Перемены коснулись не только жизни Леры, но и её мамы. И выяснилось это совершенно неожиданно. В связи с переездом последней в деревню, они стали меньше общаться. Женщина готовилась к огородному сезону. День за днём погода радовала теплом. Даже в редкие дождливые дни, на улице было весьма приятно и совсем не холодно. Тема неожиданно тёплой для весны погоды обсуждалась повсеместно.
Сама Лера занималась работой, детьми, ремонтом и тоже редко звонила маме. Добавлял забот и Саша, который вдруг стал интересоваться делами детей. Теперь Яша после школы шёл к нему домой, откуда его вечером привозил Саша. Так было значительно удобнее.
Уже через неделю Яша с Катей отправились к отцу на два дня. Лера обрадовалась, что Саша всё же нашёл время для общения с собственными детьми. Но радость была недолгой: вернувшись к маме, и сын, и дочь начали уговаривать её вернуться.
- Папа скучает по нам и по тебе, – сказала Катя, когда Саша привёз их к маме. – Говорит что хочет, чтобы мы жили как раньше! Мама, давай вернёмся домой?
Последнюю фразу она произнесла особенно жалобно. Но Лера на провокацию не поддалась и, уложив детей спать, серьёзно поговорила с Сашей. Тот сначала отнекивался, мол, ни на кого не давил, что дети сами так решили, но потом всё же пообещал, что перестанет пытаться воздействовать на неё через детей. Лера ему не поверила. Ей и так было непросто начинать новую жизнь, непросто осознавать, что любимый человек оказался предателем. Борьба с собой отнимала у неё все силы. И ещё труднее было понимать, что теперь она сама по себе, а Саша сам по себе. Счастливые картины прошлого не покидали её мысли и мучили её. И все эти манипуляции через детей были просто невыносимы.
К майским праздникам ремонт в детской был полностью окончен. Оставалось дождаться, когда просохнет пол, который Лера менять не стала и просто освежила краской. Мебель обещали доставить в субботу вечером и Рома, как всегда, вызвался помочь её поставить.
С мамой был уговор, что Лера привезёт детей на все праздники в субботу. Сама она уже во вторник, когда большая часть страны только войдёт во вкус праздников, должна выйти на работу. Чтобы не сидеть сложа руки, она рассудила просто: лучше приехать в пятницу вечером и побольше времени провести с мамой. Лера и не думала, что в деревне их будет ждать сюрприз.
В доме, куда она с детьми завалилась в начале восьмого вечера, за круглым старинным столом, покрытым белой скатертью, сидела мама, но не одна, а в компании пожилого мужчины с добрым и приятным лицом, седыми волосами и небольшой, аккуратно подстриженной бородой.
- Здравствуйте, – растерянно проговорил Яша.
- Яша! – ахнула баба Нина. Она покраснела, вскочила из-за стола, едва не опрокинув чашку с чаем. – Катя! Лера! Вот так сюрприз! А я вас завтра ждала…
- Прости, мам, надо было позвонить, – не менее смущённо пробормотала Лера.
- Ну ничего. Даже хорошо, что так получилось. Идёмте чай пить! Я познакомлю вас с моим очень хорошим другом.
Дети быстро уселись на свои любимые места, а Лера осталась стоять в растерянности. За всю жизнь она не видела рядом с мамой мужчин. Ей даже казалось, что та настолько сильно любила мужа, что не смогла завязать новых отношений после их развода и поставила на себе жирный крест.
- Знакомьтесь: Пётр Ильич, мой сосед из двадцать второго дома, – торжественно объявила баба Нина. – А это моя дочь, Лерочка. И внуки – Яша и Катя.
- Очень рад со всеми вами познакомиться, – сказал мужчина, слегка привстав и поклонившись. – Можете звать меня деда Петя. Так меня мои внуки зовут.
- А у вас есть внуки? – почему-то удивился Яша.
- Есть, – сказал Пётр Ильич. – Даже трое! Вот они завтра ко мне приедут, и я вас познакомлю. Моему старшему десять, второму пять и самой младшей два годика. У меня во дворе и детская площадка есть!
- Классно! – воскликнул Яша.
Катя, во все глаза разглядывавшая мужчину, наклонила чуть набок голову и спросила:
- Деда Петя, а качели у тебя есть?
- Даже две! Придёшь качаться?
- Если мама отпустит, – вздохнула Катя и посмотрела на Леру. Глаза девочки напоминали взгляд кота из мультфильма «Шрек». Лера рассмеялась и кивнула:
- Сходим.
- Ну, раз мы договорились о новой встрече и у нас будет ещё возможность познакомиться поближе, позвольте откланяться, – сказал Пётр Ильич, вставая из-за стола. – Не буду мешать семейным посиделкам.
- Что вы, – снова засмущалась Лера. – Это мы вам, кажется, помешали!
- Ни в коем случае, – категорически сказал Пётр Ильич. – Я и так засиделся. А вдруг мои ко мне тоже внезапно нагрянут? А я здесь. Нет уж, пойду. Спасибо за чай и приятную беседу, – последние слова были адресованы хозяйке дома. Она вышла вслед за мужчиной, чтобы проводить его до калитки, а дети, быстро вскочив, подлетели к окну и стали наблюдать.
- Мама! Он бабушке руку поцеловал!
- Ой-ой-ой! – запищала в восторге Катя.
- Дети! Как вам не стыдно? Вежливые и культурные люди за другими не подглядывают! А ну-ка быстро садитесь за стол!
Ворча и перешёптываясь, Катя и Яша нехотя вернулись. А уже через минуту к ним присоединилась баба Нина.
- А мы правда завтра в гости пойдём? – тут же накинулся на неё Яша.
- Конечно! – ответила за бабушку Катя. – Ты не слышал, что ли? Там же качели! Нас деда Петя пригласил!
- Завтра будет завтра, – сказала баба Нина. – А сейчас берите пирог, наливайте чай. А руки-то вы помыли?
- Не-а, – радостно провозгласила Катя и уже потянулась к пирогу, но бабушка перехватила её руку и отправила обоих в ванную.
- Мама, ты мне всё сегодня же расскажешь, – шепнула ей Лера, заговорщически подмигнув.
- Иди-ка ты тоже руки мыть, – покраснела женщина. Внимательно на неё посмотрев, Лера пришла к однозначному выводу, что у мамы с соседом завязались романтические отношения.
Дети в этот вечер легли спать позже обычного. После чая, пока окончательно не стемнело, они ходили с бабушкой смотреть, как подросла редиска. Потом немного побегали по участку, и только после того, как на улице совсем стемнело, их удалось загнать в дом. Здесь они продолжили бегать, радоваться и смеяться. Дом был просторнее, чем городская квартира, и им всё хотелось посмотреть, везде сунуть свои любопытные носы. Лере показалось, что они буквально напитались энергией, вдохнув чистый деревенский воздух. Но через полчаса прыть стала угасать, и быстро оба стали клевать носами. Бабушка уложила их спать и вернулась к дочери.
- Даже страницу не дочитала, – сказала она. – Мгновенно уснули!
- Здесь с этим проблемы нет, – чуть улыбнулась Лера. – Всё же в городе столько не погуляешь! И, как ни крути, воздух загазованный. А здесь чистый! Сама от него сонливая становлюсь.
- Ну так иди да спи! – всплеснула руками мама.
- Нет, так быстро ты от меня не отделаешься! – обняв её за плечи, сказала Лера. – У тебя от меня секреты появились? Кто этот Фёдор Ильич?
- Пётр Ильич, – поправила её мама и снова смутилась. – Сосед, сказала же! Мы в магазине познакомились. Я закупилась вроде по мелочи, а пакеты тяжёлые получились. Вот он мне и помог их до дому донести. По дороге поболтали.
- Давно?
- Да дня через два после моего переезда.
- И это, что, ты две недели молчала? – возмутилась Лера.
- Да о чём говорить-то? Мы просто общаемся. Уж не знаю, что ты там себе успела придумать!
- Он холост?
- Вдовец. Жена умерла десять лет назад, с тех пор и не женился больше. Две дочери у него и трое внуков. Ну это он и сам вам рассказал. Вот и вся история! Заходит иногда вечером, чаю попить. Иногда я к нему. Гуляем ещё… Когда погода хорошая.
- Мама! Это же здорово! Вот если вы поженитесь…
- Что ты говоришь такое! – возмутилась мама и замахала руками. – Я после твоего отца замуж вряд ли ещё когда выйду!
- Неужели ты так остро пережила его измену? Или до сих пор переживаешь? – спросила Лера и внутренне поёжилась. Она вдруг подумала, не пойдёт ли она по стопам матери? Вдруг всю жизнь она будет переживать измену Саши и так больше никогда не сможет довериться мужчине?
- Если бы только измену, – вздохнула мама.
- А что ещё?
- Я тебе не рассказывала, но…
Она не успела договорить, потому что у Леры зазвонил телефон. Мгновенно захотелось его выключить. Мама явно собиралась поделиться чем-то интересным и важным, ну вот кому и что от неё понадобилось в такое время?
Звонил Саша.
- Привет, – бодро сказал он. – Надеюсь, я никого не разбудил?
- Нет, – ответила Лера. – Что хотел?
- Мама просит детей завтра забрать. Хочет время с ними провести. Всего на два дня!
- Почему она сама мне не позвонила? Заранее, за несколько дней, например?
- А зачем? – удивился Саша. – Что, у нас дети такие занятые?
- А затем, что мы с детьми уехали на все праздники. Если бы я знала, что твоя мама хочет их повидать, то, конечно же, построила бы планы так, чтобы это было возможно. А теперь прости, только в следующие выходные после праздников.
- Лера, ну ладно ты меня наказываешь, а маму-то за что? – спросил Саша жалобным голосом.
- Я никого не наказываю. Завтра я сама Наталье Игоревне позвоню и поговорю с ней. Ну я просто не понимаю, что за детский сад такой, передавать сообщения через кого-то!
- Сам с мамой поговорю, – буркнул Саша. – А куда вы уехали?
- Загород. Воздухом свежим дышать!
- Ты ремонт закончила?
«С каких пор его мои дела вдруг заинтересовали? – снова ощутила приступ раздражения Лера. – Жил как-то последние полгода, с каждым днём от меня отдаляясь, а теперь такой внимательный! Прямо как раньше».
И снова боль. Полмесяца она не могла от неё избавиться, но научилась с ней жить. Но иногда, в какие-то минуты, она становилась снова острой и казалась непреодолимой. Хорошо, что такое состояние длилось недолго.
- Ладно, не хочешь со мной, видимо, разговаривать, – тихо и грустно произнёс Саша. – Пока.
- Пока, Саш, – сказала Лера и нажала на отбой.
- Не страдай, – произнесла мама, обнимая её. – Всё пройдёт, боль утихнет. Не сразу, нет. Не жди, что можно быстро пережить разлуку. Но просто держи в голове мысль, что всё пройдёт. Цепляйся за неё, как за спасательный круг! Развод в вашем случае неизбежен.
- Но ты ещё недавно просила меня подумать, не рубить сгоряча! Что изменилось?
- Ничего. Просто здесь, вдали от дома, в котором я сама страдала много лет, да что там, почти всю свою жизнь, вдали от привычных забот и хлопот, у меня голова словно прочистилась. Теперь мне видится, что я была не совсем права.
- В чём именно? – спросила Лера, с недоумением глядя на маму.
- В том, что была уверена: тебе нужна семья, а детям отец. Нет, конечно, это всё было бы не лишним, но ты тоже должна быть счастлива. Ну вот вернёшься к нему, простишь. А жить ты в той квартире сможешь, как раньше? Ты же будешь мужа всё время подозревать, мучиться, страдать. И, в конце концов, ваш брак или превратится в нечто невыносимое, или всё равно закончится разводом. Знаешь, Саша и мне названивает.
- Зачем? – спросила Лера, смахивая слёзы с глаз.
- Просит, чтобы я на тебя повлияла. Мол, ты сама не ведаешь, что творишь. Говорит мне, что ошибся, что не думал о том, что делает. И что раскаивается.
- Но почему он тебе это говорит? – нахмурилась Лера. – Я от него ещё ни разу ничего подобного не слышала! Ни грамма раскаяния!
- Не знаю, дочь, – вздохнула мама. – Странный он какой-то. Может, и правда совсем запутался. Все мы люди. Раньше Саша казался мне таким милым, простым. Я так радовалась, что ты достойного мужчину встретила! Он же тебя на руках носил! И куда это всё ушло?
Лера задумалась. Так всё и было, как мама говорит. Саша очень часто дарил ей цветы и подарки, они всё свободное время проводили вместе. Единственным чёрным пятном до недавнего времени, была та встреча в парке. И то, как он убеждал её, что с той девушкой у них не дошло до постели! Она сделала вид, что поверила. Потом убедила себя, что верит, а родив Катюшу, переключилась на детей.
Но и после этого было три абсолютно спокойных и счастливых года. Воспоминания о том, как они весело проводили время, множество фотографий, сохранившихся с тех времён, причиняли Лере боль. Боль оттого что ничего не повторится. Потом начались задержки на работе. Сначала редкие, вскоре постоянные… Семейное счастье рухнуло, и она уже не узнавала в Саше своего мужа.
- Почему люди меняются? – продолжила рассуждать мама. – Знать бы. Но жизнь же не стоит на месте, не стоим на месте и мы. Сначала растём, потом стареем. Вот я так рассуждаю, что на нас влияет всё: окружение, обстановка. Мы же в обществе живём! Может, и Саша поменялся, глядя на других или общаясь с кем-то, для кого измена – нормальное явление. Или у него кризис среднего возраста.
- Не рановато ли?
- Да кто же его знает!
- Это его не оправдывает, – поджала губы Лера. – Я тоже думала обо всё случившемся. Саша свой выбор сделал. Он не захотел провести всю жизнь рядом со мной. Может, он меня уже и не любит.
Мама вздохнула, но ничего не сказала. Они сели в кресла, расположенные рядышком у окна и некоторое время просто молчали. Это молчание их не тяготило: обе и раньше могли просто сидеть рядом в тишине.
- Мам, ты хотела рассказать мне что-то о папе, – напомнила Лера, отмахиваясь от своих грустных мыслей.
- Ах, это… Не хотела, но надо, наверное. Ты уже взрослая, может, тебя такая правда не сильно ранит. А может, я зря заикнулась об этом и затевать такой разговор не стоило. Что уж теперь…
Мама прикрыла на минуту глаза, словно собиралась с мыслями, а потом начала свой рассказ.
Не забывайте ставить лайк и писать комментарии! 🤗 Продолжение 👇