Грешный ангел. СССР, 1963. Режиссер Геннадий Казанский. Сценарист Михаил Берестинский. Актеры: Ольга Красина, Николай Волков (ст.), Нина Веселовская, Геннадий Фролов, Юрий Медведев, Борис Чирков, Галина Волчек и др. 19,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Геннадий Казанский (1910–1983) известен своими работами в кинематографе: за свою творческую карьеру он поставил 16 фильмов, часть из которых вошли в тысячу самых популярных советских кинолент («Горячее сердце», «Старик Хоттабыч», «Человек–амфибия», «Угол падения», «Грешный ангел»). Главным его хитом был, конечно, «Человек–амфибия» (65,5 млн. зрителей), но и «Старик Хоттабыч» тоже собрал немалую аудиторию.
Главная героиня этой весьма острой для первой половины 1960-х драмы – школьница, которая попала в интернат, так ее родители попали под волну репрессий. Там она сталкивается со многими проблемами, в том числе и с религиозным искушением…
В год выхода «Грешного ангела» в прокат эта картина была оценена советской кинопрессой вполне позитивно:
«Самое сильное, самое цельное впечатление в фильме оставляет образ Веры в первую очередь благодаря исполнительнице этой роли — несомненно одаренной, с прекрасными артистическими данными Ольге Красиной. … всякий раз в её игре все было предельно убедительно: ни одного неточного движения, ни одной приблизительной интонации. … Актрисе чуждо не только какое-либо подчеркивание, тем более нажим, ей не свойственна даже еле уловимая ретушь, накладываемая на портрет. Красина благородно, сдержанно показывает и горе и радость Веры, отчаяние и великодушие, умение быть благодарной и упорное стремление остаться самой собой, ни в чём не отступить от своих мыслей и чувств» (Залесский В. Человек не остался один // Искусство кино. 1963)
Интерес к этой драме сохранился у кинокритиков и в XXI веке:
«Как ни странно, религиозный мотив, слабо прописанный, довольно быстро выветривается из картины, оставляя место куда более интересной теме о возможности жить по правде в лицемерных реалиях. Вера вынуждена врать, что её родители сидят в лагерях по политическим статьям, а в фильме не раз звучат острые вопросы: «Вы коммунист или член партии?», «А как же демократия?», да и обучение в интернате ведётся сплошь по методичкам, в которых главное зазубрить предмет, а не понять его. Мир бюрократии, в котором каждый человек — это винтик, начинается именно со школы» (Сабыров Р. Грешный ангел. 2018. httkritikanstvo.ru/...gel
«Установку партии и правительства режиссёр Казанский всё же реализовал, но вполне анекдотическим образом. Фильм получился «антикультовым» вдвойне… Казанский был добрым режиссёром: добрым без соплей, понимающим и чувствующим детей, с которыми работать умел отменно. И получилась у него не экранизация актуальных директив ЦК, а серьёзное и благородное детское кино про жизнь, которая — а для детей особенно — не чёрная и не белая, а разная» (Трофименков М. «Грешный ангел» Геннадия Казанского // Коммерсантъ Weekend. 2016. № 39. С. 28).
Александр Федоров, киновед