Почему многие психологи не работают с подростками? Прежде всего, это большая ответственность, так как суицидальные намерения и замыслы у подростков очень плохо прогнозируются и часто зависят от ситуации. Кроме того, надо понимать, что работая с подростом мы работаем с его семьёй, что семья это система. Подростки ранимы, противоречивы и часто становятся «неудобными» для родителей, зачастую именно по этой причине приводят подроста к психологу, что осложняет терапию. Договариваясь с подростком о стратегии поведения необходимо также работать с родителями. Часто в ходе терапии подростка, родители видят улучшения и начинают «продавливать» свои требования, чем вызывают ещё больший протест.
ПРИНЯТЫЕ ГРАНИЦЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
✔Средний школьный возраст ( от 9-11 до 14-15 лет) называют отроческим или подростковым.
✔Возможно четко можно сказать о начале подросткового возраста и сложно определить его окончание.
✔В европейской культуре достижение подростком статуса взрослости меняется в ходе истории и весьма подвижна.
Граница п/возрасте характеризуется приоритетным переходом от учебной деятельности к эмоциональному общению со сверстниками, интимным отношениям.
Что же происходит? Можно отметить выраженные физиологические и физические изменения. Мальчикам сложнее управлять своим телом, возникают сложности с принятием своего тела. Тело девочки часто физически созревает раньше, чем ее психика способна это принять. «Я не хочу быть в теле, в котором я нахожусь». Могут возникать гендерные нарушения. Начинается «оценка» себя. Появляются перспективы и планы на будущее. Подросток зависит от социального и семейного окружения. Родители «слетают» с пьедесталов, нарушаются взаимоотношения, «стартует»программа сепарации, и важна сама готовность родителей к этому процессу, но иногда и подросток оказывается инфантильным.
Физиологические изменения связаны с особенностями работы головного мозга, Лимбической системы, Прифронтовой коры головного мозга, которые отвечают за эмоциональные изменения, а так же за ответ к запросу окружения. Так как формирование этих зон продолжается до 21 года, у подростков возникают сложности с поведением и планированием будущего. Вполне нормально, что с одной стороны подросток чего-то с упорством добивается, но при этом может терять интерес к учебному процессу.
ОБОБЩЕННО МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗОНЫ РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
✔Пубертат с 9 до 18 лет: Значительные физиологические изменения, сказывающиеся на физических характеристиках.
✔Когнитивное развитие: Продолжается развитие абстрактного мышления. Расширяется временная перспектива.
✔Преобразования в социализации: Сепарация от родителей, сближение со сверстниками, которые и становятся каналом социализации—конкуренции и романтических отношений.
✔Становление идентичности: С 13-14 лет до 20-21 года, формирование новой субъективной реальности, преобразующей представления субъекта о мире о себе и Других.
Подростка очень легко обидеть. На интуитивном уровне он принимает искренность, и протестует если его собираются учить. Поэтому позиция партнерства в общении с подростком будет наилучшей и лучше не допускать директивности.
Многих родителей возмущает и вызывает непонимание ситуации, когда с одной стороны подросток выражает желание общаться и тут же закрывается в комнате. Нужно понимать, как для него важны его личные границы, что он находится в процессе их «прощупывания».
ПОЛЯРНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХИКИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
✔Целеустремленность и настойчивость сочетаются с неустойчивостью и импульсивностью.
✔Развязность соседствует с застенчивостью.
✔Повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях сменяются ранимостью и неуверенностью в себе.
✔Потребность в общении сменяется желанием уединиться.
✔Романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с рационализмом и циничностью.
✔Нежность и ласковость могут сменяться черствостью, отчуждением и враждебностью.
Часто можно наблюдать цинизм подроста по отношению к родителям, но при этом, на улице, во дворе подросток может проявлять сострадание к совершенно чужим людям, искренне сочувствовать, оказывать помощь. С другой стороны, проявление жестокости у подростков так же можно считать этапом становления и соответственно проявлять понимание.
А.Е. Лично, посвятивший многие свои работы подростковому возрасту говорит о том, что психологические особенности переходного возраста накладывают отпечаток на ПОВЕДЕНИЕ подростка. Формируются специфические подростковые поведенческие реакции на воздействие окружающей среды.
Подобного рода реакции описывались психиатрами в разное время под различными названиями. «Характерологические и ситуационные реакции детского возраста» ( Т. П. Симеон), « Общие эффективные реакции ребенка», «Неврозы характера», «Патологические расстройства в переходные возрастные периоды» (Г. Е. Сухарева), «Ситуационно-личностные реакции» (В. Т. Кондрашенко).
Наиболее широкое распространение получили понятия в подростковой психиатрии—«специфически-подростковые» поведенческие реакции» ( А. Е. Личко), «психогенные характерологические и патохарактерологические реакции» (В. В. Ковалев).
Все авторы указывают на то, что у подростков есть характерные реакции, вызывающие возмущение и непонимание, но не являются патологическими реакциями.
КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ «РП» (расстройство поведения)
✔Оппозиционно-вызывающее расстройство (F 91.3) Непослушание, неповиновение, вызывающее и провоцирующее поведение, игнорирование требований взрослых.
✔РП ограниченное условиями семьи (F 91.0) РП полностью или частично ограничивается пределами дома/семьи, взаимоотношениями с членами семьи, родственниками. Отношения вне семьи остаются сохранными ( школа, сверстники).
✔Несоциализированное расстройство (91.1) Агрессивно-деструктивные поступки антисоциальной направленности в отношении сверстников, конфронтация, хулиганство, драчливость.
✔Социализированное РП. Оппозиционно-провокационное поведение в отношении учителей, родителей, сверстников дополнено ярким проявлением антисоциальных поступков.
Важно проводить дифференциальную диагностику, прежде чем устанавливать диагноз, от этого зависит выбор терапевтической модели. Для младшего п/ возраста например характерно провокационное поведение, что может быть связано с СДВГ ( Синдром дефицита внимания и/или гиперактивность) характеризующийся необдуманным и импульсивным поведением, вспыльчивостью, целым рядом симптомов. В этом случае расстройство как правило вызвано ситуацией в семье, семейными конфликтами. Ребенок, недоволен семейной ситуацией, но не может это вербализировать и реагирует расстройством поведения. Ребенок, милый и приятный в общении с другими людьми, дома становится тираном.
Вопросы, касающиеся собственной внешности, особую остроту приобретают в подростковый период, это касается и мальчиков и девочек. ВНЕШНОСТЬ для подростка одна из основных проблем. Они болезненно относятся к любым отклонениям от»нормы», находят недостатки в своей внешности, а это в свою очередь вызывает чувство беспокойство, неуверенность в себе, доходящие иногда до навязчивого СТРАХА (дисморфофобия) или сверхценной идеи физического недостатка (дисморфомания). Подростки крайне чувствительны к замечаниям и насмешкам по поводу внешности со стороны родственников, сверстников или учителей.
ДИСМОРФОФОБИЯ/ ДИСМОРФОМАНИЯ
Дисморфобия - нарушенное восприятие образа тела, дисморфомания - патологическая убежденность в наличии мнимого физического недостатка. Это может быть подростковыми реакциями, но может и привести к нарушениям пищевого поведения - нервной анорексии. Иногда эти реакции у подростков могут быть связаны с депрессией, вина, повернутая на себя.
У подростков так же может наблюдаться повышенное внимание к своему внутреннему миру, самоанализ, оценка своих умственных способностей. Вполне нормально, если подросток задается вопросами о смысле жизни, но если он слишком сильно уходит в метафизический мир, необходимо вмешательство для того чтоб снизить аутизацию. Заглядывание в себя вызывает ТРЕВОГУ, появляется ощущение одиночества, ощущение, что меня никто не сможет понять, что может привести к одиночеству и аффективным реакциям.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА
А. Е. Личко утверждал, что говоря об акцентуации характера у подростка необходимо понимать, в связи с какими обстоятельствами подросток может «дать» акцентуацию. Проявления не всегда и не везде, а лишь в тех случаях, когда возникают сложные жизненные обстоятельства, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» в характере. Иногда нарушения адаптации носят временный преходящий характер, могут даже способствовать социальной адаптации личности.
А. Е. Личко выделил 11 ТИПОВ акцентуаций характера применительно к подростковому возрасту:
Гипертимный
Циклоидный
Лабильный
Астеноневротический
Сенситивный
Психостенический
Шизоидный
Эпилептоидный
Истероидный
Неустойчивый
Конформный
А. Е. Личко наблюдал как формы СУИЦИДАЛЬНОГО поведения зависят от вида АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА.
ЦИКЛОИДЫ - способны на суицидальное поведение в депрессивную фазу.
ЛАБИЛЬНЫЕ- характерен аффективный тип реагирования. Быстро принимает решение и быстро исполняет его, в тот же день. Основная причина - это эмоциональное отвержение, утрата поддержки значимых близких. Пример: «Девочка получила в школе двойку. Позвонила маме, она сказала, что ей некогда, позвонила подруге, та не ответила, позвонила папе, он сказал, что его это не удивляет. Девочка шла мимо дома, увидела открытую дверь, поднялась на верхний этаж и сбросилась из окна».
СЕНСИТИВНЫЙ - склонны к истинным суицидам, не делятся своими переживаниями, долго вынашивает и аккумулирует чувство вины и мысли о своем бессмысленном существовании.
ЭПИЛЕПТОИДЫ - склонны к эффективным вспышкам, теряют контроль, возможно нанесение повреждений, как проявление аутоагрессии, что в момент дисфории может обернуться трагедией.
ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП - демонстративные суициды.
Многие психологи опасаются спрашивать у подростков о суицидальных намерениях, предполагая, что тем самым наведут подростка на эти самые мысли. Но кажется логичным, что если подобных мыслей нет, то и отклика не будет. Напротив, если есть подозрения о таких намерениях, то вполне терапевтично будет поинтересоваться думал ли подросток об этом, возможно продумывал способ, место, так как в этом случае можно уже говорить о присоединении волевого компонента. В таком случае ставится вопрос о госпитализации. Я за то, чтоб говорить с подростком на подобные темы и задавать вопросы.
ЦЕЛЕСООБРАЗНО ВЫДЕЛИТЬ:
✔Пассивные суицидальные МЫСЛИ «заснуть и не проснуться», «хорошо бы умереть».
✔ Суицидальные ЗАМЫСЛЫ- продумывание места, способа и времени самоубийства.
✔Суицидальные НАМЕРЕНИЯ -присоединение волевого компонента и переход к конкретным действиям.
Как уже говорилось, подростковые суициды непредсказуемы. Важно донести до РОДИТЕЛЕЙ что это очень опасно и что родители, учителя несут ответственность. Так СЕМЬЯ и учебное заведение это зоны риска, где может зародиться конфликтная ситуация. Родители должны обращать внимание на малейшие признаки, указывающие на возможные мысли о суициде. Обращать внимание чем интересуется подросток в соцсетях, какие картинки выкладывает и т.п. Подростка нельзя оставлять одного с суицидальными мыслями. Никогда нельзя провоцировать ребенка подобными фразами:«ты никогда этого не сделаешь», « Ну иди…попробуй», «Я тебе не верю».
СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ К СУИЦИДУ
Импульсивная агрессия у родителей
Суицидальные попытку у родителей
Наличие аффективных расстройств и/или других расстройств у родителей
Все это ведет к расстройствам настроения у детей и формированию импульсивной агрессивности у детей.
✔Признаками, говорящими о повышенной вероятности суицидальной попытки могут быть:
Нарушение сна
Снижение настроения
Конфликты
Побеги из дома
Резкое изменение поведения
Уединение и отчуждение
Разговоры о смерти, рисунки, фото, отражающие жестокость, направленную на себя
Разговоры о своей никчемности
✔Критерии риска суицида по А.Волковой:
Тяжёлая психологическая атмосфера в семье
Утрата одного или обоих родителей или развод
Изоляция в детском коллективе
Несправедливые методы воспитания
Тяжелые соматические болезни, инвалидность
Неудачи в учебе, низкие школьные успехи
Акцентуации личности
Употребление алкоголя и наркотиков
Нарушение контроля, импульсивность
Низкая самооценка
Пассивность, робость, несамостоятельность
Если есть самоповреждающее поведение, то это крик о помощи, способ снизить напряжение и заглушить боль душевную, болью физической и не совершить суицид.
Несуицидное самоповреждающее поведение НССП - это комплекс действий, направленных на намеренное нанесение вреда или/и физическое повреждение тканей и органов собственного тела. Большинство исследователей этого феномена считают, что НССП является одним из клинических симптомов психических расстройств или проявлением проблем психической адаптации личности.
ПРИЗНАКИ НССП:
Преднамеренность
Повторяемость
Целенаправленность
Социальная неприемлемость
Отсутствие суицидного намерения
Чувство облегчения или беспокойства после акта самоповреждения
Чувство напряжения или тревоги, предшествующие акту
Томас Джойнер в ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ показывает следующие суицидальные факторы:
Брошенность, неудовлетворение «потребности в принадлежности», социальная изоляция, восприятие себя как бремя, патологическое отношение родителей к ребенку, которое интерпретируется им как ненужность. Все эти факторы могут привести к желанию смерти и завершенному/незавершенному суициду.
А. Н. Волкова предлагает «Прогностическую таблицу риска суицида» в которой оценивает степень риска суицида в зависимости от целого ряда критериев.
✔Кроме этого есть опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой.
✔модификация опросника Г.А. Айзека «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста. Методика предназначена для определения уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидность личности, влияющих на формирование суицидальных наклонностей.
✔Методика выявления суицидального риска у детей А.А. Кучер, В.П. Костюкевич.
✔Проективные методики, выявляющие возможные мысли о самоубийстве: «Несуществоующее животное», “Человек под дождем, «Незаконченные предложения» .
✔Колумбийская шкала оценки суицидального риска.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПСИХОТЕРАПИИ
Психообразование
Создание мотивации к лечению
Выявление факторов, запускающих или поддерживающих НССП.
РАБОТА С СУИЦИДООПАСНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
✔Работа с актуальным эмоциональным состоянием: одиночество, брошенность, восприятие себя как бремя для близких, безнадежность и тревожность, душевная боль.
✔Выявление используемых в конфликтах примитивных механизмов защит: импульсивность, агрессивность.
✔Работа с когнитивным функционированием: когнитивная ригидность- неспособность видеть разные пути решения проблем, черно-белое мышление, ошибки мышления: катастрофизация, персонализация, сверхбобщение.
✔Работа с поведенческими проявлениями: дезадаптивные способы совладания с негативным аффектом, крайне узкий набор используемых копинг-стратегий. Обучайте конструктивным поведенческим навыкам. Обучайте стратегиям разрешения конфликтов. ПОДБИРАЙТЕ КЛЮЧИ К РАЗГАДКЕ СУИЦИДА, постарайтесь определить проблему, которую подросток не может решить иным путем. А главное, устанавливайте доверительные отношения с подростком, будете ему не учителем, не други и не наставником, а помощником, проникнитесь его уязвимостью, ранимостью и состоянием неопределённости. Поддержите его в этот кризисный период, помогите ему окрепнуть.
Психоаналитическая терапия, Личностно-ориентированная терапия, Арт-терапия.
Автор: Шахова Елена Викторовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru