Найти тему

Этические принципы психолога. Что нужно знать клиенту?

Остановимся на основных этических принципах в работе психолога.

Эти принципы, а точнее, их нарушение со стороны психолога, могут быть для клиентов, как лакмусовая бумажка при определении компетентности специалиста.

Я не буду говорить о принципе конфиденциальности. Думаю, понятно, что консультант обязан хранить в тайне все, что обсуждалось между ним и клиентом. Это основа основ, про него многие знают.

А вот вокруг некоторых принципов ходят легенды😁 а некоторые так искажены, что фраза "ты ж психолог" носит сегодня чуть ли не магический эффект, призывающий специалиста встрепенуть руки к небу и могущественно провозгласить "даааа! Я ж психолог! Изыди, проблема! Аминь." И проблема исчезла. Сразу. У всех.

Поэтому➡

Принцип 1 - невмешательства. Да, вопреки ожиданиям клиента, психолог не должен вмешиваться в личную жизнь клиента и в решения, которые тот принимает. Психолог не может навязывать свои рекомендации и уж точно не может давать советов, разводиться ему нет, увольняться с работы или устроиться на определённую должность.

Принцип 2 - отказа от советов. Вытекает из предыдущего. Многие слышали эту фразу "Психолог советов не даёт". Но многие клиенты именно за этим и идут на консультацию, чтобы психолог за него решил некоторую задачку и выдал готовый ответ. Чаще всего клиент считает, что в его бедах виноват кто-то другой и у него просто сложная жизнь. И от психолога он ждёт чётких указаний, как себя вести и что отвечать в той или иной ситуации. Но на самом деле клиент просто не хочет работать над собой и принимать на себя ответственность за последствия собственных действий. Клиент даже может требовать совета ,обвинять психолога в некомпетентности. Хороший психолог может предложить несколько вариантов разрешения проблемы. Но выбрать один вариант, исполнить его и принять ответственность за последствия может только сам клиент.

Консультант может работать только над тем, чтобы помочь САМОМУ клиенту измениться, а в результате тот смог бы достичь своих позитивных и экологически правильных целей.

НО! психолог еще может обучать клиента правильным формам поведения в определённых ситуациях. Например, уверенно у поведению в ситуации конфликта. И это «ОК».

Принцип 3 - отказ от личных и социальных отношений с клиентом. Этот принцип очевиден, ведь даже дружеские отношения психолога с клиентом могут повредить процессу терапии. В таком случае психолог теряет объективность, сильно сопереживает ему и невольно старается занять его позицию. Вместо терапии он будет оказывать только поддержку, а это опять же помешает клиенту признать свою ответственность за решение собственных проблем. Поэтому фраза "моя подружка-психолог советами мне помогает" лично меня ставит в тупик. Никаких бартеров и двойных отношений.

Принцип 4 - достаточной квалификации. Обычно консультант специализируется в определенной области психологической помощи. Если, например, он консультирует семьи, это не значит, что он справится с алкоголизмом клиента. Или если он работает только со взрослыми людьми - ему не следует браться за помощь, лежащую в области детской психологии. Поэтому лучше всегда уточнять, где и чему обучался специалист.

Конечно, этических принципов у хорошего специалиста намного больше. Но как клиенту, вам достаточно знать выше указанные. Чтобы при выборе психолога, вы могли знать примерный ориентир и не попались на удочку некомпетентного консультанта.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц