Статья начинается с вопроса, который часто обсуждается в сообществе педагогов, практикующих деятельностный подход. Этот вопрос так важен потому, эти два слова обозначают два разных процесса. Если говорить совсем житейским языком, задействуются разные механизмы памяти и мышления. Например, для получения знания необходимы внимательность и память, а для понимания важен еще и анализ. Поэтому я не отвечаю на вопросы, а задаю их.
Движение воздуха. Этот интересный опыт, его можно и нужно проводить индивидуально и с группой учеников. На фотографиях только один ученик, работа велась индивидуально. Весь эксперимент вместе с подготовкой и описанием результата занял чуть больше часа.
Так чем может отличаться передача знаний от понимания?
вариант 1:
«Вот спираль, вырезанная из бумаги, мы установим ее на спицу, а под этой спиралью расставим свечи. Спираль приходит в движение, благодаря воздуху, который нагревается от пламени свечей и поднимается... »
вариант 2:
- Давай я покажу тебе интересный опыт. Но я не могу ответить на все вопросы. И мне очень интересно услышать твое мнение.
- Эта спираль вращается!
- Да, я вижу! А как ты думаешь почему?
- Она вращается… Возможно… От света свечей?
- Ого, интересная гипотеза. От света. То есть можно светить на спираль лампочкой, и она будет вращаться?
- Да.
- А еще отчего она может вращаться?
- Даже не знаю…
- А может от тепла?
- Не знаю.
- Давай проверим?
-Давай…
Мы светили лампой и нагревали над электрической плитой, поднимали, опускали, дули. И случилось открытие. И пришло понимание. И захотелось повторить и даже зафиксировать результат.
Какой вариант вам больше нравится?
А что я рассказал про передачу знания? Фактически всего два предложения. Но неужели она не так важна?