Строительство этой дороги стартовало в 2012-м, однако объект так и не был закончен — из примерно 24 км протянули лишь 8 км, потратив при этом 10 млрд руб. Проект заморозили из-за недостатка проектной документации — на незавершенных участках успели лишь вырубить деревья и перестроить коммуникации. Вернулись к нему в 2020-м — все необходимые документы планировали подготовить в течение двух лет, а в 2023-м приступить к работам на трассе. Однако на данный момент судьба автомагистрали остается под вопросом.
Речь идет о дороге в обход Орехово-Зуева и Ликино-Дулева, имеющей важное значение для региона. В данный момент Московское большое кольцо (А-108) проходит непосредственно через выше упомянутые города, что доставляет немало неудобств их жителям. Из-за транзитного транспорта пробки стали привычным явлением. Не последнее место в данном случае занимает и вопрос экологии.
В декабре прошлого года депутат Госдумы РФ Геннадий Панин во время встречи с губернатором Подмосковья Андреем Воробьевым недостроенный обход назвал «кричащей» проблемой, требующей решения. Тогда же представитель нижней палаты парламента подчеркнул, что соответствующая документация находится на проверке в Главгосэкспертизе РФ, и после выдачи разрешения, ориентировочно в конце 2023-го, должно начаться строительство.
В то же время в декабре 2022 года стало известно, что российское правительство скорректировало утвержденные за шесть месяцев до этого планы по строительству и реконструкции автодорог на ближайшие пять лет. Сумма общего уровня финансирования осталась прежней (13,2 трлн руб.), однако в документе появились новые и исчезли некоторые старые объекты.
Что касается четырехполосной магистрали в составе А-108, то изначально на ее достройку до 2027-го из казны должны были выделить 18,2 млрд руб., плюс 2,3 млрд руб. предполагалось привлечь из внебюджетных источников. В пересмотренной версии документа указано, что Москва готова дать лишь 1,5 млрд руб. в 2026-2027 гг. на проектирование трассы.
Поэтому когда именно приступят к работам — сказать сложно. Вероятно, на бюджетные деньги достраивать трассу не будут. Осенью 2022-го стало известно, что в правительство подана заявка о частной концессионной инициативе по реализации данного проекта. Об этом сообщило издание «Коммерсантъ», ссылаясь на первого зампреда правления компании «Автодор» Игоря Коваля. В таком случае, если объездная все-таки появится, проезд по ней будет платным.
Этот факт несколько смущает отдельных наблюдателей, которые считают, что в полной мере решить проблему пробок в подмосковных городах сможет лишь бесплатная трасса, иначе некоторые перевозчики с целью экономии средств будут отдавать приоритет прежнему маршруту.
В статье использованы изображения с Информационно-аналитического портала о дорогах России roads.ru