неспособность доводить начатое до конца.

Самое страшное, что Дима так и будет расти с уверенностью, что он – лентяй, что у него нет ни таланта, ни силы воли и что он вообще не способен на какое-то серьёзное дело. Вполне вероятно, в будущем он присоединится к армии подростков, которые, по словам их родителей, «ничего не хотят» и всё свободное время сидят за компьютером.

Но как можно что-то делать, если уже давно не веришь, что у тебя хоть что-то может получиться?

Я думаю, задача родителей – поддержать ребёнка, придать ему уверенности в себе, показать, что они в него верят. И тогда у него будет гораздо больше шансов как-то себя проявить и достичь в выбранном деле как минимум неплохих – а, возможно, и очень высоких – результатов.

А что думаете вы?

-4