Умение воспринимать обратную связь совсем не означает, что мы должны соглашаться с ее содержанием.
Умение воспринимать обратную связь - это способность вести разговор и принимать решения по поводу того, применять или не применять ту информацию, которую вам сообщили. А еще это умение отстаивать свои границы и говорить "Нет"
Не существует четкой формулы, позволяющей отличить обратную связь, к которой можно прислушаться, от обратной связи, не имеющей никакой пользы. Советчик может считать, что искренне заботится о вас. Но всё это никак не отменяет, что негативная обратная связь и непрошенные советы могут быть болезненны для нас, нашей самооценки и идентичности.
С обратной связью что-то не так, если
Она направлена не на ваше поведение, а на вас лично. Согласитесь, что между "вот идея, которая могла бы тебе помочь в этой ситуации" и "всему тебя учить надо" - огромная разница
Вам ставят условия. "Конечно ты можешь не прислушиваться к моему совету.. Но я тебя уважать перестану"
Вы согласились один раз и ставки повысились. "Классная прическа, я же говорила, что тебе подойдет! Теперь еще к косметологу бы тебя отправить и будешь совсем красотка".
Обратная связь вас изводит. Собеседник пытается вам помочь, но от его советов только хуже? Вы пробовали объяснить, что эти рекомендации вам не помогают, но он продолжает настаивать на своем? Такая бесполезная и назойливая обратная связь даже близко не полезна, а деструктивна.
Обратная связь содержит угрозу. "Если вы будете продолжать опаздывать на работу, мы будем вынуждены оформить выговор". Здесь есть законное и логичное предупреждение от руководителя. "Если вы не перестанете опаздывать, то я вас уволю и вы никогда не найдете себе места в этой отрасли". А вот это уже угроза.
Как отвергнуть обратную связь?
1. "Я уважаю ваше мнение"
"Я готов(а) вас выслушать и учту ваше мнение, но не могу воспользоваться вашим советом"
"У меня на примете есть несколько вариантов/решений, я учту ваш совет при выборе".
При желании вы можете объяснить, почему ваш ответ "Нет".
2. Смените тему.
Вы можете дать автору послания понять, что не готовы принимать советы по волнующей вас тематике. Но он эксперт в чем-то другом и вы обратитесь за советом, если возникнет нужда.
"Я не готова обсуждать тему лишнего веса, но буду рада совету по поводу репетитора для ребенка. Поделишься контактом?"
3. Не сейчас.
"Мне очень трудно выступать перед большим количеством людей, и понимаю, что когда ты говоришь мне "Не волнуйся", ты хочешь помочь. Однако это давит на меня, я волнуюсь еще больше. Буду рада поговорить об этом в другой день, не накануне выступления"
4. Обозначьте санкции.
"Мне не нужен совет по поводу моей внешности. Если ты не готов принять меня таким, какой я есть, я не буду приезжать к тебе и мы будем общаться только по телефону"
Формула ответа на нежелательную обратную связь:
Обозначьте содержание просьбы
"Я знаю, что ты желаешь мне добра. Твои комментарии насчет моего лишнего веса меня очень расстраивают. Если ты хочешь, чтобы наша дружба продолжалась..
Укажите временные рамки
... прошу тебя не поднимать эту тему ближайшие полгода, пока я не разберусь со своим здоровьем.
Запросите согласие
... можешь ли ты исполнить мою просьбу?"
P.s. Разве плохо, что один человек пытается побудить другого сбросить лишний вес или пойти учиться?
Нет, это не плохо. Но вопрос - хочет ли ваш собеседник этого? Или этого хотите вы?
Если люди искренне желают измениться в лучшую сторону, обязательно помогите им. Дайте им ясно понять ваши намерения и обязательно слушайте, чего они хотят и что чувствуют.