Найти тему

Индустриальный туризм в нашем исполнении. Каналы. Часть II

Оглавление

Про ГЭС из плана ГОЭЛРО и не только мы вам уже рассказывали. Про ладожский канал — тоже. Продолжим про Мариинскую водную систему.

СЯСЬСКИЕ КАНАЛЫ

Мало кто задумывается, что восточнее Волхова оба ладожских канала имеют продолжение. От Волхова до реки Сясь идут Старо- и Новосясьский каналы, а от Сяси до Свири — Старо- и Новосвирский. Эти каналы строились уже для Мариинской водной системы (нынешний Волго-Балтийский водный путь): Старые в конце XVIII — начале XIX веков, новые — в 1878-1882 годах. Кстати, каналы есть и вдоль берегов Онежского и Белого озёр.

План Мариинского водного пути. Фрагмент из книги «Мариинская система (1810 - 1910 гг.)», изданной к 100-летию Мариинской системы.
План Мариинского водного пути. Фрагмент из книги «Мариинская система (1810 - 1910 гг.)», изданной к 100-летию Мариинской системы.

Староладожский и Новоладожский каналы, Белозерский обводный, Онежский и даже величественный Волго-Балт — звенья одной цепи, Мариинской водной системы. Судоходная водная система в России, водные пути, построенные в XVIII-XX веках действовали аж до начала 1960-х. Есть в этой особенности что-то сокровенное, как и наши далекие предки — новгородцы, или жители прочих русских земель — наши почти уже современники за неимением дорог предпочли передвигаться и сплавлять грузы по рекам. С дорогами в родном Отечестве всегда криво выходило. С дураками и дорогами, как сказал классик. А надежная водная система связала Волгу с Балтийским морем. Она постоянно модернизировалась и дала миру много интересных, порой, спорных и даже шокирующих инженерных решений, чего стоят одни затопленные города — Малога, Калязин и др.

За несколько лет нам удалось объехать всю водную систему. Почти. Нет-нет, специально никаких экспедиций не составляли, не организовывали и не планировали, — само выходило. Когда в семье минимум один технарь, мимо таких сооружений не пройти и не проехать.

К Сясьским каналам выбрались холодным маем 2021-го года. Панорамы Новой Ладоги
из Немятово и Новосясьский канал:

-2
-3

На самом сером кадре (выше), как ни странно, лучше всего всё видно: ближайшая вода — Новосясьский канал, за ней — Волхов. Между Волховом и каналом — Белый маяк. За Волховом: башня в центре — то разрушенная церковь Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского, а справа — собор рождества Пресвятой Богородицы. Это уже город Новая Ладога.

На втором фото соборы за камышами те же, вода — Волхов (канал — он между маяков. тут его не видно), а маяк красный. Маяки близнецы, отличаются только по цвету. Стоят как ворота при выходе на большую воду.

Немятово в грустных красках.

Лёшу с собаками вы узнаете итак, без дополнительных пояснений. Надо сказать, что Лёшина куртка стала единственным ярким пятном 3 мая 2021-го. Но о прогулке в штормовое ничуть не пожалели.

Сясьские и Свирские каналы часто путают, они словно братья-близнецы, и даже маяки у них стоят одинаковые.

При окончании строительства Сясьского канала, в 1878-80-х годах, в его устье у Волхова установили 2 чугунных маяка одинаковых по конструкции. Выполнены, как пишут, в русском стиле, но окрашены в разные цвета навигационных знаков. Подъехать впритык на машине к обоим, к счастью, нельзя. Нужно парковаться и идти метров 100 по уложенной булыжником старой дороге. Так что компашек с мангалами здесь вы не встретите даже в хорошую погоду.

Чтобы не запутаться с каналами, мы составили такие карты:

-6
-7

БЕЛОЗЕРСКИЙ ОБВОДНЫЙ КАНАЛ

Ниже на фото Алексей на набережной Белозерского обводного канала во время путешествия 2014 года радуется какой-то старинной штуковине, которая, судя по всему, до сих пор исправно работает. Белозерский обводной канал построен в рамках Мариинской водной системы для обхода Белого озера. Как и Ладожское, Белое озеро грешит штормами, для речных судов это серьезное препятствие. Чтобы избегать волнений, в первой половине XIX века и был сооружен канал (окончания постройки — 1846 год). Он был построен всего за три года, как это водится в России, силами заключённых. Канал проходит от реки Ковжа до реки Шексна вдоль западного и южного берега Белого озера, частично через территорию города Белозерск. Перемычка, отделяющая канал от озера, местами размыта. Сейчас канал судоходен для местных судов очень малых размеров и широко используется любителями байдарок.

ВОЛГО-БАЛТ

Словом, прорыть канал вокруг Ладоги — «полдела», ещё молодой петровской России нужен был канал, который бы соединял реки бассейна Балтийского моря с Волгой. В наше время существует глубокий и широкий Волго-Балт, а его предшественником стала Мариинская водная система, о строительстве которой мечтал ещё царь Петр. К прорытию Мариинского канала приступили лишь при Павле I, в 1799 году. В 1808 году по водному пути, соединившем реку Ковжа (из которой можно было попасть в Волгу) и Вытегра (бассейн Онежского озера, откуда можно было уже добраться водным путём до Санкт-Петербурга). В 1886 году был прорыт Новомариинский канал. Общая длина Мариинской водной системы составляла 1125 километров (большую её часть составляли реки, текущие естественным путём, но и тут приходилось рыть маленькие каналы для спрямления излучин, углублять фарватер и т. д.).

Шлюз в районе Вытегры:

-9

Обратная сторона развития водных торговых путей — затопленные города и деревушки, памятники архитектуры. Бывшее Крохино близ Белозерска. Фото 2014 года. Последствия наполнения Шекснинского водохранилища в 1961 году. Еще одно место возможного городища легендарного Синеуса (помните, как сели первые русские князья Рюрик — в Ладоге, Трувор — в Изборске, а Синеус — в Белозере). Впрочем, археологические раскопки в расположенной тут же Киснеме (Троицком) показали, что культурный слой варяжского городка датируется 860-ми годами. Культурный слой незатопленной части Крохина (экспедиция Л.А. Голубевой) датируется X-XIII веками...

Ещё по теме затопленных городов:
НАШ РАССКАЗ О КАЛЯЗИНЕ
РЫБИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ

ОНЕЖСКИЙ КАНАЛ

Видео про нашу водную прогулку по Свири и Онеге. Тут есть про Онежский канал (0:40 и 7:45 по таймкоду), про обелиск строителям Мариинской водной системы с воды. И вообще — про поселок Вознесенье Подпорожского района Ленинградской области.

В свое время он был очень богатым: сначала тут из варяг в греки ходили люди на драккарах, потом северные соседи повезли дары в Центральную Россию. А после запуска Мариинской системы каналов в 1810 году Вознесенье и вовсе стало крупной промежуточной пристанью, торгово-распределительным центром. Здесь переваливали грузы с озерных судов на речные, добавляли те, что местного производства, делили, умножали...

До памятник строителям Мариинской водной системы ножками и по суше мы дошли в дождь. Сохранилось фото Прокудина-Горского. У него он называется Монумент в память открытия Онежского канала. 1909. Честно говоря, довольно неудачная фотография — и по композиции, и по исполнению. Но что делать, другой нет. Да и кто мы такие, чтобы критиковать гуру! Обелиск сохранился до нашего времени. Но… нет старой медной (?) доски (от нее остались только следы от гвоздей). Сейчас на стеле другая табличка и возможно с другим текстом. Исчезли барельефы с атрибутами Российской империи и, кроме того, выкрашен он не в шоколадно-коричневый (как на фотографии Прокудина-Горского), а в голубой цвет. Такое впечатление, что гранит просто взяли и покрасили.

-11
-12

Впрочем, знающие люди говорят, что на наших фото памятник тот, да не тот. Это брат-близнец обелиска из местечка Черные Пески (Вытегорский район), установленный там в память окончания строительства первой очереди строительства Онежского обводного канала (1818 - 1820 годы), но в конце 1950-х или уже в 1960-е перевезенный в Вознесенье и установленный вместо утраченного в годы Великой Отечественной местного памятника.

А про БЕЛОМОРСК и БЕЛОМОРКАНАЛ мы уже рассказывали. И довольно-таки обстоятельно. Оставайтесь с нами!

Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас