Коротко по докладу «Аутизм, письмо и письменная речь. Проблемы диагностики и коррекции» на сегодняшнем фестивале #ЛюдиКакЛюди.
Главное в усвоении чтения и письма у детей с аутизмом –осмысленность, чтобы ребёнок с РАС мог осознанно и произвольно использовать их в жизни.
Далее коротко о психофизиологическом уровне письма. Без этого никак нельзя понять нарушение письма.
Исходя из проблем оптико-моторного уровня (перешифровка со звука на букву, с буквы на комплекс движений рук), берем кусочек – графика. При аутизме обучение письму от руки может быть затруднено из-за диспраксии, нарушений мелкой моторики, слабости мышц кисти и руки в целом. Нередко встречается мышечная слабость.
Около 80% детей с аутизмом испытывают проблемы с навыками крупной моторики (бег, бросание мяча). Но! Проблема связана не только с мелкой моторикой (удержание ручки или карандаша), но и с распределением мышечного тонуса и проприорецепцией.
Отдельно сказала про то, что дети часто пишут крупными буквами, без соблюдения строк и наклонных линий. Дети затрачивают на письмо больше энергии. Так вот писать крупными буквами легче. На обычное письмо дети затрачивают больше энергии, а при письме крупными буквами и в широкую линейку (можно линовать альбом для рисования) напряжение не такое сильное (попасть в строчку). При этом движение по строке происходит всей рукой, начиная от плеча. Именно так и пишут дети с нарушениями обработки сенсорной информации.
Вот несколько рекомендаций:
📍 игры с пластилином,
📍 рисование и письмо на вертикальных поверхностях,
📍 написание очень крупных печатных букв.
📍 многократные обводки букв
большого количества повторов для каждого навыка.
📍 печать на компьютере вместо письма от руки.
На последнем пункте я остановилась подробно и рассказала «почему детям с аутизмом важно учиться печатать» и назвала причины «почему нужно овладевать клавиатурой».
Далее рассказала о взаимодействии двух уровней чтения.
Общий вывод к докладу - формирование письма с использованием клавиатуры компьюетера является эффективным, даже если не подходит каждому ребенку с РАС.
#пониманиепрочитанного
#logomed_olga_azova_пониманиепрочитанного
#аутизм
#logomed_olga_azova_аутизм
#гиперлексия
#logomed_olga_azova_Гиперлексия