Вы же помните, что мы затеяли создать большой каталог по следам снимков Прокудина-Горского начала ХХ века. Пройтись по его картотеке и сравнить с тем, что снимали сами чуть более века спустя. Конечно же, сравнивать предлагаем не фотографическое мастерство, а изменения ландшафта и памятников архитектуры. Увы, время, порой, разрушительно. А применительно к православным храмам – тем паче. Волна борьбы с церковью в 1930-х не пощадила многие белозерские святыни.
Вместо предисловия
Мы не стремились повторить ракурсы Мастера. К архиву Прокудина-Горского обратились уже после своего путешествия в Белозерск. Но интересное чтиво и кадры мы вам обеспечим.
Архив Мастера сейчас хранится в библиотеке конгресса США. Был выкуплен у наследников уже после Второй мировой, долгое время почти не демонстрировался, но сейчас эти кадры находятся в свободном доступе и часто используются журналистами и блогерами. Другое дело, что именно до Белозерска мало, кто доезжает. На Севере вне федеральных трасс практически нет дорог, есть направления, пути.
Издревле известен был водный путь в Белозерье, или, как тогда говорили, на Белоозеро. И путь этот лежал сначала по Волге, затем – вверх по Шексне. Летом на ладьях, зимой – на санях по льду. От Белозерска путь шел по Ковже и Вытегре в Онежское озеро, оттуда по Свири – в Ладожское, а там и до Новгорода Великого близко, а позже – до Петербурга. Или по реке Ухтоме через Красный волок к озеру Лаче, а из него – по реке Онеге до Белого моря.
Рукотворная Мариинская водная система каналов, которую снимал Прокудин-Горский, практически повторяла этот древний путь. Благодаря ей Белозерск расцвел в XIX веке. Именно в это время в городке активно строились храмы и каменные дома. Именно в таком цветущем состоянии город Сергей Михайлович Прокудин-Горский летом 1909 года.
Ухтомский волок
Ухтомский волок знаком нам как раз по тем самым путям «Из варяг в греки» и водно-волоковому пути новгородцев до Белого моря. Первое упоминание о нем встречается в Писцовой книге конца XVI века. В 2014 году мы впервые увидели ее воочию и впервые прокатились на пароме. Это уже после северные паромы стали для нас обычным делом.
Здесь же, в местечке Ухтома одиноко стоят два заброшенных храма.
Церковь Воздвижения честного креста Господня (1736 год). Деревянная одноглавая церковь с трапезной. Закрыта в 1930-х, в 1950-х использовалась как колхозная конюшня. В настоящее время заброшена и, увы, разрушается.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1780 год). Каменная однопрестольная церковь. Тоже была закрыта в 1930-х и использовалась как склад, двумя десятилетиями позже, в 1950-х разобрали алтарь. Ремонтные работы не проводились.
На переднем плане новая часовенка.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Георгия Победоносца)
в самом Белозерске
Кто-то пишет, что это фото принадлежит Прокудину-Горскому, полной атрибуции мы так и не нашли. Взяли из путеводителя Константина Козлова «Белозерск: Описание города, его храмов и достопримечательностей» 2011 года. Очень полезная книженция, рекомендуем!
Построена в 1762 году. Здания такой культурной и исторической значимости, конечно же, надо восстанавливать, но у города нет на это денег, а областное и федеральное финансирование оставляет желать лучшего. Оно направлено, прежде всего, на раскрученные туристические маршруты, а до Белозерска – поди доберись. Ни о каком потоке туристов говорить не приходится. В отличии от соседнего Кириллова с его Кирилло-Белозерским монастырем.
В скромном здании на углу улиц Фрунзе (бывшей Егорьевской) и Сергея Орлова даже неискушенный взгляд сразу определит храм.
(Кстати, в сорока метрах от него – еще одна церковь – Петра и Павла. Но о ней скажем ниже). Храмы близки не только в пространстве, но и во времени, ибо Рождественская всего на восемь лет старше.
В центре церковь Петра и Павла, за ней – Рождества Богородицы. Справа вдали – Пятницы. Слева – Предтечи. А на самом переднем плане уникальный объект – знаменитая белозерская важня: строение в виде открытого навеса, под которым находились городские весы.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы более известен как Георгиевский по Георгиевскому приделу. От него получила свое название и улица Егорьевская. Верх храма ныне утрачен. Но по старому фото видно, что был он большим, широким световым восьмериком, почти ротондой.
От колокольни сохранился лишь первый ярус с поздней деревянной надстройкой. Однако, приглядевшись, можно заметить, что это не надстройка, а обшивка сохранившегося второго яруса. Венчал же колокольню широкий, очень низкий (ниже храма) шатер с главкой.
Интересная деталь, как пишет Козлов, скрыта именно на втором ярусе колокольни – крохотный придел иконы «Живоносный источник». На нашем фото в окне хорошо видна его маленькая апсидка над трапезной.
Ныне в храме предприятие общественного питания и магазин. Лучше, конечно, чем гараж или клуб, но все-таки не та трапеза здесь совершается.
И церковь Рождества Пресвятой Богородицы, и церковь Петра и Павла лишились своих глав и верхних ярусов, и только на старых фото теперь можно разглядеть, насколько они различались по архитектуре. Но есть у них и общие черты. У обоих в колокольнях были устроены приделы с собственными гранеными апсидами, выступающими на своды трапезных.
Впрочем, если Петропавловский и Георгиевский храмы будут когда-нибудь восстановлены в полном объеме, сходство останется заметным только специалистам. Петропавловский – пятиглавый, Георгиевский – одноглавый. Различалась и форма колоколен. Остается только поражаться фантазии зодчих: при такой концентрации и множестве храмов на Руси, «близнецы» практически не встречались.
Ну что ж, Петропавловский мы покажем вам в следующей статье. Увы, вынуждены бороться за дочитывания на Дзене.
Оставайтесь с нами!
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас