Знаете, мне тут написали комментарий, что «Вы не понимаете книг Стругацких, потому что Вы не жили в то время!». Ну что сказать… Комментарий, конечно, глупый, на самом деле, но если уж написали его, то имеет смысл попробовать разобрать его. Тем более, что если выдвинуто такое обвинение, то… получается, что книги братьев не прошли «проверку временем»? Знаете, для писателя (тем более, для писателя хорошего), это очень и очень грустно. Он, знаете ли, старался, писал книги, а они взяли – и не прошли проверку временем! Так что – давайте попробуем понять, так это, или нет?
Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Виктор Айрон, Ильдар Арасланов, Сергей Ряховский, Петр Усов, Nikolausta, Влад; Борисов, Павел Павлов, Птица Птица, Olov Viking, Одиннадцатый Примарх, MetaModern671games, Алексей Гнитько, Arti и Lorgar Balthasar. Огромное им за это спасибо!
Для начала, давайте попробуем разобрать саму эту фразу – «ты не жил в то время, значит, ты ничего не понимаешь!». Знаете, я много в какое время не жил. Мне сейчас, конечно, сорок три года (хотя порой ощущаю я себя лет на восемьдесят, увы), и да, я не жил в 60-х, не застал Великую Отечественную и так далее. Тем не менее, я читал, например, повесть Виктора Курочкина, «На войне как на войне». Я отлично понимаю, о чём это произведение, и мне искренне жаль лейтенанта Малешкина. Ну, ладно, в конце концов, я получил советское образование, немало интересовался историей военной техники и так далее. Но! Например, я читал Луи Буссенара. Например, «Ледяной ад» и «Капитан Сорви-Голова». И я прекрасно понимал, о чём эти книги. Хотя, я чисто физически, не мог застать ни Золотую лихорадку, ни англо-бурскую войну. Можно поговорить о книгах Джека Лондона (хотя и читал я их не все). Но я тоже их вполне себе нормально понял. Хотя, опять же, я не жил в то время.
Но что же с книгами Стругацких? Можно ли понять их сейчас? Напомню, сейчас XXI-й век, век информатизации и тому подобных вещей. Да, у нас, жителей этого века, несколько иная ментальность, изменившиеся ценности и так далее. Мы не полетели на Марс, променяв развитие науки и техники на новый «айфон» каждый год и сто сортов колбасы. Кстати, лично я не интересуюсь ни тем, ни другим. Так вот, понятно ли нам, о чём вообще писали братья?
Давайте начнём с самого начала. Можно, например, с повести «Извне», про которую я писал недавно. Есть ли там фантастика? Да. Прекрасная, чистая и интересная фантастика. Да, герой повести ничего не узнал, но, тем не менее, он смог прикоснуться к Тайне. Он смог увидеть главное – что Иной Разум совершенно точно есть. Да, он не увидел представителей этого самого Разума, но он смог найти доказательства его существования. Целый звездолёт, этакий летающий музей. И всё же, сдаётся мне, что корабль давно уже летит из ниоткуда в никуда, так как с ним что-то случилось. Хотя бы потому, что земная живность, которую «пауки» набрали на борт, не в состоянии прожить больше двадцати-тридцати лет. Так что, надо её доставить на планету, с которой запустили корабль, как можно быстрее. И это правило работает для любой иной живности. А так как на кораблей было полно живности – в том числе и с других планет, вполне себе можно предположить, что что-то случилось, и корабль обречён странствовать по космосу вечно. Что касается возвращения Лозовского, то его просто показали машине более высокого ранга, и она приказала его вернуть на Землю. Но, повесть, на самом деле, была интересно!
Можно поговорить и о «трилогии Быкова», которая тоже является отличной фантастикой. Именно научной фантастикой, которая понятна и интересна. Да, там есть с чем поспорить, но читать это было интересно. Кстати говоря, мир, что описан в трилогии, на самом деле, вполне так понятен. Мне, например, были близки эти люди, которые работали ради идеи. Люди, которые вели «Хиус» на Венеру, люди, которые оказались без хода в верхних слоях атмосферы Юпитера, но всё же смогли починиться (перенастроить «зеркало») и привезти продукты на Амальтею. Это ли не подвиг и не героизм? А ведь они просто делали свою работу… Кстати говоря, «Стажёры» сильно уступают тому же «Пути на Амальтею». Чем? Например, тем, там, по сути, ничего и нет. Это просто книга, в которой авторы убивают Юрковского и Крутикова. Убивают потому, что «такие люди больше не нужны». А Жилин решает, что «главное – на Земле». Кстати говоря, что касается решения Жилина… Значит, ССКР вложила в него средства, выучила его на бортинженера. Причём, не просто «бортача», а специалиста очень высокой квалификации, способного на «нестандартный и творческий подход» ко всему, а он взял и «главное остаётся на Земле!». Простите, а что – главное? Земле уже не нужен космос? Земле не нужны хорошие специалисты? Например, в «Хищных вещах» мы видим совершенно другого Жилина, который, в общем-то, в качестве «агента», разведчика и прочего – не так уж и хорош. До того, что такое «слег» он догадался совершенно случайно, друга спасти не смог, сам чуть не умер (и даже не один раз), и вообще, сдаётся мне, что и в ситуации он не особо разобрался… Так что же – классный космонавт стал посредственным «агентом»? Отличное решение!
Кстати, что касается «Вещей»… Борис Натанович потом, в «комментариях к пройденному», писал о том, что этот мир – самый реальный из всего, что они написали. И вообще, там всё не так уж и плохо. Только вот… А насколько хорошо Борис Стругацкий знал и понимал людей вообще? Я приведу сейчас из него цитату и попробую разобрать её…
«я … глянул на мир «хищных вещей» глазами непредубежденного, неангажированного человека, далекого от очевидных, но не так уж чтобы общепринятых, хотя и вполне достойных, постулатов типа «человек создан для творчества», «человек это звучит гордо», «правильно мыслить — вот основной принцип морали» и так далее, в том же духе. И этими глазами я увидел мир, не лишённый, разумеется, своих недостатков, в чём-то — убогий, в чём-то — пакостный, в чём-то — даже непереносимо отвратный… Но при всем при том — содержащий в себе немало светлых уголков и оставляющий, между прочим, широчайший простор и для духовной жизни тоже. Ведь человек в этом мире — свободен. Хочешь — обжирайся и напивайся, хочешь — развлекай себя нейростимуляторами, хочешь — предавайся персональному мазохизму. Но с другой-то стороны: хочешь учиться — учись; хочешь читать — читай, всё, что угодно и сколько угодно; хочешь самосовершенствоваться — пожалуйста; хочешь, в конце концов, чистить и улучшать свой мир, хочешь драться за достоинство человека — ради бога! — это отнюдь никем не запрещено, действуй, и дай тебе бог удачи! Ты волен в этом мире стать таким, каким сможешь и захочешь. Выбор за тобой. Действуй.»
Вот эта самая «свобода», о которой идёт речь. Знаете, это так похоже на наш сегодняшний мир, не так ли? Конечно, до такой «свободы» нам очень и очень далеко (зато, есть страна, в которой успешно идут в этом направлении). Но! А что выберет большая часть людей в таком мире? Книги? Развитие? Или что-то иное? Я вот наблюдаю за людьми, например, в нашем городе, уже не первый год. Собственно, я это делаю почти всю свою жизнь, если что. И что я вижу? Вот, например, немало людей, которых я знаю – весьма неглупые люди. Они хороши в своей деятельности и всё такое. Но! Книг они не читают. Им это не надо, им этого не интересно. А вот «закупиться на распродаже», посмотреть сериал, поговорить о моде, что-то подобное – это запросто. Ничего не напоминает? Просто, читать книги, развиваться и прочее – это сложно, это надо какие-то сила прикладывать, надо напрягаться и так далее. А вот «пассивные удовольствия» – это же сильно проще. Так и с большей частью других людей – мало кто хочет тратить время и силы на развитие интеллекта, на книги, на «чистить и развивать свой мир». Большая часть людей, при таких вводных будет желать только одного – сидеть и ничего не делать. Да, найдутся и те, кто будет заниматься всеми этими вещами, верно. Только вот, будет их немного, и на них будут смотреть, как на ненормальных людей. И мне вот интересно – сам-то Борис Натанович это ведь прекрасно понимал. Не мог не понимать – он не мог не видеть это сам, своими глазами. Ну, а второе его высказывание про этот мир и вовсе…
«Мы поняли, что этот мир, конечно, не добр, не светел и не прекрасен, но и не безнадёжен в то же время, — он способен к развитию. Он похож на дурно воспитанного подростка, со всеми его плюсами и минусами. И уж во всяком случае, среди всех придуманных миров он кажется нам наиболее ВЕРОЯТНЫМ. Мир Полудня, скорее всего, недостижим, мир «1984», слава богу, остался уже, пожалуй, позади, а вот мир «хищных вещей» — это, похоже, как раз то, что ждёт нас «за поворотом, в глубине». И надо быть к этому готовым.»
Как говорится, комментарии тут излишни. Особенно, конечно, слова про развитие тут хороши. Чтобы мир начал развиваться, его надо подтолкнуть к этому. Сам по себе он развиваться не будет. А силы, которые бы это сделали – в повести их нет. Кто там будет развиваться? Те, кто ходит на «дрожку»? Те, кто «тащится» от экстремальных развлечений (кстати, весьма глупых)? Или, может, «интели»? Да, я так и представляю себе их развитие. В повести был эпизод, когда они «дрожку» с вертолёта залили «слезогонкой». Не помогло. Хорошо, в следующий раз они точно что-то более «интересное» попробуют. Например, напалм. Нет, а что? Точно поможет – больше на «дрожку» никто не придёт! С гарантией! Но, согласитесь, что это будет немного не то развитие, о котором грезит Борис Натанович…
Но, если отбросить его слова, то что получается? Можно ли понять данное произведение, спустя столько времени? На самом деле, ничего непонятного в нём нет. Общество потребления, увы, есть сейчас, и мы его отлично видим и знаем. По сути, «Хищные вещи века» понятны даже сейчас. Я не могу сказать, что мне нравится эта книга, но я не могу сказать, что она мне не понятна.
Может, взять любое иное произведение? Поговорим о «Мире Полудня», некоторые решения которого, на самом деле, сейчас выглядят странными? Я про то, что человек может, поработав в одной сфере, побежать пробовать себя в чём-то ещё? На самом деле, я, конечно, могу ошибаться, но… разве не надо учиться – а на некоторые специальности довольно долго и серьёзно? Например, Антон из «Попытки к бегству» – он профессиональный пилот. Корабли водит. И не только водит, но и понимает в них. Понимает в их системах, умеет, скорее всего, провести мелкий ремонт и так далее. Знает всё, что должен знать капитан корабля, который летает на большие расстояния. И вот, давайте представим себе, что завтра он решит, что это ему надоело и отправится, например, врачом работать. Врачи, как я понимаю, в Мире Полудня есть. И? Да, в повести был эпизод, как он Вадиму рану исцеляет – при помощи специального коллоида и своих «возможностей», но сможет ли Антон вылечить, например, инфаркт? Спасти человека от инсульта? «Вытащить» того, кто умирает от рака? Просто, как я понимаю, на все эти специальности надо учиться. И учиться довольно долго. Уверен, что и на профессионального пилота Антон тоже не пару недель на курсах позанимался… Хотя, как я понимаю, получить лицензию «пилота-любителя» там, на самом деле, можно довольно быстро – у Каммерера она точно была…
Но пережили ли книги братьев «испытание временем»? Знаете, это всё же, вопрос довольно сложный. С одной стороны, некоторые их произведения вполне себе прекрасно читаются и сегодня. Можно сказать такое и про «Хищные вещи века», кстати говоря, хотя, положа руку на сердце – они мне не нравятся. А вот, например. «Град обречённый» – он мне непонятен. Да, там, вроде как есть аллюзии на сталинский СССР, где, можно сказать, выпячены все недостатки его, но… я на самом деле, тогда не жил. Я не знаю – как на это реагировать. Я вижу только то, что роман на самом деле вышел… неприятным для чтения. А уж то, что герои очень много пьют, в том числе и на работе… извините, мне это читать просто неприятно…
Так что, я могу предположить, что те книги братьев, которые, на самом деле, писались ими «от души», без «фиги в кармане» и без задних мыслей про СССР – вполне себе испытание временем прошли. А вот остальное… Ну, наверное, так и лучше даже…
Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!